eu.petrov писал(а):
Внесу в общую копилку свои пять копеек.
Звучала мысль. что Маркс нарушил гегелевский принцип единства логического и исторического, Маркс должен был начать с товарного производства, а он начал с капиталистического.
В том-то и дело. что Маркс начал с простого товарного производства.
В первом разделе капитала Маркс исследует товарное производства в абстрактном смысле, это наиболее бедная абстракция товарного производства. Она соответствует и историческому развитию товарного производства, производства независимых товаропроизводителей, НЕ использующих наемный труд.
Категорию труда Маркс рассматривает двояко.
С одной стороны труд различается качественно. Все качественно различные формы труда можно свести к единой абстракции: умственное или физическое усилие.
Для политической экономии этой абстракции маловато, потому как даже труд Робинзона можно свести к абстрактному труду.
Маркс поэтому не останавливается на этой абстракции, а идет дальше. Общественное производство предполагает труды множества индивидов. И Маркс эти индивидуальные труды сводит к общественному труду, новой абстракции. Здесь надо различать совокупность индивидуальных трудов и общественный труд, потому как общественный труд не является совокупностью индивидуальных трудов, точно также как воли индивидуумов не являются волей общества. Здесь, действительно, нужно обратиться к Гегелю, который, в частности. в Философии права подробно разграничивает понятия общей воли и воли индивидуумов. так и Маркс не сводит общественный труд к совокупности индивидуальных трудов, а сводит их к общественному труду, грубо говоря, эта абстракция - нечто средне-арифметическое.
Труд каждого отельного индивидуума Маркс рассматривает именно как такой абстрактный труд - как часть общественного труда и как простую трату сил.
Таким образом, труд, образующий стоимость, у Маркса выражен в двух формах абстракций:
- абстракция качества труда (простая физиологическая трата сил)
- абстракция количества труда (общественный труд).
Именно так Маркс рассматривает труд, который входит в стоимость товара.
что касается простого и сложного труда. Здесь возникает известная путаница, о которого предостерегал еще Энгельс в Анти-Дюринге. Сложный и простой труд в первом разделе Капитала вовсе не касается заработной платы. О заработной плате речь идет позднее у Маркса, где он подробно разбирает различные уровни оплаты труда квалифицированных и неквалифицированных рабочих. Стоимость рабочей силы по Марксу вообще не привязана к количеству труда, которое вкладывает рабочий в продукт, стоимость рабочей силы определяется исключительно издержками на воспроизводство рабочей силы. Поэтому здесь не может идти никакой речи о редукции труда, вопрос о квалификации и пр.
Здесь речь идет о количестве труда, входящем в стоимость товара. Сложный труд создает лишь большее количество товара. чем простой. Поэтому сложный труд - это помноженный простой труд. К примеру, 10 рабочих копают яму за 1 час, как и один экскаваторщик. таким образом, 1 час экскаваторщика можно выразить в 10 часах рабочего. Но, следует повторить, здесь не идет речи о заработной плате или квалификации. Здесь идет речь лишь о количестве труда, входящего в стоимость товара.
В первом разделе Маркс лишь в самом бедном и общем виде рассказывает, что в основе товарного производства лежит общественный труд.
А вот далее уже Маркс рассматривает капиталистическое производство в новой абстракции, к простому товарному производству добавляется такой товар как рабочая сила.
И вот тут уже возникает проблема редукции труда. Но в условиях товарного производства вопрос о редукции труда не решается в принципе никакими математическими выкладками и расчетами. В товарном производстве редукция оплаты "сложного" и "простого" решается "за спинами производителей", это процесс стихийный, не поддающийся расчету просто потому, что стоимость рабочей силы никак не соотносится с количеством труда, затраченным на производство товаров. По сути весь вопрос о редукции труда сводится к вопросу о справедливой заработной плате. Но заработная плата - это денежное выражение стоимости рабочей силы, т.е. затрат, направленных на воспроизводство рабочего силы. Никто вразумительно не может объяснить, почему зарплата директора выше зарплаты рабочего. Различия в оплате труда квалифицированного и неквалифицированного также призрачны, и создают лишь видимость редукции, которая необходима лишь для повышенной эксплуатации рабочей силы. Избыток рабочей силы определенной квалификации на рынке, к примеру, может привести к тому, что такая рабочая сила будет оплачиваться на уровне неквалифицированной. В другом месте возрастет спрос на каменщиков, и они будут получать зарплату больше, чем квалифицированные рабочие других профессий. Об этом Маркс также пишет, и не вдается вглубь вопроса, и правильно делает. Стоимость рабочей силы - это натянутая на человека форма товара. Потребности человека усредняются, но все дело в том, что потребности человека безграничны и разнообразны. Вся дикость товарного капиталистического производства и состоит в этом ограничении потребностей человека неким набором необходимых жизненных благ, затраты на которые и составляет стоимость рабочей силы или заработную плату. И уровень заработной платы зависит от прихоти владельцев средств производства, которые исходя из собственной потребности произвести максимальную прибыль, устанавливают на рынке рабочей силы приемлемую для них заработную плату.
Все не так, ребята! Выделенное красным цветом - это увесистое извращение Маркса. Еще один извращенец?
Советую набрать воздуха полную грудь и прочитать следующее:
Цитата:
«Первоначально товар предстал перед нами как нечто двойственное: как потребительная стоимость и меновая стоимость. Впоследствии обнаружилось, что и труд, поскольку он выражен в стоимости, уже не имеет тех признаков, которые принадлежат ему как созидателю потребительных стоимостей. Эта двойственная природа содержащегося в товаре труда впервые критически доказана мною12) . Так как этот пункт является отправным пунктом, от которого зависит понимание политической экономии, то его следует осветить здесь более обстоятельно.
Возьмем два товара, например один сюртук и 10 аршин холста. Пусть стоимость первого вдвое больше стоимости последних, так что если 10 аршин холста = ω, то сюртук = 2 ω.
Сюртук есть потребительная стоимость, удовлетворяющая определенную потребность.
Для того чтобы создать его, был необходим определенный род производительной деятельности. Последний определяется своей целью, характером операций, предметом, средствами и результатом. Труд, полезность которого выражается таким образом в потребительной стоимости его продукта, или в том, что продукт его является потребительной стоимостью, мы просто назовем полезным трудом. С этой точки зрения труд всегда рассматривается в связи с его полезным эффектом.
Как сюртук и холст — качественно различные потребительные стоимости, точно так же качественно различны между собой и обусловливающие их бытие работы: портняжество и ткачество. Если бы эти вещи не были качественно различными потребительными стоимостями и, следовательно, продуктами качественно различных видов полезного труда, то они вообще не могли бы противостоять друг другу как товары. Сюртук не обменивают на сюртук, данную потребительную стоимость — на ту же самую потребительную стоимость.
В совокупности разнородных потребительных стоимостей, или товарных тел, проявляется совокупность полезных работ, столь же многообразных, разделяющихся на столько же различных родов, видов, семейств, подвидов и разновидностей, одним словом — проявляется общественное разделение труда. Оно составляет условие существования товарного производства, хотя товарное производство, наоборот, не является условием существования общественного разделения труда. В древнеиндийской общине труд общественно разделен, но продукты его не становятся товарами. Или возьмем более близкий пример: на каждой фабрике труд систематически разделен, но это разделение осуществляется не таким способом, что рабочие обмениваются продуктами своего индивидуального труда. Только продукты самостоятельных, друг от друга не зависимых частных работ противостоят один другому как товары.
Итак, в потребительной стоимости каждого товара содержится определенная целесообразная производительная деятельность, или полезный труд. Потребительные стоимости не могут противостоять друг другу как товары, если в них не содержатся качественно различные виды полезного труда. В обществе, продукты которого, как общее правило, принимают форму товаров, т. е. в обществе товаропроизводителей, это качественное различие видов полезного труда, которые здесь выполняются независимо друг от друга, как частное дело самостоятельных производителей, развивается в многочленную систему, в общественное разделение труда.
Для сюртука, впрочем, безразлично, кто его носит, сам ли портной или заказчик портного. В обоих случаях он функционирует как потребительная стоимость. Столь же мало меняет отношение между сюртуком и производящим его трудом тот факт, что портняжный труд становится особой профессией, самостоятельным звеном общественного- разделения труда.
Там, где это вынуждалось потребностью в одежде, человек портняжил целые тысячелетия, прежде чем из человека сделался портной. Но сюртук, холст и вообще всякий элемент вещественного богатства, который мы не находим в природе в готовом виде, всегда должен создаваться при посредстве специальной, целесообразной производительной деятельности, приспособляющей различные вещества природы к определенным человеческим потребностям.
Следовательно, труд как созидатель потребительных стоимостей, как полезный труд, есть независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная естественная необходимость: без него не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, т. е. не была бы возможна сама человеческая жизнь.
Потребительные стоимости: сюртук, холст и т. д., одним словом — товарные тела, представляют собой соединение двух элементов — вещества природы и труда. За вычетом суммы всех различных полезных видов труда, заключающихся в сюртуке, холсте и т. д., всегда остается известный материальный субстрат, который существует от природы, без всякого содействия человека. Человек в процессе производства может действовать лишь так, как действует сама природа, т. е. может изменять лишь формы веществ13). Более того. В самом этом труде формирования он постоянно опирается на содействие сил природы. Следовательно, труд не единственный источник производимых им потребительных стоимостей вещественного богатства. Труд есть отец богатства, как говорит Уильям Петти, земля — его мать 26.
Перейдем теперь от товара как предмета потребления к товарной стоимости.
Согласно нашему предположению, сюртук имеет вдвое большую стоимость, чем холст. Но это только количественная разница, которая нас пока не интересует. Мы напомним поэтому, что если стоимость одного сюртука равна двойной стоимости 10 аршин холста, то 20 аршин холста имеют ту же самую величину стоимости, что один сюртук. Как стоимости сюртук и холст суть вещи, имеющие одну и ту же субстанцию, суть объективные выражения однородного труда. Но портняжество и ткачество — качественно различные виды труда. Бывают, однако, такие общественные условия, при которых один и тот же человек попеременно шьет и ткет и где, следовательно, оба эти различные виды труда являются лишь модификациями труда одного и того же индивидуума, а не прочно обособившимися функциями различных индивидуумов, — совершенно так же, как сюртук, который портной шьет сегодня, и брюки, которые он делает завтра, представляют собой лишь вариации одного и того же индивидуального труда. Далее, ежедневный опыт показывает, что в капиталистическом обществе, в зависимости от изменяющегося направления спроса на труд, известная доля общественного труда предлагается попеременно, то в форме портняжества, то в форме ткачества Это изменение формы труда не совершается, конечно, без известного трения, но оно должно совершаться. Если отвлечься от определенного характера производительной деятельности и следовательно, от полезного характера труда, то в нем остается лишь одно, — что он есть расходование человеческой рабочей силы. Как портняжество, так и ткачество, несмотря на качественное различие этих видов производительной деятельности, представляют собой производительное расходование человеческого мозга, мускулов, нервов, рук и т. д. и в этом смысле — один и тот же человеческий труд. Это лишь две различные формы расходования человеческой рабочей силы».
Т. 23, с. 50-53.
Ну и где здесь пишется про абстракцию качества труда (как о простой
физиологической трате сил)?

Что касается мысли о том, что Маркс начал с простого товарного производства, то это правильная мысль. Маркс завуалировал это обстоятельство и Энгельс вынужден был об этом специально писать.