Здравствуйте, Alex!
Вы писали:
Цитата:
После уничтожения частной собственности на средства производства(экпроприации экспропроприаторов) образуется единое народное хозяйство - поэтому деньги просто не нужны, поскольку плановая экономика подразумевает планирование непосредственно в натуральных показателях.
Как это деньги не нужны? Например, одну из практических целей социализма К. Маркс формулирует так: “Отмена всех косвенных налогов. Получение средств на государственные и муниципальные нужды посредством прямого, прогрессивного подоходного налога” [1].
Попробуйте собрать налоги без денег.
А Вы не знаете, почему К. Маркс был противником косвенных налогов?
Дело в том, что лишь прямые подоходные налоги могут быть прогрессивными. В условиях трудосберегающего технического прогресса прогрессивный налог на вновь созданную стоимость может обеспечить общественно необходимое повышение нормы накопления национального дохода и создать тем самым достаточное или, в крайнем случае, относительно большее количество новых рабочих мест.
Однако, несмотря на якобы господство марксистской идеологии в СССР, после ликвидации
нэпа ввели гигантский по мировым меркам косвенный налог — налог с оборота.
Все дело в том, что прямой прогрессивный подоходный налог может взиматься с работников так называемых народных предприятий или предприятий, управляемых трудовыми коллективами, и в условиях рыночного ценообразования.
“Кооперативные фабрики самих рабочих являются, в пределах старой формы, первой брешью в этой форме, хотя они всюду, в своей действительной организации, конечно, воспроизводят и должны воспроизводить все недостатки существующей системы. Но в пределах этих фабрик уничтожается противоположность между трудом и капиталом, хотя вначале только в такой форме, что рабочие как ассоциация являются капиталистом по отношению к самим себе, т. е. применяют средства производства для эксплуатации своего собственного труда”[2].
Механизм распределения дохода таких предприятий чрезвычайно прост. Первоначально вся чистая продукция предприятия распределяется между его работниками в соответствии с количеством и качеством выполненного ими труда. Затем каждый работник уплачивает прогрессивный налог. Часть налога автоматически идет в бюджеты (центральные, региональные, местные и т. п.), а другая часть — в бюджет развития предприятия. Разумеется, здесь могут быть различные варианты, но общая идея достаточно проста и понятна.
Можно сравнительно легко подсчитать вклад каждого работника в создание национального дохода, производственных и социальных фондов предприятия, а также определить общую сумму налогов, вносимых работником на содержание государства и общественные нужды на протяжении всего периода его трудовой деятельности. Именно это и не устраивало конструкторов постнеповского социализма в СССР.
По их замыслу не государство должно было быть благодарно трудящимся за создание государственного бюджета, а наоборот, каждый житель страны и каждое предприятие ставились в благодарственную зависимость от государственного бюджета как источника всевозможных преимуществ социализма — бесплатного образования, жилья, медицинского обслуживания, инвестиций и т. д.
Для реализации этого замысла была введена налоговая система, базирующаяся на косвенных налогах — в основном на налоге с оборота потребительских товаров и услуг. В дальнейшем этот налог стал взиматься не с реального оборота, а зачислялся в бюджет по факту производства указанных товаров, которые не всегда реализовывались. В качестве объекта налогообложения выступала так называемая оптовая цена товара, которая приносила предприятию сравнительно небольшую прибыль (3-5 % от оптовой цены). К этой цене добавлялся налог, и теперь розничные цены были выше оптовых цен на величину налога с оборота. В отличие от налога с продаж, ставку которого обычно выдерживают для всех потребительских товаров и услуг на едином уровне, налог с оборота был дифференцирован по видам товаров и услуг.
Ликвидация нэпа в СССР сопровождалась переходом преимущественно к налогообложению на основе налога с оборота. Уже в 1932 г. он обеспечивал около 56 % доходов государственного бюджета. С помощью так называемых неналоговых источников (которые фактически представляли собою изъятие всей прибыли государственных предприятий) формировалось около 22 % бюджета, а прочие доходы (более 12%) поступали в бюджет в основном в форме государственных займов.
Номинальная зарплата рабочих и служащих с 1928 г. по 1932 г. (за четыре года) возросла с 730 до 1427 руб. (почти в 2 раза) при ускоренном росте капитальных вложений (в 4,9 раза), а темп роста национального дохода в неизменных ценах (182 %) оказался меньше темпа роста численности рабочих и служащих (197,8 %) [3].
Можно сделать вывод о том, что в анализируемом периоде в СССР осуществлялось инфляционное кредитование народного хозяйства, причем преимущественно в инвестиционной сфере производственного сектора экономики, так как темп роста капитальных вложений опережал темп роста розничного товарооборота в 2,1 раза. Дж. М. Кейнс еще завершал написание своей работы “Общая теория занятости, процента и денег” (опубликована в Лондоне в 1936 г.), а в СССР уже применяли некоторые рекомендации «его» теории.
Что же касается эпохи Брежнева, то относительная ликвидация нищеты была достигнута за счет все тех же «нефтедолларов».
И Советский Союз развалился из-за «нефтедолларов» (вооружитесь украинско-русским словарем и см. рисунок).
http://www.dt.ua/img/st_img/2007/645/12 ... in_ukr.gif
Говорят, США договорились с Саудовской Аравией о резком понижении цен на нефть, Горбачев залез в долги (вернее, ему «одолжили»), возникли противоречия между республиками при дележке обнищавших ресурсов и т.д.
А теперь угадайте, что будет, если США удастся еще раз понизить цены на нефть?
С уважением,
Валерий
ЛИТЕРАТУРА
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 45, с. 470.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т. 25, ч. I, с. 483.
3. Социалистическое строительство СССР. Статистический ежегодник ЦУНХУ ГОСПЛАНА СССР - У/ОБ СОЮЗ-ОРГУЧЕТ, М.: 1935; Статистический справочник СССР за 1928 г. Статистическое издательство ЦСУ СССР. М.: 1929.