Здравствуйте, MAMON_TOV.
К сожалению, не знаю Вашего имени-отчества. Путаница в терминах часто возникает, когда смешивают термины бухгалтерского учета с терминами экономической теории. Действительно, в бухгалтерских счетах статьями "доходов" являются все поступления денежных средств, а статьями "расходов" - затраты. А в экономической теории именно разность между поступлениями и затратами называют "доходом".
Но дело не в терминах.
Вы ставите очень важную проблему - какой должна быть оптимальная налоговая система. Это - очень сложный вопрос. Он делится на два:
(1) механизм собирания налогов. Тут две задачи. Собрать по-возможности больше, но при этом не допустить подрыва бизнеса и падения жизненного уровня большинства населения. Прогрессивный подоходный (в том смысле "дохода", который используется в экономической теории) налог - это один путь. Налоги на прибыль корпораций - второй путь (прибыль как разность между выручкой и всеми затратами корпорации, включая аммортизацию, заработную плату, аренду... ). В развитых странах нигде нет такой уравниловки в этом отношении как у нас. Там чем больше человек "зарабатывает", тем больше ему приходится платить налогов. То же и с прибылями. А малоимущим регулярно доплачивают, чтобы их уровень жизни не опускался ниже определенной величины. Здесь, конечно, все зависит от того, чьи интересы выражает государство. Если оно отстаивает интересы небольшой кучки населения, то понятно, что и налог будет одинаковым для всех - все будут платить свои 13 % - и те, кто миллиарды долларов "зарабатывает", и те, кто получает 1300 рублей. Поэтому та форма взимания налога, которая "оптимальна" для всего общества, не всегда возможна при той или иной власти - для этого надо, чтобы власть выражала интересы именно большинства населения и была бы серьезно обеспокоена будущим своего народа и своей страны. Чтобы такая власть возникла, опять же никаких рецептов нет. Видимо, одно из действенных средств для этого - это расширение и углубление демократических механизмов во всех сферах жизни общества. А это значит - прозрачность власти, ее подконтрольность, возможность отстранения тех "представителей народа", которые руководствуются шкурническими интересами или интересами небольшой привелигированной кучки. Скажем, попался на взяточничестве - все, карьере конец: вот тебе в руки лопата - иди убирай снег - и в течение, например, 10 лет без права занятия каких-либо должностей. Жесткие должны быть меры и должна существовать эффективно-работающая обратная связь между властью и народом. Скажем, столкнулся с произволом чиновника и ты не беспомощный проситель, как сейчас, а полноправный гражданин, который имеет эффективное средство борьбы с этим произволом. Это средство - демократическая власть самого народа. Власть не должна сращиваться с чиновнически-бюрократическим аппаратом а контролировать его и осуществлять функции защиты населения от произвола бюрократии. Так что проблема взимания налогов - вовсе не техническая только проблема. Это проблема того, как формируется власть и в каком отношении находится она по отношению к собственному народу и по отношению к бюрократической машине.
(2) Механизм распределения собранных налогов. Если власть выражает интересы своего народа, имеет доверие она может осуществить долгосрочные стратегические проекты, даже если в краткосрочном периоде проекты эти не дают отдачи и не поддерживаются большинством населения. Может, потому что власть думает о людях, защищает их от произвола чиновников и не допускает падения уровня жизни ниже определенной черты. Такая власть пользуется поддержкой даже когда она проводит непопулярные реформы. Собираемые налоги по их целевому назначению можно разделить на 3 рубрики:
А.
Вложения в долгосрочное развитие общества Это включает меры по качественному модернизацию всех сфер жизни общества: в экономике, в военной области, в сфере управления, в организации науки, искусства,...
Б.
Вложения в текущее развитие. Другая часть налогов должна идти на поддержку уже существующих форм производства и общественных институтов - существующего бизнеса, существующих общественных институтов...
В.
Вложения в стабильность общества. Стабильность - это первое условие успешного проведения реформ. Сюда относятся расходы государства по обеспечению безопасности государства, оказанию социальной поддержки малоимущим и меры защиты от произвола бюрократии. Антимонопольные меры. Дотации в жилищной сфере, здравоохранении и образовании...
Если происходит сращивание власти с бюрократией и олигархией, то решение этой триединой задачи оптимального распределения налогов делается весьма затруднительным. Более того, в этом случае эффект часто оказывается противоположным ожидаемому. Например, власть на словах желает оказать помощь мелкому бизнесу, а на практике взвинчивает ставку арендной платы да так, что этот мелкий бизнес в один миг вдруг оказывается нерентабельным - в итоге происходит либо разорение, либо поглощение мелких предприятий крупными корпорациями. Вследствие роста арендной платы поднимаются цены у предприятий-арендаторов. А поскольку одновременно закрывается масса ставших нерентабельными мелких магазинчиков, то падает предложение товаров и услуг и опять, как следствие, цены растут еще выше. Происходит
инфляционный скачок. Это мы и наблюдаем в эти последние три месяца. Резкий скачок ставки арендной платы стал мощным ударом по мелкому бизнесу. Цель была благая - повысить сумму собираемых налогов. Но метод ее решения - повесить это бремя на мелкий бизнес посредством повышения арендной платы привел к росту инфляции, сокращению реального предложения товаров и услуг, разорению части предприятий. Потери гораздо значительнее, чем полученный полезный эффект. Конечно, в инфляционном скачке отразились и другие факторы, но несомненно, что инфляция была бы ниже, если бы не решение о резком повышении арендной платы. Инфляция в свю очередь съедает номинальный рост доходов населения. В результате непродуманного решения страдает и бизнес и население. А выигрывают - чиновники. Это и есть тот самый произвол, от которого хорошая власть должна людей защищать. Но почему-то все происходит с точностью до наоборот.
Так что эти интересные вопросы - как собирать налоги и как их расходовать, чтобы эффект был максимальным - вопросы не только технические, но существенно зависят от характера связей между властью - народом - бюрократией - бизнесом - олигархией. И "оптимальная" для народа форма взимания налогов и их распределения существенно отличается, например, от оптимальной для олигархии или оптимальной для бюрократии.
О влиянии арендной платы на рост цен:
http://www.fontanka.ru/157647
Григорий.