Здравствуйте, уважаемый Григорий Сергеевич!
Поскольку я устал бесполезно спорить с Ириной Валентиновной, которая не воспринимает доводы разума, разрешите высказать по этой проблеме пару слов, в том числе по поводу Вашего понимания учета труда при социализме. О чем мы спорили? Во-первых, практик утверждает, что мерой затрат конкретного труда являются индивидуальные затраты живого труда , а не средние общественно-необходимые затраты живого и прошлого труда. Во-вторых, она говорит, что никакой стоимости при социализме нет и быть не может, т.к. нет абстрактного труда. Весь труд при социализме — это полезный конкретный труд по созданию одного для всего общества общественного продукта. В каждой отдельной части общего социалистического продукта содержится сумма затрат индивидуального живого труда. Потому что никакого другого труда при социализме быть не может. В-третьих, она утверждает, что общественно-необходимый абстрактный труд может быть мерой стоимости только товара, а не продукта. Рассчитать время такого труда невозможно по техническим причинам из-за наличия коммерческой тайны. Вы, уважаемый Григорий Сергеевич, согласны с Ириной Валентиновной. "Стоимость" (= овеществлённый абстрактный труд) - это категория историческая и применима лишь к описанию ТОВАРНОЙ экономики, вне которой этот термин теряет смысл. В то же время Вы утверждаете, что моменты качества труда и его сложности ВАЖНЫ в не-товарной экономике и должны обязательно учитываться при распределении общественного продукта - той его части, которая сверх прожиточного минимума.
Итак, вопрос №1: правильно ли то, что в не-товарной экономике мерой затрат конкретного труда являются индивидуальные затраты живого труда , а не средние общественно-необходимые затраты живого и прошлого труда?
По этому поводу Маркс пишет: «[β) Несовместимость «рабочих денег» с реальным различием между стоимостью и ценой товаров] Стоимость (реальная меновая стоимость) всех товаров (включая труд) определяется их издержками производства, иными словами — рабочим временем, требующимся для их изготовления. Цена есть эта их меновая стоимость, выраженная в деньгах. Следовательно, замена металлических денег (и получающих от них свое наименование бумажных или кредитных денег) рабочими деньгами, которые получали бы свое наименование непосредственно от количества рабочего времени, отождествила бы реальную стоимость (меновую стоимость) товаров и их номинальную стоимость, цену, денежную стоимость. Мы имели бы отождествление реальной стоимости и номинальной стоимости, стоимости и цены. НО ЭТО БЫЛО БЫ ДОСТИГНУТО ЛИШЬ ПРИ ТОЙ ПРЕДПОСЫЛКЕ, ЧТО СТОИМОСТЬ И ЦЕНА ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА ЛИШЬ НОМИНАЛЬНО. Однако это отнюдь не так. Определяемая рабочим временем стоимость товаров есть лишь их средняя стоимость. Эта средняя величина выступает как извне привнесенная абстракция, поскольку она вычисляется как среднее число для определенного периода (например, фунт кофе стоит 1 шиллинг, когда выводится средняя цена кофе, скажем, за 25 лет); но эта средняя величина весьма реальна, если ее познают вместе с тем как движущую силу и побудительный принцип тех колебаний, которым подвергаются товарные цены в течение определенного периода. Эта реальность имеет не только теоретическое значение: она образует основу для коммерческой спекуляции, ибо последняя при расчете вероятностей исходит как из обычных средних цен, которые берутся ею в качестве центра колебаний, так и из средних высоких и средних низких цен, отклоняющихся вверх или вниз от этого центра. Рыночная стоимость товара всегда отличается от этой средней стоимости его и всегда стоит или выше или ниже ее». Из этого следует, что если предположить, что СТОИМОСТЬ И ЦЕНА ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА ЛИШЬ НОМИНАЛЬНО, а именно так на самом деле и должно происходить в не-товарной экономике, то трудовая ценность любого продукта труда должна определяться так же (по той же формуле), как определяется стоимость товара — как средняя стоимость. Вот поэтому-то Энгельс и пишет, что для определения при этих условиях (в не-товарной экономике) количества «общественного труда, заключающееся в продукте, нет надобности прибегать к окольному пути; повседневный опыт непосредственно указывает, какое количество этого труда необходимо в среднем». Здесь стоимость и трудовая ценность не отличаются друг от друга даже номинально. Поэтому-то Энгельс, как редактор, и оставляет в третьем томе «Капитала» сакральную фразу Маркса: «… По уничтожении капиталистического способа производства, но при сохранении общественного производства определение стоимости остается господствующим в том смысле, что регулирование рабочего времени и распределение общественного труда между различными группами производства, наконец, охватывающая все это бухгалтерия становятся важнее, чем когда бы то ни было». (т.25, ч.2, с.421). Практик, ничего не понимая в этом, даже пыталась трактовать в этом случае стоимость, как потребительную стоимость. Но кроме смеха такая трактовка ничего иного не вызывает.
Далее вопрос №2: следует ли в не-товарной экономике учитывать сложный труд как умноженный простой труд? Что пишет по этому поводу Маркс? «Если предположить наличие коллективного производства, определение времени, естественно, сохраняет существенное значение. Чем меньше времени требуется обществу на производство пшеницы, скота и т. д., тем больше времени оно выигрывает для другого производства, материального или духовного. Как для отдельного индивида, так и для общества всесторонность его развития, его потребления и его деятельности зависит от сбережения времени. Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени. Точно так же общество должно целесообразно распределять свое время, чтобы достичь производства, соответствующего его совокупным потребностям, подобно тому как отдельное лицо должно правильно распределять свое время, чтобы приобрести знания в надлежащих соотношениях или чтобы удовлетворять различным требованиям, предъявляемым к его деятельности. Стало быть, экономия времени, равно как и планомерное распределение рабочего времени по различным отраслям производства, остается первым экономическим законом на основе коллективного производства. Это становится законом даже в гораздо более высокой степени. Однако это существенно [I—28] отличается от измерения меновых стоимостей (работ или продуктов труда) рабочим временем. Работы отдельных лиц в одной и той же отрасли труда и различные виды труда различны не только количественно, но и качественно. Что является предпосылкой всего лишь количественного различия вещей? Одинаковость их качества. Стало быть, количественное измерение работ предполагает однородность, одинаковость их качества». т. 46, ч.1, с.116-117.
Это означает, что если в рыночной экономике сведение простого труда к сложному происходит автоматически и за спиной производителя, то в не-рыночной экономике количественное измерение работ, трудовой ценности продуктов труда требует приведения различных видов труда к одинаковости их качества. А это и есть учет всех видов труда в единицах простого труда.
В первом томе «Капитала» Маркс продолжает: «… Различные вещи становятся количественно сравнимыми лишь после того, как они сведены к одному и тому же единству. Только как выражения одного и того же единства они являются одноименными, а следовательно, соизмеримыми величинами 17)». т.23, с.58-59.
«Наконец, представим себе, для разнообразия, союз свободных людей, работающих общими средствами производства и планомерно [selbstbewust] расходующих свои индивидуальные рабочие силы как одну общественную рабочую силу. Все определения робинзоновского труда повторяются здесь, но в общественном, а не в индивидуальном масштабе. Все продукты труда Робинзона были исключительно его личным продуктом и, следовательно, непосредственно предметами потребления для него самого. Весь продукт труда союза свободных людей представляет собой общественный продукт. Часть этого продукта служит снова в качестве средств производства. Она остается общественной. Но другая часть потребляется в качестве жизненных средств членами союза. Поэтому она должна быть распределена между ними. Способ этого распределения будет изменяться соответственно характеру самого общественно-производственного организма и ступени исторического развития производителей. Лишь для того, чтобы провести параллель с товарным производством, мы предположим, что доля каждого производителя в жизненных средствах определяется его рабочим временем. При этом условии рабочее время играло бы двоякую роль. Его общественно-планомерное распределение устанавливает надлежащее отношение между различными трудовыми функциями и различными потребностями. С другой стороны, РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ СЛУЖИТ ВМЕСТЕ С ТЕМ МЕРОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧАСТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В СОВОКУПНОМ ТРУДЕ, А СЛЕДОВАТЕЛЬНО, И В ИНДИВИДУАЛЬНО ПОТРЕБЛЯЕМОЙ ЧАСТИ ВСЕГО ПРОДУКТА. Общественные отношения людей к их труду и продуктам их труда остаются здесь прозрачно ясными как в производстве, так и в распределении». т.23, с.88-89.
Остается выяснить, необходимо ли в нетоварной экономике более сложный труд производителя учитывать как большее количество простого труда или нет.
«Строй общественного жизненного процесса, т. е. материального процесса производства, сбросит с себя мистическое туманное покрывало лишь тогда, когда он станет продуктом свободного общественного союза людей и будет находиться под их сознательным планомерным контролем. Но для этого необходима определенная материальная основа общества или ряд определенных материальных условий существования, которые представляют собой естественно выросший продукт долгого и мучительного процесса развития. Правда, политическая экономия анализировала — хотя и недостаточно 31) — стоимость и величину стоимости и раскрыла скрытое в этих формах содержание. Но она ни разу даже не поставила вопроса: почему это содержание принимает такую форму, другими словами — ПОЧЕМУ ТРУД ВЫРАЖАЕТСЯ В СТОИМОСТИ, А ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА, КАК ЕГО МЕРА, — В ВЕЛИЧИНЕ СТОИМОСТИ ПРОДУКТА ТРУДА 32)? т.23, с.90-91.
31) Недостаточность рикардовского анализа величины стоимости — а это лучший анализ ее — будет показана в третьей и четвертой книгах этой работы. Что касается стоимости вообще, то классическая политическая экономия нигде прямо не проводит вполне отчетливого и сознательного различия между трудом, как он выражается в стоимости, и тем же самым трудом, поскольку он выражается в потребительной стоимости продукта. Фактически она, конечно, проводит это различие, так как в первом случае рассматривает труд с количественной, во втором — с качественной его стороны. Но ей и в голову не приходит, что ЧИСТО КОЛИЧЕСТВЕННОЕ РАЗЛИЧИЕ ВИДОВ ТРУДА ПРЕДПОЛАГАЕТ ИХ КАЧЕСТВЕННОЕ ЕДИНСТВО ИЛИ РАВЕНСТВО, СЛЕДОВАТЕЛЬНО ИХ СВЕДЕНИЕ К АБСТРАКТНО ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ТРУДУ…». т.23, с.90.
«Если отвлечься от определенного характера производительной деятельности и, следовательно, от полезного характера труда, то в нем остается лишь одно, — что он есть расходование человеческой рабочей силы. Как портняжество, так и ткачество, несмотря на качественное различие этих видов производительной деятельности, представляют собой производительное расходование человеческого мозга, мускулов, нервов, рук и т. д. и в этом смысле — один и тот же человеческий труд. Это лишь две различные формы расходования человеческой рабочей силы. Конечно, сама человеческая рабочая сила должна быть более или менее развита, чтобы затрачиваться в той или другой форме. Но В СТОИМОСТИ ТОВАРА ПРЕДСТАВЛЕН ПРОСТО ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ТРУД, ЗАТРАТА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТРУДА ВООБЩЕ. Подобно тому как в буржуазном обществе генерал или банкир играют большую роль, а просто человек — очень жалкую14), точно так же обстоит здесь дело и с человеческим трудом. Он есть расходование простой рабочей силы, которой в среднем обладает телесный организм каждого обыкновенного человека, не отличающегося особым развитием. Простой средний труд, хотя и носит различный характер в различных странах и в различные культурные эпохи, Тем не менее для каждого определенного общества есть нечто данное. Сравнительно сложный труд означает только возведенный в степень или, скорее, помноженный простой труд, так что меньшее количество сложного труда равняется большему количеству простого. Опыт показывает, что такое сведение сложного труда к простому совершается постоянно. Товар может быть продуктом самого сложного труда, но его стоимость делает его равным продукту простого труда, и, следовательно, сама представляет лишь определенное количество простого труда 15). Различные пропорции, в которых различные виды труда сводятся к простому труду как к единице их измерения, устанавливаются общественным процессом за спиной производителей и потому кажутся последним установленными обычаем. Ради простоты в дальнейшем изложении мы будем рассматривать всякий вид рабочей силы непосредственно как простую рабочую силу, — это избавит нас от необходимости сведения в каждом частном случае сложного труда к простому». т.23, с.52-53.
Итак, поскольку в стоимости товара, а значит и продукта труда представлен просто человеческий труд (все виды сложного труда, сведенные к простому), то при определении трудовой ценности продукта труда по формуле стоимости сложный труд должен сводиться к простому среднему труду, иначе это будет не трудовая ценность, а трудовая неравноценность.
Ну и как же Энгельс в своем «Анти-Дюринге» решает этот вопрос? Во-первых, он констатирует, что «во всем отделе «Капитала», трактующем о стоимости, нет ни малейшего намека на то, считает ли Маркс эту свою теорию стоимости товаров применимой также и к другим формам общества, и если считает, то в каком объеме». т.20, с.204.
Во-вторых, Энгельс акцентирует внимание на теории г-на Дюринга, в соответствии с которой «… и в хозяйственной коммуне стоимость хозяйственных вещей может измеряться тоже только затраченным рабочим временем, но при этом рабочее время каждого заранее будет расцениваться совершенно одинаково, всякое рабочее время будет считаться совершенно равноценным без исключения и принципиально, и притом — без необходимости выводить сначала какую-либо среднюю величину. И вот пусть теперь читатель сравнит этот радикальный уравнительный социализм с туманным представлением Маркса, будто чье-либо рабочее время само по себе имеет большую стоимость, чем рабочее время другого лица, потому что в первом из них сгущено большее количество среднего рабочего времени, — представлением, от которого Маркс не в силах освободиться из-за унаследованного им способа мышления образованных классов, которому должно казаться чудовищным признание, что рабочее время тачечника и рабочее время архитектора экономически совершенно равноценны!» т.20, с.205.
Нетрудно увидеть, что Энгельс отсутствие учета неравноценности различных видов труда называет радикальным уравнительным социализмом. Но именно Арзамасцева призывает нас рабочее время каждого индивидуального работника заранее расценивать совершенно одинаково, всякое рабочее время должно считаться совершенно равноценным без исключения и принципиально, и притом — без необходимости выводить сначала какую-либо среднюю величину. Другими словами, если тачечник и архитектор отработали по 8 часов труда, то в качестве оплаты труда они должны получить одно и то же количество определенных предметов потребления.
Я думаю, что здесь всем должно быть понятно: если и марксизм призывает к аналогичному радикальному уравнительному социализму, то зачем тогда было критиковать Евгения Дюринга. Ну а как должно быть на самом деле в не-товарной экономике? «Для социализма, — пишет Энгельс, — который хочет освободить человеческую рабочую силу от ее положения товара, очень важно понять, что труд не имеет стоимости и не может иметь ее. При таком понимании теряют почву все попытки регулировать будущее распределение средств существования как своего рода высшую форму заработной платы, — попытки, перешедшие к г-ну Дюрингу по наследству от стихийного рабочего социализма. Отсюда как дальнейший вывод вытекает, что распределение, поскольку оно управляется чисто экономическими соображениями, будет регулироваться интересами производства, развитие же производства больше всего стимулируется таким способом распределения, который позволяет всем членам общества как можно более всесторонне развивать, поддерживать и проявлять свои способности». т.20, с.206.
«Если равноценность рабочего времени должна иметь тот смысл, что каждый работник в равные промежутки времени производит равные стоимости и что нет необходимости сперва выводить какую-либо среднюю величину, — то СОВЕРШЕННО ОЧЕВИДНО, ЧТО ЭТО НЕВЕРНО. Стоимость, созданная часом труда двух работников, хотя бы одной и той же отрасли производства, всегда окажется различной, смотря по интенсивности труда и искусству работника; этой беде, — которая, впрочем, может казаться бедой только таким людям, как Дюринг, — не может помочь никакая хозяйственная коммуна, по крайней мере на нашей планете. Что же остается, следовательно, от всей концепции равноценности всякого труда? Ничего, кроме пустой крикливой фразы, экономической подоплекой которой является только неспособность г-на Дюринга к различению между определением стоимости трудом и определением стоимости заработной платой, — ни чего, кроме простого указа, своего рода основного закона новой хозяйственной коммуны: заработная плата за равное рабочее время должна быть равной!» т.20, с.207.
Однако Энгельс, как действующий фабрикант, не удержался и добавил в этот свой «социализм» ложку дегтя. «Как же в целом разрешается важный вопрос о более высокой оплате сложного труда? В обществе частных производителей расходы по обучению работника покрываются частными лицами или их семьями; поэтому частным лицам и достается в первую очередь более высокая цена обученной рабочей силы: искусный раб продается по более высокой цене, искусный наемный рабочий получает более высокую заработную плату. В обществе, организованном социалистически, эти расходы несет общество, поэтому ему принадлежат и плоды, т. е. большие стоимости, созданные сложным трудом. Сам работник не вправе претендовать на добавочную оплату. Из этого, между прочим, следует еще тот практический вывод, что излюбленный лозунг о праве рабочего на «полный трудовой доход» тоже иной раз не так уж неуязвим 125. 125 Подробная критика лассальянского лозунга о «полном», или «неурезанном, трудовом доходе» содержится в I разделе работы Маркса «Критика Готской программы» (см. настоящее издание, т. 19, стр. 16— 21).»
т.20, с.207.
Если бы это предложение было правильно истолковано в СССР, то студенту ВУЗа следовало бы платить стипендию в размере средней зарплаты, а зарплата мастера, инженера должна была быть хотя бы на уровне зарплаты квалифицированных рабочих. Но все это было далеко не так, и в результате отсутствия стимулирования более сложного, более качественного труда произошло неизбежное снижение качества наших товаров на мировом рынке (за исключением черной икры и черного золота), что и послужило главной причиной развала так называемого социализма в СССР. Если бы Энгельс это предвидел, то он трижды переписал бы свой «Анти-Дюринг».
С уважением, Валерий
_________________ Здоровая нация не ощущает своей национальности, как здоровый человек не ощущает, что у него есть кости. Джордж Бернард Шоу
|