С О Ц И Н Т Е Г Р У М

цивилизационный форум
     На главную страницу сайта Социнтегрум      Люди и идеи      Организации      Ресурсы Сети      Публикации      Каталог      Публикатор_картинок
                       
 
Текущее время: Вт ноя 05, 2024 11:39 am

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 314 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 21  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Чт мар 23, 2006 2:10 am 
Не в сети
Администратор форума
Администратор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср авг 25, 2004 12:26 am
Сообщения: 1051
Откуда: Москва
Zinchenko_tanya писал(а):
Все попытки открыть абсолютную «точку отсчёта» любой этнической истории некорректны в принципе, ибо формирование Российской цивилизации неразрывно связано со всем историческим процессом.

Всё со всем связано в истории, так или иначе. И римляне с монголами, и русские с ацтеками. Тем не менее, история этносов, так же как и история государств, дискретна, то есть можно указать отрезки времени, когда возникали или исчезали те или иные этносы или государства.
Zinchenko_tanya писал(а):
Пространство (территория) обладает свойством- энергоёмкостью. В него входят биоэнергетические потоки

Что такое биоэнергетические потоки ?


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт мар 24, 2006 8:00 pm 
Не в сети
Наблюдатель
Наблюдатель

Зарегистрирован: Сб фев 25, 2006 2:21 pm
Сообщения: 124
Здравствуйте,Artashir!
Вы правы, народ явление реальное и сложилось устойчивое представление, что даль этноса начинается в достаточно обозримом пространстве, и , следовательно, её можно достичь каким – то конкретным маршрутом – этнографическим, лингвистическим и др. Но все попытки найти «точку отсчёта»того или иного народа обречены на неудачу, потому что такой «точки» нет. Элементы, составляющие понятие народ: язык, культурные традиции, имеют свою отдельную биографию. История языка можно изучать самостоятельно, ибо его развитие самостоятельный процесс. Изменение характеристик языка, культурных традиций не ведут к перемене этнического самосознания ( т. к. это процессы этноэволюционные) .Этнотрасформационные процессы в результате которых происходит изменение этнического сознания : группа людей может считаться этническим объединением если она «отгородилась» от других своим самосознанием и общим именем. В сознании этноса и, только в нём, территория расселения выступает как черта, отличающая «нашу» этническую общность от соседей. Этническому самосознанию всегда свойственно противопоставление «нас» и «их» в общей картине обитаемого мира и представление превосходства своего этноса над другими. Этносы находятся в постоянном развитии (объединении, разъединении) порой совершается и полная их трансформация, в результате которых происходит изменение этнического самосознания (деление на «своих» и «чужих»). При деление единого прежде этноса на несколько частей ни один из новых этносов не отождествляет себя со «старым» т. е. исходный этнос фактически прекращает своё существование.
Например: В состав СССР входили «братские» (т. е. «наши») союзные республики. На общей территории ощущаемой , как всеобщей Родиной, жили «свои»советские люди. В 1941 г. немцы напали на Белоруссию и Украину, все советские люди защищали их от врагов, от «чужих». После распада СССР наше этническое объединение называется Россия, а мы себя воспринимаем россиянами. Белоруссия и Украина, Литва и др. не входит в состав России, в её территорию, изменилось и наше этническое сознание, для нас они «чужие» самостоятельные государства. И напади на них враги, будем ли мы их защищать или отключим газ? А находись они в составе нашей территории, ответ был бы однозначный.
Процессы объединения и разделения приводят к возникновению новых народов, изменению их территории проживания, к трансформации их этнического сознания .
Татьяна.

Биоэнергетические потоки –биогеоценозы, агроценозы.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Сб мар 25, 2006 12:36 pm 
Не в сети
Модератор
Модератор

Зарегистрирован: Сб сен 04, 2004 8:18 pm
Сообщения: 4555
Откуда: Санкт-Петербург
Здравствуйте, Татьяна.

Несколько ссылок о "биогеоценозах" и "агроценозах":
http://buzhaninov.temator.ru/cont/129/1.html
http://student.km.ru/ref_show_frame.asp ... 1%F0%EE%EC
http://www.examens.ru/otvet/8/11/599.html

Цитата:
всем периодам общества свойственны два цикла разделение и объединение. До сего дня действуют «вечные»факторы сплочения и разъединения, как общность языка и территории В то же время это и барьеры для « чужих».


Я бы добавил еще то общее качество, которое возникает на основе общих правил жизни, общих мер оценивания происходящего, общих стимулов к действиям, общих смыслов, вкладываемых в слова. Общность менталитета. Эта общность существует часто на подсознательном уровне. В этой связи общность может быть между многими рассеянными по всему миру отдельными людьми - как в случае с народом Израиля. Они - общность, хотя живут кто где, и все-таки - одно целое: еврейский народ. Поэтому не обязательно общность территориального проживания есть фактор общности. Люди могут жить в одном месте и не составлять какую-либо общность - как это хорошо видно по события во Франции (выступления иммигрантов из стран третьего мира в ноябре прошлого года:
http://www.kpe.ru/rating/world/1365/

Я бы связал "общность" с так называемыми системными (или эмерджентными) свойствами целостной системы. Такие свойства возникают как результат объединения многих единиц в единое целое и индуцируются на нижний уровень - уровень отдельных единиц, которые таким образом качественно меняются - становятся не просто единицами, а представителями некоторой целостности. То есть единица внутри некоторой целостной Системы качественно отлична от той же единицы вне ее.

Цитата:
группа людей может считаться этническим объединением если она «отгородилась» от других своим самосознанием и общим именем. В сознании этноса и, только в нём, территория расселения выступает как черта, отличающая «нашу» этническую общность от соседей. Этническому самосознанию всегда свойственно противопоставление «нас» и «их» в общей картине обитаемого мира и представление превосходства своего этноса над другими.


То есть сначала имеет место отделение "своих" от "чужих" и только потом эта выделенная этническая общность связывает себя с определенной территорией обитания. Правильно ли я понял, что "этническая самоидентификация возможна и без общности места проживания? Что сначала формируется самосознание этнического целого и только потом это целое "привязывается" к такому признаку как общность места жительства?

Цитата:
Этносы находятся в постоянном развитии (объединении, разъединении) порой совершается и полная их трансформация, в результате которых происходит изменение этнического самосознания (деление на «своих» и «чужих»). При деление единого прежде этноса на несколько частей ни один из новых этносов не отождествляет себя со «старым» т. е. исходный этнос фактически прекращает своё существование.


Тут я с Вами согласен. Объединение и распад - два механизма формирования целостностей. Причем тут возможны разные варианты реорганизации: 1) когда это выгодно обоим Системам (консолидация) 2) когда это выгодно какой-то одной (захват), 3) когда это не выгодно ни той, ни другой (взаимоизоляция). Эти разные формы могут быть описаны в рамках МСП как разные способы взаимодействия МСП-систем.

Можете ли Вы более четко пояснить, как Вы определяете термин "энергоемкость" Системы? Вы писали:

Цитата:
Пространство (территория) обладает свойством- энергоёмкостью. В него входят биоэнергетические потоки плюс полезные ископаемые.


Цитата:
Биоэнергетические потоки –биогеоценозы, агроценозы.


Цитата:
Обеднение энергоемкости пространства заставляет людей вести конкурентную борьбу за лучшие территории, т. е. вести войны с «чужими» цивилизациями.


Это - очень серьезный вопрос - каким фактором, определяется форма взаимодействия между разными Системами (будут ли они жить в мире и взаимоизоляции, войдут ли они в какую-либо коалицию или будут воевать тем или иным способом друг с другом). Вы полагаете, что именно фактор "энергоемкости" является определяющим. Поэтому хотелось бы иметь более точное определение этого термина.

Григорий.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс мар 26, 2006 1:43 pm 
Не в сети
Наблюдатель
Наблюдатель

Зарегистрирован: Сб фев 25, 2006 2:21 pm
Сообщения: 124
Здравствуйте , Григорий!
Чтобы ответить на Ваши вопросы, я должна проанализировать влияние пространства и времени на цивилизацию. На определённой территории живет общность людей, внутри которой заключаются браки на протяжении многих поколений. Исторически сложившиеся группы людей, связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных признаках, которые называют расами человека. Негроидные признаки наиболее выражены у населения живущего в Африке : курчавые волосы, темно- коричневая кожа, толстые губы.. Европеоиды, очаг формирования которых относится к Юго- Западной Азии, Южной Европе имеют светлую кожу, от карих до светло – серых, голубых глаз, узким выступающим носом, тонкими или средней толщины губ. Монголоиды связаны с Азией. Для них характерны прямые темные волосы, желтоватый оттенок кожи, уплощенное лицо. От общего проживания появляются и общие признаки деления на «своих» и « чужих». В Москве до сих про «по - особому» относятся к «лицам кавказской национальности», чаще проверяют документы.
Особенность каждого человека (да и всех живых организмов состоит в постоянном обмене веществ с окружающей средой). Для кормёжки слону нужно 30 км пространства, пчеле для сбора меда – 200м цветочных лугов. Для питания человека тоже требуется определённая территория. Энергоёмкость пространства – движение в пространстве различных видов энергии. Энергетический баланс слагается из солнечной энергии:
а) непрерывно поступающий поток энергии солнца.
б) солнечная энергия, законсервированная в земной коре: каменный уголь, нефть, газ, торф.
Другие виды энергии э. воды, э. воздуха, ядерная.
Энергетическая емкость различна в разных местах пространства. Солнце не одинаково обогревает землю, поэтому в более северных районах собирают один урожай, а на юге 2-3 урожая в год. Неравномерно в земле залегают и полезные ископаемые. Для оценки энергетических процессов чрезвычайным важным показателем служит биологическая продуктивность. Суммарно лишь около1% лучистой энергии Солнца превращается в органические вещества и могут быть использованы при питании. Цепи питания в биогеоценозах образуют сложную сеть передачи энергии от одного звена к другому.
Первое увеличение численности людей произошло в конце плейстоцена, порожденное освоением охоты на крупных животных. Второй глобальный всплеск в истории человечества произошел 10 тыс. лет назад, после открытия земледелия, позволившего людям увеличить свою численность в 30 раз. В непригодных для земледелия землях развивается скотоводство, в пространствах : пустынно- степной зоны, высокогорной, оленеводческой - тундровой. Третий демографический взрыв связан с промышленной революцией, успехами науки и вовлечение других видов энергии, запасов нефти , минерального сырья, что позволило увеличить площадь обрабатываемых земель в два – три раза, урожайность в 7 раз. Население земли увеличилось в несколько раз и теперь нас более5 миллиардов.
При истощение ресурсов в пределах своей территории одна из ядерных держав попытается захватить источники нефти, когда – то при феодализме дрались за земли, а еще раньше предметом стычек были охотничьи угодия.
Татьяна.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс мар 26, 2006 3:36 pm 
Не в сети
Модератор
Модератор

Зарегистрирован: Сб сен 04, 2004 8:18 pm
Сообщения: 4555
Откуда: Санкт-Петербург
Спасибо, Татьяна.
Я бы не стал отождествлять "условия развития" той или иной популяции с каким-либо узким термином: энергией или запасами ресурсов. В зависимости от конкретного случая, роль "условий развития" могут выполнять самые разные физические, климатические и социальные факторы. Но Вы правы, я думаю, в том, что запасы ресурсов, доступ к источникам энергии и производительность средств существования часто являются главными составляющими "условий", особенно на ранних этапах развития.
Возникновение качественно разных популяций (видов, рас, социальных общностей...) сейчас активно изучается методами эволюционного моделирования. Например, докторская диссертация Simone Collobiano "Tangled Nature. A model of ecological evolution." 2002:
www.imperial.ac.uk/research/cmth/resear ... obiano.pdf

Математика позволяет смоделировать ряд свойств среды и ее обитателей - множественность качественно-разных видов, возникновение экологических ниш, формы взаимодействия между видами, их время жизни...

Такие свойства, как мутации, изменчивость, отбор формализуются и их игра создает совершенно нетривиальные результаты на макро-уровне. Скажем, правила выбора невесты у того или иного народа может привести через какое-то время к исчезновению этого народа или наоборот к его усилению. То же и с другими правилами микроуровня: способ питания, проведения досуга, организации жизни, усвоения и применения информации... Люди, живущие по некоторым правилам (их в моделировании называют "агентами"), свойственным данной общности, сами того не сознавая, генерируют некоторый агрегированный эффект на уровне системы в целом, причем этот эффект нельзя логически вывести из правил микроуровня. В этом смысле люди создают свои новые системные качества стихийным образом, а возникшие качества видоизменяют правила поведения микроуровня. Этот процесс описывается петлей обратной связи микро-правила - макро-свойства - новые микро-правила. Причем нельзя сказать, чем этот кумулятивный процесс закончится. Возможно, что Система будет расти и крепнуть, но возможно, что она распадется или погибнет. Можно лишь попытаться смоделировать и проиграть на компьютере возможные исходы.

Понятие "пространства" для эволюционирующих популяций не тождественно с понятием физического пространства. Вы приводите пример об проживании разных общностей на одной территории (Москва с ее многонациональным населением). Но Вы правы, указывая, что общность толкает людей жить близко друг с другом - поэтому в Нью Йорке разные национальности или люди с разным уровнем достатка живут в разных местах города.

Цитата:
Энергетическая емкость различна в разных местах пространства. Солнце не одинаково обогревает землю, поэтому в более северных районах собирают один урожай, а на юге 2-3 урожая в год. Неравномерно в земле залегают и полезные ископаемые. Для оценки энергетических процессов чрезвычайным важным показателем служит биологическая продуктивность. Суммарно лишь около1% лучистой энергии Солнца превращается в органические вещества и могут быть использованы при питании. Цепи питания в биогеоценозах образуют сложную сеть передачи энергии от одного звена к другому.


Правильно. Запасы энергии на планете и кругооборот энергии - это все так. Но вот проблема. Мы знаем много случаев, когда при очень мягких и благоприятных природных условиях, общность останавливалась в своем развитии. Например, многие племена субтропических островов при богатстве природы и изобилии средств жизни так и остались на низкой (с нашей точки зрения) стадии развития. И наоборот, недостаток "условий" часто становится сильнейшим стимулятором прогресса. Значит "условия развития" не тождественны с энергетической емкостью территории проживания. Развитие может остановиться при высоких запасах усваиваемой энергии и наоборот идти очень активно при явном дефиците ее. Человек научается экономить энергию, когда она в дефиците, а не когда она в изобилии. Экономия подстегивает его изобретательность и стимулирует прогресс.

Вспомните Ромен Роллана ("Жан Кристоф"):
"Когда нет времени жить - живешь вдвойне".

Григорий.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс мар 26, 2006 10:36 pm 
Не в сети
Наблюдатель
Наблюдатель

Зарегистрирован: Сб фев 25, 2006 2:21 pm
Сообщения: 124
Здравствуйте, Григорий!
Уровень развития цивилизации зависит не от численности людей, а от плотности их в очаге цивилизации.
Татьяна.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт мар 28, 2006 3:21 am 
Не в сети
Администратор форума
Администратор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср авг 25, 2004 12:26 am
Сообщения: 1051
Откуда: Москва
Здравствуйте, Татьяна !
Zinchenko_tanya писал(а):
Вы правы, народ явление реальное и сложилось устойчивое представление, что даль этноса начинается в достаточно обозримом пространстве, и , следовательно, её можно достичь каким – то конкретным маршрутом – этнографическим, лингвистическим и др. Но все попытки найти «точку отсчёта»того или иного народа обречены на неудачу, потому что такой «точки» нет. Элементы, составляющие понятие народ: язык, культурные традиции, имеют свою отдельную биографию.

Да, Вы правы, и язык, и культурные традиции, и территория расселения имеют свои отдельные биографии. Но из этого не следует, что и этнос как система - нечто сугубо относительное, и не имеет своей точки отсчёта. Такой точкой отсчёта является "момент" возникновения этнического сознания, то есть осознания себя отдельной общностью, отличающейся от всех других. С этим, кстати, не всегда связано ощущение превосходства себя над другими.
Цитата:
При делении единого прежде этноса на несколько частей ни один из новых этносов не отождествляет себя со «старым»
-тоже не всегда верно. Бывает и так, что каждый из многих новых этносов, возникших на обломках старого, ощущает именно себя, а не других, наследником старого этноса.

Цитата:
Например: В состав СССР входили «братские» (т. е. «наши») союзные республики. На общей территории ощущаемой , как всеобщей Родиной, жили «свои»советские люди. В 1941 г. немцы напали на Белоруссию и Украину, все советские люди защищали их от врагов, от «чужих». После распада СССР наше этническое объединение называется Россия, а мы себя воспринимаем россиянами. Белоруссия и Украина, Литва и др. не входит в состав России, в её территорию, изменилось и наше этническое сознание, для нас они «чужие» самостоятельные государства. И напади на них враги, будем ли мы их защищать или отключим газ? А находись они в составе нашей территории, ответ был бы однозначный.

Здесь, мне кажется, Вы смешиваете политическую и этническую точки отсчёта. Да, СССР был единым государством с общим гражданством, но при этом там проживали разные этносы, порой находившиеся в весьма сложных отношениях друг с другом, хотя это и затушёвывалось официальной риторикой о дружбе народов. В то же время народы, имевшие единоплеменников за пределами СССР, ощущали с ними свою неразрывную связь. То же можно сказать и о народах современной Российской Федерации. А в случае нападения врагов Россия будет на стороне именно тех девяти государств СНГ, которые являются участниками Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года в Ташкенте. То есть это вопрос политики, а не этнической принадлежности.
Этническая же принадлежность далеко не всегда совпадает с гражданством того или иного государства.


Последний раз редактировалось Artashir Вт апр 25, 2006 8:02 pm, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт мар 28, 2006 10:09 am 
Не в сети
Модератор
Модератор

Зарегистрирован: Сб сен 04, 2004 8:18 pm
Сообщения: 4555
Откуда: Санкт-Петербург
Об эволюционном цикле развития жизни на Земле - новое сообщение в рубрике: "Обзор работ, методологически близких к МСП"
http://www.socintegrum.ru/forum/viewtop ... =1498#1498

Григорий.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср мар 29, 2006 8:37 am 
Не в сети
Наблюдатель
Наблюдатель

Зарегистрирован: Сб фев 25, 2006 2:21 pm
Сообщения: 124
Здравствуйте, Григорий и Artashir!
Хочу уточнить, известны два типа этнич. разделения: парциация и сепарация. При парциации деления одного этноса на несколько, ни один из новых не отождествляет себя со старым. Под сепарацией подразумевается отделение небольшой части, которая со временем превращается в самостоятельный этнос. При консолидации для ассимилируемого этноса ассимиляция будет процессом этнотрасформационным.
Мне приятно было обсуждать с Вами тему, но уезжаю на недельку на отдых .Жаль ,что с Григорием не успели поговорить о третьей составляющей Системы – информационной, а только разбирались в её массовых и энергетических параметрах.
Татьяна.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Сб апр 08, 2006 11:54 pm 
Не в сети
Наблюдатель
Наблюдатель

Зарегистрирован: Сб фев 25, 2006 2:21 pm
Сообщения: 124
Здравствуйте, Artashir!
Цитата:
Такой точкой отсчёта является "момент" возниконовения этнического сознания, то есть осознания себя отдельной общностью, отличающейся от всех других. С этим, кстати, не всегда связано ощущение превосходства себя над другими.

Этническое самосознание – осознание членами данного народа факта их этнического единства. Сначала надо отметить те объективные факторы, при которых зарождаются этнические отношения , и они же являются условиями формирования этноса: время и общность территории. В определённое время происходит расселение людей на общей территории ( т. к. нет народа отдельные части которого возникли в разных областях Земли). Их объединяют прежде всего : брачно – родственные, территориально – политические, социально – экономические и культурно – информационные связи. При тесном систематическом общении у людей появляются общие черты, выделяющие и отличающие их среди других групп: единый язык и сознания единства всех людей говорящих на данном языке, одежда, жилище и т. д.Эти признаки отражают реальные различия между отдельными этносами и осознаются её членами как объективные особенности. Деление на «мы» и « они», свойственное этническому самосознанию всего лишь отражение реально существующих различий в культуре этносов. Однажды сформировавшись, самосознание становится фильтром, контролирующие «чужие» черты культуры. Членом «нашего» этноса можно родиться, или осознать человеком реальные различия в культуре и усвоить образ жизни другого народа тем самым поменять свою этническую принадлежность. Разумеется, представление о врождённом превосходстве своего этноса над другим не имеет никакой объективной почвы .Но древние греки считали варварами всех кто не говорил на одном с ними языке. Идея превосходства своего этноса находила выражение и в самоназвании этнических общностей . Албанцы – самоназвание «шчип»- говорить понятно. Амауака – «настоящие люди».Апачи – на языке зуньи – «враги», самоназвание «люди».
Татьяна.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс апр 09, 2006 12:49 pm 
Не в сети
Модератор
Модератор

Зарегистрирован: Сб сен 04, 2004 8:18 pm
Сообщения: 4555
Откуда: Санкт-Петербург
Здравствуйте, Татьяна.

Относительно общего самосознания и отделения себя от других - эти вопросы изучаются и в социальной психологии и в философии. Возникновение самосознания - очень сложный процесс. Многие полагают, что самосознание - это индивидуация системного качества. Этнос как некоторая целостность характеризуется набором системных качеств. Но эти качества существуют через индивидов (как этнические свойства этих индивидов) - как набор их оценок, мотивов, приоритетов, способов раскладывать мир по полочкам. Множество взаимодействующих индивидов генерируют новое системное качество, носителем которого и будут эти индивиды. Тут работает положимтельная обратная связь. Индивиды - их взаимодействие - возникновение нового системного качества - качественно новые индивиды - ....

Проблема этнического самосознания разбивается на две:
1) какие законы определяют разбиение человечества на взаимно отталкивающиеся большие целостности - этносы, например.
2) как возникающие в этих целостностях новые системные качества проецируются на уровень отдельных индивидов.

Эти две проблемы - это проблемы теории систем. Этносы являются сложными эволюционирующими системами и подчиняются этим общим законам. Что это за законы?
1) феномен самоорганизующегося критического состояния. Термин взят из физики. Критическое состояние - состояние, вблизи которого становится высоко вероятен фазовый переход. Сложные эволюционирующие системы развиваются в направлении к некоторому критическому состоянию. Они как бы притягиваются к состоянию граничащему между хаосом и жесткой упорядоченностью. Достигнув этого состояния Система совершает скачок. Ее внутренняя конфигурация резко меняется. Эволюция представляет чередование фаз относительно стабильного развития и небольших промежутков качественного изменения. Такая динамика является достаточно типичной. Она моделируется в рамках "многоагентных" моделей. Динамику с чередованием стабильных фаз и кратких резких изменений в состоянии системы назвали "punctuated equilibria".
2) другое свойство - это возрастание способности системы (этноса) сохранять себя после каждого качественного метаморфоза (изменения конфигурации). Этот процесс обычно описывается с использованием меры "пригодности или адекватности" (fitness) как показателя умения системы выживать. Моделируется в виде ландшафтов пригодности ("fitness landscapes"). Эволюция отдельного индивида - есть движение по такой поверхности в сторону ближайшего максимума, а сама структура ландшафта зависит от всех индивидов.
3) Ряд дополнительных свойств можно установить и описать, используя МСП-методологию.

Эти общие свойства эволюции формулируются на языке формул и моделей. Их следует дополнять качественным анализом. Но общие закономерности остаются. Количественный общий системный подход может использоваться как инструмент изучения эволюции конкретных этносов. Подобно тому, как мы используем общий аппарат дифференциального и интегрального исчисления при решении конкретных физических задач, при изучении эволюции сложных систем (этносов, обществ, цивилизаций, экосистем...) тоже необходим некоторый математический аппарат. Я называю этот аппарат математической диалектикой.

Григорий.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс апр 09, 2006 5:21 pm 
Не в сети
Наблюдатель
Наблюдатель

Зарегистрирован: Сб фев 25, 2006 2:21 pm
Сообщения: 124
Здравствуйте, Григорий!
Вы очень наблюдательный человек , действительно термин «фазовый переход» взят мной из физики: испарение воды, плавление льда, конденсация водяного пара - все это известные примеры фазовых переходов .И эволюция живой материи, как мне показалось, есть не что иное, как диссипативная структура на границе между порядком и хаосом - равновесием системы и потерей её устойчивости.
Если рассматривать этносы, цивилизации, общества, то видимо, надо выделить группу людей со связями между ними и утверждать, что связи внутри Системы сильнее, существеннее, чем связи тех же элементов с внешней средой. Тем самым процедура выделения системы обеспечивает её целостность.
В Системе надо отметить три уровня характеристик.
I) Объективные факторы, в силу которых и происходит зарождение этноса, цивилизации.
К ним относятся : а) территория
б) биологические законы развития жизни человека( человек не выдумал никаких новых законов и сегодня основа существования всего живого – поток солнечной энергии и круговорот химических элементов(массово – энергетическая основа).
в) время
г) связи: родственные, социальные, культурные и др. они цементируют общество и именно в этом смысле выступают как этнообразующие факторы.
II) Признаки (вся сфера культуры, в том числе и язык), вторичны по отношению к факторам и все вместе составляют особое, неповторимое лицо каждого этноса( на II уровне на массово – энергетической основе уже запечатлена информация).
А самосознание формируется, как отражение факторов и признаков Системы и относится к третьему уровню этнических характеристик. Самосознание – полное понимание самого себя и своего значения, роли в жизни общества. На третьем уровне происходит обобщённая модель формирования того, что психологи называют « самость», собирания человеком своего « Я», ориентированного на анализ явлений окружающего мира.
Этносы, цивилизации возникают сами, но на основе уже существующих условий, подчиняясь действующим силам и законам.
С уважением Татьяна.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс апр 09, 2006 10:28 pm 
Не в сети
Администратор форума
Администратор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср авг 25, 2004 12:26 am
Сообщения: 1051
Откуда: Москва
Здравствуйте, Татьяна !
Цитата:
I) Объективные факторы, в силу которых и происходит зарождение этноса, цивилизации.
К ним относятся : а) территория
б) биологические законы развития жизни человека( человек не выдумал никаких новых законов и сегодня основа существования всего живого – поток солнечной энергии и круговорот химических элементов(массово – энергетическая основа).
в) время
г) связи: родственные, социальные, культурные и др. они цементируют общество и именно в этом смысле выступают как этнообразующие факторы.

Не понятно, каким образом из того факта, что основа жизни - поток солнечной энергии вытекает существование этносов. Вообще-то, этносы есть только у людей. У животных этносов нет !
И тесное систематическое общение людей далеко не всегда порождает новый этнос.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт апр 11, 2006 6:47 pm 
Не в сети
Наблюдатель
Наблюдатель

Зарегистрирован: Сб фев 25, 2006 2:21 pm
Сообщения: 124
Здравствуйте, Artashir !
Численность людей всегда следует за увеличением пищи. Человечество в целом и составляющие его этносы в этом отношении остаются нормальным биологическим видом. Я рассматриваю пищу, как этнообразующий фактор, т. к. разделительные процессы заключались в делении этноса вследствие увеличения его численности и истощении ресурсов в пределах племенной территории. В результате произошло расселение людей почти на всю ныне обитаемую часть земного шара. Появились этнические образования разного таксономич. ранга: метаэтносы, этносы и субэтносы. Они в своей совокупности составляют сложную, иерархическую систему, которая отражается в самосознании: один и тот же человек может считать себя славянином (метаэтнос) и русским (этнос), и помором (субэтнос).
Под «тесном систематическом общении людей» я имела ввиду связи: брачно – родственные, территориально – политические, социальные, культурные - они обуславливают целостность этноса.
Татьяна.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт апр 14, 2006 1:43 am 
Не в сети
Администратор форума
Администратор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср авг 25, 2004 12:26 am
Сообщения: 1051
Откуда: Москва
Здравствуйте, Татьяна !
Здесь целый ряд спорных моментов.
Цитата:
Численность людей всегда следует за увеличением пищи.

Не всегда. Достаточно сравнить темпы роста населения в современных развитых странах с высоким уровнем жизни и соцобеспечения, и темпы роста населения в беднейших странах Африки.

Цитата:
Я рассматриваю пищу, как этнообразующий фактор, т. к. разделительные процессы заключались в делении этноса вследствие увеличения его численности и истощении ресурсов в пределах племенной территории.

Далеко не всегда и не везде увеличение численности этноса вызывало его деление на новые этносы. Прямой связи здесь нет. Появление суперэтносов и субэтносов также с пищей совсем не связано.


Про систематическое общение - конечно, брачно-родственые и культурные связи "цементируют" уже существующий этнос, но я имел в виду следующую Вашу цитату из одного из предыдущих сообщений:
Цитата:
При тесном систематическом общении у людей появляются общие черты, выделяющие и отличающие их среди других групп: единый язык и сознания единства всех людей говорящих на данном языке, одежда, жилище и т. д.

Систематическое общение людей, принадлежащих к разным этносам, само по себе не может создать новый этнос.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 314 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 21  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron






Powered by phpBB2
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB