Здравствуйте, Татьяна !
Zinchenko_tanya писал(а):
Вы правы, народ явление реальное и сложилось устойчивое представление, что даль этноса начинается в достаточно обозримом пространстве, и , следовательно, её можно достичь каким – то конкретным маршрутом – этнографическим, лингвистическим и др. Но все попытки найти «точку отсчёта»того или иного народа обречены на неудачу, потому что такой «точки» нет. Элементы, составляющие понятие народ: язык, культурные традиции, имеют свою отдельную биографию.
Да, Вы правы, и язык, и культурные традиции, и территория расселения имеют свои отдельные биографии. Но из этого не следует, что и этнос как система - нечто сугубо относительное, и не имеет своей точки отсчёта. Такой точкой отсчёта является "момент" возникновения этнического сознания, то есть осознания себя отдельной общностью, отличающейся от всех других. С этим, кстати, не всегда связано ощущение превосходства себя над другими.
Цитата:
При делении единого прежде этноса на несколько частей ни один из новых этносов не отождествляет себя со «старым»
-тоже не всегда верно. Бывает и так, что каждый из многих новых этносов, возникших на обломках старого, ощущает именно себя, а не других, наследником старого этноса.
Цитата:
Например: В состав СССР входили «братские» (т. е. «наши») союзные республики. На общей территории ощущаемой , как всеобщей Родиной, жили «свои»советские люди. В 1941 г. немцы напали на Белоруссию и Украину, все советские люди защищали их от врагов, от «чужих». После распада СССР наше этническое объединение называется Россия, а мы себя воспринимаем россиянами. Белоруссия и Украина, Литва и др. не входит в состав России, в её территорию, изменилось и наше этническое сознание, для нас они «чужие» самостоятельные государства. И напади на них враги, будем ли мы их защищать или отключим газ? А находись они в составе нашей территории, ответ был бы однозначный.
Здесь, мне кажется, Вы смешиваете политическую и этническую точки отсчёта. Да, СССР был единым государством с общим гражданством, но при этом там проживали разные этносы, порой находившиеся в весьма сложных отношениях друг с другом, хотя это и затушёвывалось официальной риторикой о дружбе народов. В то же время народы, имевшие единоплеменников за пределами СССР, ощущали с ними свою неразрывную связь. То же можно сказать и о народах современной Российской Федерации. А в случае нападения врагов Россия будет на стороне именно тех девяти государств СНГ, которые являются участниками Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года в Ташкенте. То есть это вопрос политики, а не этнической принадлежности.
Этническая же принадлежность далеко не всегда совпадает с гражданством того или иного государства.