************************************************************************************************
РЫБАКОВ БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ
1908 г. - 2001 г.
Советский историк, член-корреспондент по Отделению исторических наук (археология) с 23 октября 1953 г., академик по Отделению исторических наук (история СССР) с 20 июня 1958 г. специалист в области истории, археологии и культуры Древней Руси. Перу Рыбакова принадлежат работы по истории России, исследования происхождения древних славян, начальных этапов российской государственности, развития ремесел, культуре русских земель, архитектуре древнерусских городов, живописи и литературе, верованиям древних славян.
************************************************************************************************
ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВНИХ СЛАВЯН - Б. А. Рыбаков, 1981 г. (в Интернете)
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000031/
Книга pаскpывает истоки наpодного миpовозpения pyсских, yкpаинцев и белоpyссов, пpослеживает пеpиодизацию язычества: дyалистический анемизм (кyльт вампиpов и беpегинь), кyльт божеств плодоpодия (Рода и pожаниц), дpyжинный кyльт Пеpyна, сменяемый хpистианством. Анализиpyются пpоисхождение языческих богов, пpедставления о миpе и yпpавляющих им силах, восходящие к охотничьемy обществy палеолита и мезолита.
Подpобно изyчены миpовоззpение дpевних земледельцев IV-III тысячелетий до н. э. на теppитоpии Укpаины и его отголоски в миpовозpении славян. Рассмотpены этногенез славян, святилища и погpебальные обpяды пpаславян.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ - Б. А. Рыбаков, Москва, 1987 (в Интернете)
http://library.sfw.org.ua/index.php?cst ... ory=istori
Книга -- продолжение монографии Б. А. Рыбакова "Язычество древних славян", вышедшей в 1981 г. Она посвящена роли древней языческой религии в государственной и народной жизни Киевской Руси до принятия христианства. Автор показывает высокий уровень языческих воззрений и обрядов накануне крещения Руси, их проявление в общественной жизни, в прикладном искусстве, в церковных обрядах. Для историков, скусствоведов, широкого круга читателей.
Рецензенты: В. П. ДАРКЕВИЧ, С. А. ПЛЕТНЕВА
Издательство "Наука", 1987 г.
************************************************************************************************
"Влесова книга"
http://www.rustrana.ru/rubrics.php?r_id=1197&sq=19,1197
--------------------------------------------------------------------------------
"Влесова книга" как подделка
История борьбы за подлинность "книги" уходит в 50-е годы прошлого века, когда и была создана Ю. Миролюбовым эта подделка. В 60-х годах произошло ее разоблачение и споры затихли. Новый всплеск интереса к "славному", а главное - древнему прошлому славянства проявился в начале 80-х годов на волне исторического патриотизма, прокатившегося в связи с юбилеями Куликовской битвы, Киева, "Слова о полку Игореве".
Андрей Петров
--------------------------------------------------------------------------------
"Велесова книга" как подлинник
Под термином "Велесова книга" подразумевают прежде всего священные тексты волхвов, спасенные полковником белой армии, Али Изенбеком в 1919 году. Произошло это в имении князей Задонских неподалеку от станции Великий Бурлюк, что под Харьковом.
Дмитрий Гаврилов
************************************************************************************************
Славянское язычество
http://www.rustrana.ru/rubrics.php?r_id=1315&sq=19,1315
Разные статьи:
--------------------------------------------------------------------------------
Особенности формирования и развития восточнославянского язычества
Постоянное исследовательское внимание к восточнославянскому язычеству присуще палеославистике, в первую очередь отечественной, практически с момента ее зарождения. Ныне данной проблематикой занимаются представители различных отраслей гуманитарного знания.
Васильев М.А.
--------------------------------------------------------------------------------
Особенности формирования и развития восточнославянского язычества. Часть II
Эпитет Хорса "жидовин" в "Беседе трех святителей" привлек пристальное внимание В.Н. Топорова в связи с развиваемой им с конца 1980-х годов теорией хазаро-восточнославянских/древнерусских отношений.
Васильев М.А.
--------------------------------------------------------------------------------
Славянская мифология
Главный источник сведений по раннеславянской мифологии — средневековые хроники, анналы, написанные посторонними наблюдателями на немецком или латинском языках и славянскими авторами, поучения против язычества и летописи.
В. В. Иванов, В.Н. Топоров
--------------------------------------------------------------------------------
Кострома
Древние славяно-русы почитали богиню Кострому. Есть версия, что именно от нее и происходит название известного русского города на Волге.
Н. А. Зонтиков
--------------------------------------------------------------------------------
Ярила
Ярила, Ярило (рус.), Ярыло (белорус.), славянский мифологический и ритуальный персонаж, связанный с идеей плодородия, прежде всего весеннего, сексуальной мощи.
В. В. Иванов, В.Н. Топоров
--------------------------------------------------------------------------------
Даждьбог
Дажьбог (др.-русск. Дажьбогъ, варианты - Дажбогъ, Даждьбогъ), в восточно-славянской мифологии божество, входившее в состав т. н. «Владимирова пантеона».
В. В. Иванов, В.Н. Топоров
--------------------------------------------------------------------------------
Велес
Велес, Волос, в славянской мифологии бог. В древнерусских источниках (начиная с договора русских с греками 907 в «Повести временных лет» выступает как «скотий бог» - покровитель домашних животных - и бог богатства.
В. В. Иванов. В. Н. Топоров
--------------------------------------------------------------------------------
Перун
Перун (древне-русский Перунъ, общеславянский Региnъ), в славянской мифологии бог грозы (грома). Общеславянский культ Перуна восходит к культу бога грозы (грома) в индоевропейской мифологии.
В. В. Иванов, В. Н. Топоров
--------------------------------------------------------------------------------
Сохранение рудиментов язычества в христианский период
В своих последних работах Б.А. Рыбаков пришел к выводу о "прочности языческих представлений" в эпоху средневековья.
Ю. Кривошеев
--------------------------------------------------------------------------------
Пантеон восточнославянских богов накануне Крещения
Будущие боги киевского пантеона не сразу взошли на свой Олимп. Их происхождение - в фетишистских и анимистических представлениях и природных культах праславян II - I тыс. до н.э. В X в. они уже предстают зримо.
Ю. Кривошеев
************************************************************************************************