Управление и самоуправление
Что есть управление? Это сбор информации, касающейся управляемого процесса, принятие решений направленных на оптимизацию процесса, и реализация этих решений. Следовательно, функции управления и управляющих людей жестко определены и не терпят вариантов. Кроме того взаимодействие с другими управляемыми системами требует столь же жесткой дисциплины. Здесь были заявления, что управление это еще и выбор направления развития процесса. Ни в коем случае. Право целеуказания принадлежит органу власти – диктатуре пролетариата. Управление это исполнение воли диктатуры пролетариата
Можно сделать однозначный вывод: управление это не работа, это служба. И как всякая служба она должна подчиняться служебным законам.
Первое: человек попадает на службу добровольцем или по призыву.
Второе: человек для занятия должности должен пройти все нижестоящие ступени.
Третье: управление это специальность, причем узкая, нельзя например ставить пехотного командира командиром корабля ( у нас что при советской власти, номенклатурный принцип, что теперь по преданности руководству, специализация не соблюдалась. Пример — Сердюков ) учиться должны причем конкретному направлению.
Четвертое: должны быть какие-то ранги или разряды квалификации как с экзаменами и аттестацией, так и с выслугой лет.
И пятое: служба управленца не является вольной, пока он служит, демобилизация только по истечению срока, или увольнения по приказу за негодное управление.
Возникает вопрос как же таких специалистов совместить с самоуправлением, а самоуправление с системой ОГАС. Должны существовать управленцы двух типов. Такое совмещение возможно если только управленец первого типа станет сам частью системы ОГАС, то есть будет передаточным звеном между результатами расчета, произведенного системой и практическими мерами с интерпретацией их для текущей обстановки на своем уровне, управленец второго типа должен будет являться как бы системным администратором, связующим звеном обратной связи между предложениями и решениями трудового коллектива и программой системы. Программа проконтролирует правильность принятых решений. Он же проверяет и контролирует работу программы на своём участке. В этом случае внутренняя обратная связь будет обеспечена, а для внешней, контролирующей связи от общества требуется прозрачность и открытость работы всех звеньев управления . Управляющее лицо должно знать в подробностях все нюансы управляемого объекта. Для этого необходимо периодическая смена вида деятельности с управленческой на исполнительскую и обратно. Таким образом профессиональный рост происходит по обоим специальностям и обеспечивается ротация.
Элементарная ячейка системы ОГАС коммунистического самоуправления (ОГАС предприятия)
Основная задача работы системы автоматического самоуправления – согласование технологических тенденций производства, мнений трудового коллектива, требований централизованного планового управления, и изменений, происходящих на смежных предприятиях, с целью обеспечения постоянного развития этого производства.
Центральной и главной частью системы является математическая модель предприятия, формализующая зависимость выпуска продукции от реализации распоряжений управляющей системы с учетом коэффициентов ошибок и временного запаздывания исполнения, позволяющая получить опережающий прогноз результата как управляющих, так и прочих воздействий на предприятие.
Вторая по важности часть это расчетный центр определяющий необходимые изменения в структуре и составных частях предприятия, приводящие к достижению выполнения плановых и общественных заданий.
Третья, вспомогательная часть – интеллектуальная самообучающаяся корректирующая схема, оптимизирующая две первые части и процессы управления по опыту эксплуатации.
Входными воздействиями для системы ОГАС являются плановые задания, решения трудового коллектива, информационные сведения от контрагентов, от смежных предприятий, от заказчиков и от вероятных поставщиков и самое главное производственные результаты управляющей работы системы для накопления данных самообучения.
Выходные сигналы системы представляют собой непосредственные производственные указания, требования к поставкам сырья, энергии и дополнительного оборудования, требования к дополнительному набору рабочей силы, а также замечания к плановым заданиям в адрес центра.
Благодаря работе системы должны проверяться на полезность и соблюдение трудового законодательства как плановые задания, так и решения трудового коллектива
Скорость работы управляющей системы должна позволять проводить многократные циклы расчетов для нахождения наиболее оптимального варианта .
Вся работа системы должна в виде подробного отчета представляться в центральные органы для анализа.
Таким образом, структурная схема системы должна состоять и з расчетного центра который формирует управляющие команды для модели предприятия и от неё же получает расчетные результаты исполнения. Расчетный центр на этом основании вносит корректировки в свой команды и отправляет их непосредственно на предприятие. за процедурой наблюдает аналитический центр, обнаруживающий расхождение в поведении предприятия и его модели, и поправляющий характеристики модели. С точки зрения внешнего управления система является интерактивной, воспринимающей воздействия центрального планирующего органа и трудовых коллективов. Но имея с помощью модели упреждающие сведения о будущем результате на предприятии она в состоянии передавать в ответ на управляющие воздействия обоснованные возражения и поправки. Система при этом получается гибкой и управляемой, но при этом сопротивляющейся глупым приказам.
https://www.dropbox.com/s/5y4hbzuixiyxl ... 1.svg?dl=0 Система обладает двумя обратными связями – быстрой через модель предприятия и запаздывающий через предприятие и аналитический центр. быстрая обратная связь может, реализовав несколько циклов, путем последовательных приближений найти оптимальное решение . Аналитический центр, путем сравнения расчетных и истинных результатов может уточнить характеристики модели.
Наиболее сложная задача, стоящая перед системой, - снятие противоречий между плановыми заданиями, информацией от контрагентов и смежников, и решениями собраний трудовых коллективов. В соответствии с диалектикой самый применимый способ это изменение внешних для предприятия условий от модернизации до полного перепрофилирования предприятия.
Чтобы результаты работы предприятия не входили в противоречие с нуждами общества, необходимыми оказываются информационные связи с высшими контролирующими органами.
Алгоритмы работы основных узлов ячейки кроме одного не представляют особой сложности.
Работа расчетного центра есть простое преобразование управляющих сигналов по заданной программе. Указанная программа имеет возможность реализации с помощью ППЗУ, то есть устройство может быть простым конечным автоматом.
Модель предприятия текже не представляет особой сложности, кроме огромного объема. Она представляет собой матричную схему соединения восьмиполюсников, имеющих настраиваемые передаточные функции и исполняющие основные арифметические действия.
Другое дело аналитический центр, который должен решать задачу оптимизации. Он должен получать информацию о всех сторонах процессов в предприятии, плановые задания, мнения трудовых коллективов и на основе накопленных данных корректировать программы модели и управляющего центра. В аналитическом центре должна быть заложена способность к самообучению.
Такая система дает возможность на некоторое время обойтись без участия человека в управлении. По прошествии самообучения перерывы в человеческом участии могут стать продолжительными и бесконечными. Участие человека сведется к обслуживанию аппаратуры и проектированию её модернизации.
Аналогичные системы могут быть установлены на цеховом уровне для разбросанных комбинатов, и на отраслевом и на государственном.
Центральная ячейка управления строится из соображений исполнения воли трудящегося класса с одной стороны, с учетом ограничений, накладываемых экономическими законами с другой стороны. Система может включать в себя цепи обеспечения устойчивости, поддержания производственного баланса и формирования оптимальных производственных цепочек.
https://www.dropbox.com/s/bp7xl2sdqhejm ... 0.svg?dl=0 Однако система в этом виде при всем желании не может учитывать в своих расчетах и оптимизировать территориальное распределение производственных мощностей. На каком уровне и каким образом решать эту задачу, остается открытым вопросом. Попытка Хрущева решить вопрос на высшем уровне с помощью совнархозов закончилась неудачей. Электронные совнархозы принципиально не дадут иного результата, Пирамида иерархии математически не может быть двуглавой, следовательно появляется необходимость применения еще не до конца разработанной теории симбиотических систем. Теория становится наукой, когда излагается на языке математики. У симбиотических систем пока это только на попарном уровне.
Кроме того, очевидно, что необходимыми являются ячейки среднего уровня, по связи с ячейками нижнего уровня.
Наиболее сложной задачей является отладка именно среднего уровня. Обеспечить равные симбиотические отношения между отраслевыми субъектами, между территориальными субъектами, а также между теми и другими на сегодня не обеспечено теоретическим обоснованием. Нет теории снятия противоречий между ними. Но пытаться то надо.
Справка: Симбиотические отношения между экономическими субъектами это отношения при которых существенная часть трудовых затрат направлена на принесение пользы не себе, а другому субъекту, что в конечном итоге увеличивает полезный эффект для самого себя. Устойчивые симбиотические отношения могут быть только взаимными. Причем само устройство субъектов должно быть приспособлено к такому взаимодействию. Мало того, сохранение этих отношений является условием успешного развития.
О симбиозе в живых организмах и государстве
Все достаточно сложные живые организмы представляют собой симбиоз различных клеток, микроорганизмов и вирусов. Взаимовыгодное их существование представляет организму возможности, которых организм не имел бы при их отсутствии.
Симбиотическая структура организма имеет характерные особенности обеспечивающие энергетический баланс организма и согласованный ритм работы
1 Все составляющие организма имеют узкую специализацию, разделение функций, обеспечивающее их высокую эффективность;
2 Функционирование большинства составляющих запрограммировано генетическим кодом;
3 Работа этих частей частично самоуправляема по жесткой программе, частично имеет внешнее управление от других частей, причем отсутствует единый центральный орган, управляющий всем организмом. Как правило существует несколько узлов управления, даже разного принципа действия (химический, электрический и др.);
4 Высший управляющий орган имеет возможность управлять только внешними функциями организма;
5 В состав организма входят и совершенно не управляемые составные части, действующие по постоянной неизменной программе;
6 Части не могут существовать отдельно от организма. Части не могут существовать в другом организме в силу несовместимости.
В государственном масштабе весьма желательно нахождение соответствующих аналогий. Выработанная миллионами лет эволюции методика заслуживает внимания.
Система обеспечения энергетического баланса может послужить прообразом экономической системы, а нервная система системы управления. Правда в современном мире обе системы взаимно проникают друг в друга и не разделимы.
Так и должна строиться система управления среднего уровня, а для того, чтобы избежать неравномерности развития необходимо систему дополнить сетью горизонтальных связей
Система ОГАС среднего уровня
На среднем уровне важно совместить управление основным производством с производством инфраструктуры, являющимся основным источником удовлетворения потребностей трудящегося населения. На этом уровне необходимы симбиотические связи, обеспечивающие согласованную работу отраслей с учетом местных условий и обеспечивающие взаимодействие и главное, взаимообеспечение отраслевого хозяйства и инфраструктуры.
Таким образом, мы получили полную схему системы управления народным хозяйством нуждающуюся в дополнении системой распределения. Но поскольку производственное потребление диктуется конкретно определенными нуждами производства, а свободное потребление трудящихся диктуется их потребностями и уровнем производства, то система управления распределения является технической проблемой.
https://www.dropbox.com/s/xhqlcwxfyrjsb ... 9.svg?dl=0Другое дело цепи обратных связей. Становится ясным, что без человеческого фактора здесь не обойтись. Бездушная система будет развиваться по своим бездушным законам. Только человеческая обратная связь может придать гуманистическое направление её развитию. Функции этой обратной связи должны быть возложены на диктатуру пролетариата в форме советов. В процессе отмирания государства (отрицания) происходит отмирание одних функций (в частном случае управления) и обретение других функций (в частности обратной связи). Обратная связь – возможность решающего влияния нижних уровней на верхние. Для этого при Советах должны быть созданы специальные аналитические органы, собирающие и транслирующие требования и нужды населения через систему Советов по всем уровням снизу доверху.
Развитие государства коммунисты понимают как его отмирание. С термином отмирание тоже много непоняток. Отмирание это не отмена и не уничтожение. Это постепенное отмирание ряда его функций по причине их ненадобности. Это передача другого ряда функций иным органам, главным образом общественным. Но исчезновение функций государства не означает, что оно остается без функций, вместо них появляются новые функции, меняется роль государства как государства. И не даром В.И. Ленин говорил, что после установления диктатуры пролетариата государство стало уже не вполне государством. Так что отмирание государства это изменение его формы, его функций, его целей и задач, и в итоге его места в обществе. Оно действительно перестает быть государством в прежнем смысле и становится органом объединения общества и его структур.
Советы при коммунизме как органы обратной связи
Диктатура пролетариата жесткий орган руководства жизнедеятельностью на охваченной ею территории. В обществе самоуправления появляется вопрос о совмещении самоуправления с народовластием. Передача экономического и производственного управления системе ОГАС не решает этого вопроса. Необходима дополнительная система выяснения мнений и желаний трудящейся массы, доведения этого мнения до органов управления и нахождения путей решения задач в интересах, как современных трудящихся, так и будущих поколений. Современное представление о Советах не предусматривает исполнение ими функций обратной связи и прогнозирующей системы органов. Требуется продумать процесс эволюции системы Советов и Партии в такой орган. Сначала нужно определить основные принципы формирования такого органа и его конкретные функции, из чего вытекает его структура.
Новая структура Советов коммунистического общества начинается с народных собраний, как производственных, так и территориальных. Никакое собрание не сможет здраво рассудить и сформировать свое мнение по любому вопросу, если не будет предварительного уведомления о возникших проблемах и подробного, достоверного изложения имеющих место обстоятельств. Поэтому в следующем по уровню совете должны быть представители от каждого собрания, отвечающие за подготовку обсуждения на собрании, и ответственные за неискаженное доведение мнения собрания до Совета. Совет обязан принять меры в рамках своей компетенции, а требования, выходящие за её пределы, передать через своих представителей на высший уровень. Таким образом, местные вопросы будут решаться на местном уровне, и в то же время будут отсеиваться местнические требования от глобальных вопросов, которые тоже будут возникать снизу и решаться большинством. И так будет проводиться прохождение решающей информации до верху. Партийные организации должны инициировать эти обсуждения на всех уровнях и теоретически их обосновывать.
Горизонтальные связи с системой ОГАС, обеспечивают исполнение требований оптимальным образом без нарушений в общем ходе работ народного хозяйства.