С О Ц И Н Т Е Г Р У М

цивилизационный форум
     На главную страницу сайта Социнтегрум      Люди и идеи      Организации      Ресурсы Сети      Публикации      Каталог      Публикатор_картинок
                       
 
Текущее время: Чт мар 28, 2024 2:29 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Распределение и власть.
СообщениеДобавлено: Пт дек 30, 2016 6:07 pm 
Не в сети
Новый участник

Зарегистрирован: Вс дек 11, 2016 8:36 pm
Сообщения: 11
Откуда: Белоруссия
Длительное участие дореволюционной России в Первой мировой войне сопровождалось многочисленными военными неудачами, требовавшими постоянного привлечения огромных человеческих и материальных ресурсов до предела истощавшего страну. Наступивший упадок в промышленности и сельском хозяйстве, обнищание широких народных масс, возникновение грозных признаков надвигающегося голода образовали благоприятную почву для возникновения многочисленных революционных движений. Наиболее решительным и достаточно значительным из них оказалось марксистское крыло российской социал-демократии. Наряду с обещаниями абстрактных справедливости, равенства и братства была обещана одновременно справедливая народная власть, которая, дескать, только и будет беспокоиться обо всех в целом и о каждом в отдельности, осуществляя при этом справедливое распределение материальных благ. Основоположники научного коммунизма назвали эту самую власть диктатурой пролетариата, задача которой заключалась в угнетении буржуазии во время переходного от капитализма к коммунизму периода для того, чтобы она никогда не имела никакой возможности обижать победивших пролетариев, хотя, казалось бы, если победителей не судят, то уж тем более, не обижают. Действительно, разве пришедшие в свое время к власти феодалы защищали крепостных от рабовладельцев, а разве пришедшие к власти капиталисты защищали рабочих от феодалов. То есть, не пролетарии оказались революционными победителями, а руководящее ядро партии большевиков. А так как после победы пролетарской революции эту самую буржуазию извели на корню, то власть завоевавшей безраздельное господство партийной номенклатуры превратилась в орудие угнетения победившего пролетариата, а вместе с ним и окончательно обездоленного трудового крестьянства. Власть и распределение оказались неподвластными человеческими отношениями для понимания революционных теоретиков и практиков, благими намерениями которых оказалась вымощенной дорога к тоталитарной диктатуре господствующей партийной номенклатуры, неосмотрительно использовавшей в качестве экономической основы советского общества тотальное централизованное распределение совокупного результата общественного производства. В результате дальнейших совершенно безответственных действий советской рабоче-крестьянской власти сами рабочие вместе с трудовыми крестьянами были низведены до жалкого положения советских трудящихся, оказавшихся по своему социальному положению намного ниже капиталистических пролетариев. Настолько неприемлемый результат победы пролетарской революции вынуждает усомниться в справедливости весьма пространных рассуждений революционных теоретиков и приступить к выяснению существующей взаимосвязи между распределением и властью.
Для этого обратимся к наиболее ранним формам производственной, экономической и общественной организации, существовавшей еще на самой заре развития человечества в первобытном стадном сообществе. Преобладающим способом производства в то время могло быть только собирательство подножной пищи, основанное на самостоятельных и независимых действиях каждой особи в отдельности. Крайняя примитивность такого способа производства исключала необходимость использования производственной организации. Отсутствие распределения продуктов труда исключало необходимость использования организации экономической, полная невыразительность которой вполне соответствовала невыразительности общественной организации первобытного сообщества.
Можно предположить, что и в том, необозримом историческом прошлом существовали способы добывания пищи, использование которых требовало одновременного участия двух и более особей. Одним из таких способов была охота на диких животных, а тем более – крупных. То есть, уже тогда, пусть и эпизодически, происходила коллективная производственная деятельность, вызывавшая необходимость осуществления организованного производственного взаимодействия, которое, в свою очередь, обусловило необходимость использования централизованного управления производственным процессом, на основе которого и возникли производственные отношения. А некоторые обособленные индивидуальные производители, которыми являлись независимые собиратели подножной пищи, превращались на время организованного производственного взаимодействия в участников совместной производственной деятельности. Однако наиболее значительные изменения в укладе первобытного сообщества были обусловлены возникновением необходимости распределения результатов совместной производственной деятельности, которое можно было осуществить всего лишь двумя способами. Одним из них был полномасштабный неуправляемый самопроизвольный процесс, неприемлемость которого представляется очевидной. Другим способом распределения было распределение единоличное, основанное на единоличной власти наиболее сильной в физическом отношении особи. Человек быстро осознал огромные преимущества, предоставляемые ему правом единоличного распределения результатов совместной производственной деятельности, а потому добивался возможности обладать таким правом, используя все доступные ему средства и методы, включая самое жестокое насилие.
Вся история человечества является историей непрерывной и ожесточенной борьбы за обладание правом единоличного распределения результатов совместной производственной деятельности.
Если производственная организация охватывала только лишь участников совместной производственной деятельности, то организация общественная – всех участников единоличного распределения. Некоторое время организованное производственное взаимодействие и последующее единоличное распределение результатов совместной производственной деятельности происходили от случая к случаю, однако производственная, экономическая и общественная организация имела более долговременный характер, сохраняясь от одного случая к другому, если временной интервал между ними не был чрезмерно продолжительным. Более длительное сохранение организационной структуры имело значительный практический смысл, так как каждое образование новой всегда сопровождалось выяснением отношений с помощью насилия в процессе неорганизованного взаимодействия.
В виду многочисленности первобытного стадного сообщества даже самой крупной разовой добычи отдельной группы охотников невозможно было разделить на всех, поэтому ее распределение происходило, как правило, среди более или менее постоянного круга ограниченного количества участников. Внутри таких образований и происходили все организационные изменения, относившиеся к укладу первобытного сообщества в целом в той мере, в которой они способствовали его полному разрушению. Неравномерность распределяемого в различных группах количества пищи зачастую вызывала межгрупповые раздоры, способствовавшие переходу к более жестким и более выразительным групповым организационным структурам.
Преобладание количества подножной пищи сглаживало неравномерность добычи охотников до некоторого приемлемого уровня, сохраняя тем самым целостность стадного сообщества. Со временем охота превратилась в основной источник пищи. Поэтому достаточно было возникновения даже не очень продолжительных неблагоприятных условий для собирательства и охоты, чтобы неравномерность распределяемой пищи значительно возросла, повысив накал межгрупповых раздоров до некоторого закритического уровня, одновременно с достижением которого произошел необратимый распад первобытного стадного сообщества в соответствии с уже сложившимися ранее групповыми организационными структурами. Тем самым человечество совершило переход к следующей, более высокой ступени своего исторического развития, которой явился первобытно-общинный строй. Иерархическая пирамида, проявлявшаяся ранее в виде доминирования одних особей над другими, превратилась в пирамиду общественной иерархии, проявлявшуюся уже в виде господства одних членов общества над другими. Это означало пришествие Ее Величества Власти в качестве единственно возможной формы человеческой самоорганизации.
Производственная, экономическая и общественная организация первобытной общины, являвшейся одновременно единым производственным коллективом, основывалась на натуральном хозяйствовании, на единоличном распределении результатов совместной производственной деятельности и на единоличной власти, как правило, наиболее сильного в физическом отношении соплеменника. Образование, в процессе численного возрастания первобытной общины, нескольких производственных коллективов было для нее критическим, так как каждый из них мог превратиться в независимый источник единоличного распределения для некоторой ее части с последующим отделением от остальной. Для предотвращения подобного исхода необходимо было охватить уже сложившимся ранее единоличным распределением результаты производственной деятельности все производственные коллективы, подчинив общественной иерархии иерархию производственную. Там, где такое подчинение удавалось осуществить, происходил переход к следующей, более высокой ступени экономической организации, которой явилось единоличное распределение совокупного результата общественного производства. Человек быстро осознал огромные преимущества, предоставляемые ему правом единоличного распределения совокупного результата общественного производства, а потому добивался возможности обладать таким правом, используя все доступные ему средства и методы, включая самое жестокое насилие.
Вся история человечества является историей непрерывной и ожесточенной борьбы за обладание правом единоличного распределения совокупного результата общественного производства.
Можно предположить, что борьба за обладание правом единоличного распределения зачастую сопровождалась разгулом насилия в виде полномасштабного неуправляемого самопроизвольного процесса в экономических и общественных отношениях. Не вызывает никаких сомнений его огромная разрушительность для всех сфер человеческой деятельности. Человечество, пожалуй, никогда не вышло бы из состояния весьма недалекого от своей первобытной дикости, не найди оно иные, более приемлемые способы решения вопроса о власти.
Первым достижением подобного рода оказалась наследственная монархия, значительно ограничившая численность возможных соискателей власти и предотвратившая возникновение значительного множества вспышек насилия в каждой отдельной независимой человеческой общности. Тем самым человечеству удалось избежать значительного множества разрушительных потрясений, несмотря на то, что законные престолодержатели пустили непомерно много крови своим подданным в процессе неуемного собирательства земель и народов Не отставали от них и законные престолонаследники, умудрявшиеся в своих бесконечных сварах затевать иногда весьма продолжительные и кровопролитные династические войны. Не перевелись и безродные соискатели престолов, также в изобилии расходовавшие чужую кровь для достижения своих неблаговидных целей.
Со временем и наследственная монархия оказалась чрезмерно обременительной для все более возраставшей экономически независимой от власти части общества, называемой буржуазией. Ее настойчивое стремление избавиться от произвола чрезмерно централизованной власти вызвало вначале частичные ограничения, а затем и полное устранение самодержавия.
Следующим достижением в виде более приемлемого для буржуазии способа решения вопроса о власти оказалась так называемая демократическая процедура в виде выборов. Являясь священной коровой для наиболее благополучных демократий, выборность органов власти и местного самоуправления значительно снижает накал борьбы за власть. Однако и до настоящего времени во многих случаях вопрос о власти решается с помощью насилия. Будучи доведенной до своей крайней формы в виде полномасштабного неуправляемого самопроизвольного процесса в общественных и экономических отношениях, борьба за власть несет ужасающие по своей разрушительности последствия для охваченной ею независимой человеческой общности и ее среды обитания.
Если история человечества является историей непрерывной и ожесточенной борьбы за передел: как результатов совместной производственной деятельности, так и совокупного результата общественного производства в целом, то одновременно она является историей борьбы за власть.
Неразрывная связь между распределением и властью проявляется в виде соответствия между централизацией распределения и централизацией власти. Недостаточной централизации распределения соответствует недостаточная централизация власти и распространение в экономических и общественных отношениях неуправляемого самопроизвольного процесса. Достаточной централизации распределения соответствует достаточная централизация власти. Оптимальной централизации распределения соответствует оптимальная централизация власти. Избыточной централизации распределения соответствует избыточная централизация власти. Тотальному централизованному распределению соответствует тоталитарная диктатура. Кто ведет борьбу за обладание правом единоличного распределения – тот ведет борьбу за власть и наоборот. Кто распределяет – тот властвует и наоборот.
Если власть охватывает всю совокупность общественных отношений, то распределение представляет собой всего лишь одно, хотя едва ли не самое значительное, из всего многообразия проявлений власти. То есть, распределение – это та же самая власть, но только в области экономических отношений. Совершенно необоснованно многие надеются на справедливое распределение при справедливой власти.
Таким образом, для выяснения возможности перехода к более качественной общественной и экономической организации необходимо найти приемлемое продолжение исторической последовательности положительных изменений, которое обозначено вопросительным знаком: раб – крепостной – рабочий – ?, так как советский трудящийся является совершенно неподходящей для этого места фигурой.

В.Я. Мач.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  






Powered by phpBB2
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB