C.Рауха. писал(а):
Ну, если выделять условно-рефлекторный тип мировосприятия, то соответствующий тип познания ни к рационализму, ни к мистицизму, думаю, не отнести.
Пожалуй, что так.
C.Рауха. писал(а):
Возникает вопрос - что же в человеке заложено?Не уверен, что в результате эволюции общественных систем могут возникать какие-либо принципиально новые типы мировосприятия(или познания, разницу, предполагаю, можно и не обозначать.Мир воспринимается сознанием.)Общественные системы всё же значительно примитивней личности.
Это смотря что понимать под мировосприятием, опять же можно уточнить.
C.Рауха. писал(а):
Artashir писал(а):
Типы мировосприятия (универсальные), полагаю, отдельная область, пока малоразработанная, хотя кое-что в теории и имеется.
Очень интересно.Я, пока что, только у теософов что-то сыровато-съедобное отыскал.Авторитеты типа Маслоу в этой области, на мой взгляд, и до этого уровня сильно не дотягивают...
В связи с этим хочу упомянуть исследования Л.В.Осиповой-Дербас, которая как раз и ставила задачу типизации структурных компонент человеческой личности, а также взаимосвязи между поведением личности и структурой социальной системы в целом.
Существует пять состояний личностного Я (по Э.Берну): Естественный Ребёнок, Приспособившейся Ребёнок, Маленький Профессор, Взрослый, Родитель. Осипова-Дербас сопоставила этим состояниям пять структурных оболочек информационной личностной системы.
Состояние личностной системы Ребёнка (1-ая, 2-ая, 3-я оболочки) содержит все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Это состояние содержит черты, свойственные ребёнку: импульсивность, обаяние, доверчивость, эгоизм, агрессивность, боязливость, подлость, веру в волшебство, упрямство, бесконтрольность, снисходительность к себе, отсутствие внутреннего цензора, страсть к наслаждениям, неспособность принять ответственность за свою жизнь и т.д. Естественный Ребёнок (1-ая оболочка) — это состояние личностной системы Ребёнка, не изломанное воспитанием и не обременённое умственными упражнениями, а потому реагирующее самым непосредственным и естественным образом. Приспособившийся Ребёнок (2-ая оболочка) — это состояние Естественного Ребёнка, адаптированное к условиям и требованиям окружающего мира, это, например, приём пищи по установленному расписанию, соблюдение правил этикета и т.д. Маленький Профессор (3-я оболочка) — это состояние Ребёнка, связанное с проявлением интуитивной мудрости, которая, однако, из-за недостатка знаний и опыта не всегда даёт возможность правильно оценить обстоятельства. Ребёнок, например, может правильно рассчитать, как заставить маму улыбаться, но предпринятые им поиски залежей нефти во дворе не принесут желаемого результата.
Состояние личностной системы Взрослого (4-ая оболочка) не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.
Состояние личностной системы Родителя (5-ая оболочка) содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь, от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне они переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на внутреннего Ребёнка личностной системы.
На основе этих особенностей человеческой личности Л.В.Осипова-Дербас даёт и оригинальную классификацию социальных систем...