ДИАЛОГ 1924 год
— Дедушка, что такое демократ? — Демократом, дружок, называется такой человек, который желает народовластия. — А что такое народ, дедушка? — Народ — это все мы. Все, населяющие страну. — И профессора, и шоферы? — Ну конечно. — А кого, дедушка, больше: профессоров или шоферов? — Шоферов, разумеется, больше. Но почему ты об этом спрашиваешь? — Потому что шоферы могут напутать. Разве они умеют управлять страной? Это же не такси… — Они, милый, управлять и не будут. Они будут только подавать голос за ученых профессоров-политиков. — А если они не захотят, дедушка? Их заставят? — Нет, заставить нельзя. — Так как же, дедушка. Вот они сами себя и выберут. Что ты тогда будешь делать? — Ты еще маленький. Складывай свои кубики… — Не хочу. Складывай сам… А скажи, дедушка, дураки — тоже народ? — Гм… Дураки, милый, не класс, не партия, не профессия… Это все равно, если бы ты спросил: блондины — тоже народ? — Нет, уж ты не увиливай… Причем тут блондины и классы? Дураки — народ? — Пожалуй, народ. — И много их, дедушка? — Очень много. Больше, чем надо. — Большинство, дедушка? — Пожалуй, что большинство. — Так как же? Де-душ-ка! Раз глупое большинство, так оно же натворит большие глупости… А? — А мы поправим. — А они вас побьют… — Как так побьют? Что ты за чепуху городишь. — Ничуть не чепуха. Возьмут палку и скажут: нас больше! И не надо нам ваших умностей, хотим жить, как свиньи и дураки. И палкой вас хлопнут, чтоб не мешали. Что тогда, дедушка? — Глупости. — Да? А ты не читал, как в Берлине в парламенте драка была? Зловредные дураки дерутся, председатель в колокольчик звонит, а умные — молчат. И дерутся, и свистят, и ногами топают, как в конюшне. Разве не бывает?.. Дедушка, а женщины тоже должны право голоса иметь? — Ну конечно! — Отчего же в некоторых демократических странах они безголосые? Как сумасшедшие или воришки какие-нибудь. Ведь женщины же бывают умные, справедливые, добрые… Вот как мама, например. Даже республиканки между ними бывают. Я сам читал, дедушка, — Екатерина Великая писала: «Душа моя всегда была отменно республиканской». А может быть, их боятся, дедушка? — Почему же боятся? — Да вот дядя Петя говорит, что женщины «консервативны»… Ты как думаешь?.. Молчишь? Ну, ладно. Не понимаю я еще одной штуки. В Америке были выборы — республиканцы голосовали за одного человека, а демократы за другого. Разве республиканцы и демократы не всегда вместе? А я думал, что они как чай с сахаром… — Много ты понимаешь… — Что ж… Я не профессор… А вот еще, дедушка, ну, пожалуйста, бывают демократические танцы? — Что это ты еще выдумал? — Ничего не выдумал. В газетах вот пишут: там-то и там-то будет демократическая вечеринка с танцами. Бывают, значит, и монархические с танцами? Так, дедушка, если танцы у них одинаковые, то дешевле же вместе танцевать. И интереснее? А? — Ты глуп, друг мой. — Глуп, дедушка, верно. Книг для меня не пишут… Что же мне делать? Я все передовицы читаю — оттого и глуп. Так вот я по глупости своей и рассуждаю: если бы вместо вечеринок ваших с танцами да докладов с прениями — это же, дедушка, вроде бокса — ну, хоть бы детский журнал затеяли или приют открыли для русских детей — пользы бы больше было. Как ты думаешь, дедушка? — Ступай, ступай! Вот что я думаю. — Ну, да. Так всегда. Когда ответить не можешь, всегда спать посылаешь…
Автор: Саша Черный, умер 5 августа 1932 года
СПРАВКА Са́ша Чёрный (настоящее имя Алекса́ндр Миха́йлович Гли́кберг; 1 (13) октября 1880, Одесса, Российская империя — 5 августа 1932, Ле-Лаванду, Прованс, Франция) — русский поэт Серебряного века, прозаик, журналист, получивший широкую известность как автор популярных лирико-сатирических стихотворных фельетонов.
Биография
Саша Чёрный родился в Одессе, в зажиточной еврейской семье. Отец, Мендель Давидович Гликберг (1852 — 6 сентября 1911)[1], был провизором, разъездным представителем химической фирмы[2] (степень аптекарского помощника Мендель Гликберг получил 16 апреля 1871 года на медицинском факультете Императорского университета Святого Владимира в Киеве[3]). Мать, Марьям Мееровна (также урождённая Гликберг, 1857—?), происходила из купеческой семьи — её брат, купец 2-й гильдии Янкель Меерович (Яков Маркович) Гликберг, был занят в железной скобяной торговле[4][5][6]. Родители поженились 8 июля 1877 года. В семье было пятеро детей — Лидия (1879), Александр (1880), Владимир (1883), Ольга (1885—1893) и Георгий (1893)[7][8]. Семья проживала в доме Семашко (квартира 18) на Ришельевской улице.
Чтобы дать ребёнку возможность поступить в белоцерковскую гимназию, родители крестили его. В гимназии Александр проучился недолго. Мальчик сбежал из дома, стал нищим, попрошайничал. Об его горестной судьбе написали в газете, и житомирский чиновник К. К. Роше, растроганный этой историей, взял мальчика к себе. К. К. Роше, много занимавшийся благотворительностью и любивший поэзию, оказал на Александра большое влияние.
С 1901 по 1902 год Александр Гликберг служил рядовым в учебной команде, затем работал в Новоселенской таможне. 1 июня 1904 года в житомирской газете «Волынский вестник» напечатан его «Дневник резонёра» за подписью «Сам по себе».
В 1905 году переехал в Санкт-Петербург, где опубликовал принесшие ему известность сатирические стихи в журналах «Зритель», «Альманах», «Журнал», «Маски», «Леший» и др. Как писал Чуковский: «получив свежий номер журнала, читатель, прежде всего, искал в нём стихи Саши Чёрного».
Первое стихотворение под псевдонимом «Саша Чёрный» — сатира «Чепуха», напечатанное 27 ноября 1905 года, привело к закрытию журнала «Зритель». Поэтический сборник «Разные мотивы» был запрещён цензурой.
В 1906—1908 годах жил в Германии, где продолжил образование в Гейдельбергском университете.
Вернувшись в Петербург в 1908 году, сотрудничал с журналом «Сатирикон». Выпустил сборники стихов «Всем нищим духом», «Невольная дань», «Сатиры». Публиковался в журналах «Современный мир», «Аргус», «Солнце России», «Современник», в газетах «Киевская мысль», «Русская молва», «Одесские новости». Стал известным как детский писатель: книги «Тук-Тук», «Живая азбука» и другие.
В годы Первой мировой войны Саша Чёрный служил в 5-й армии рядовым при полевом лазарете и работал как прозаик. На фронте был написан его лирический цикл «Война»[источник не указан 293 дня].
В 1920 году эмигрировал, жил в Литве, Берлине и Риме, в 1924 году переехал в Париж.
Издал сборник прозы «Несерьёзные рассказы» (1928), повесть «Чудесное лето» (1929), детские книги: «Сон профессора Патрашкина» (1924), «Дневник фокса Микки» (1927), «Кошачья санатория» (1928), «Румяная книжка» (1930).
В 1929 году приобрёл участок земли на юге Франции, в местечке Ла Фавьер, построил свой дом, куда приезжали русские писатели, художники, музыканты.
Незадолго до кончины, 14 апреля 1932 года был посвящён в масонство в русской парижской ложе Свободная Россия.
Саша Чёрный скончался от сердечного приступа 5 августа 1932 года. Рискуя жизнью, он помогал в тушении пожара на соседней ферме, придя домой, слёг и больше не поднялся.
Похоронен на кладбище Лаванду, департамент Вар. В 1978 году на кладбище была установлена памятная доска.
Семья
Двоюродный брат — Даниил Львович Гликберг (1882, Одесса — 21 марта 1952, Париж), журналист («Биржевые новости»), помощник присяжного поверенного, присяжный стряпчий (1909), в эмиграции — председатель парижского отделения одесского землячества в эмиграции[9][10]. Поддерживал поэта и его жену в эмиграции.
Память
Могила поэта была утеряна вследствие того, что за неё некому было платить. Жена Саши Чёрного, Мария Ивановна, скончалась в 1961 году. В 1978 году на кладбище Лаванду была установлена символическая памятная доска, посвящённая поэту.
В 1933 году посмертно изданы книги «Солдатские сказки» и «Белка-мореплавательница».
В начале 1960-х годов благодаря стараниям Корнея Чуковского однотомники Саши Чёрного были изданы в Большой и Малой сериях Библиотеки поэта. ---------- *** ---------- Николай Корнейчуков, позже взявший себе литературный псевдоним Корней Чуковский, родился в Санкт-Петербурге 19 (31) марта 1882 года у крестьянки Екатерины Осиповны Корнейчуковой[5][6]; его отцом был потомственный почётный гражданин Эммануил Соломонович Левенсон (1851—?), в семье которого жила прислугой мать Корнея Чуковского[7]. Их брак формально не был зарегистрирован, так как для этого требовалось крещение отца, но они прожили вместе не менее трёх лет. До Николая родилась старшая дочь Мария (Маруся). Вскоре после рождения Николая отец оставил свою незаконную семью, женился «на женщине своего круга» и переехал в Баку, где открыл «Первое типографское товарищество»; мать Чуковского была вынуждена переехать в Одессу[8][9].
_________________ Здоровая нация не ощущает своей национальности, как здоровый человек не ощущает, что у него есть кости. Джордж Бернард Шоу
|