Прочитал я вот это:
http://www.proza.ru/2009/02/18/545Там написано:
И. Арзамасцева писал(а):
Начиная с Роберта Оуэна, который ввел в употребление слово "социализм" …
Между тем термин «социализм» впервые был использован в работе француза Пьера Леру «Индивидуализм и социализм» (1834).
Пьер Леру вводит в обиход понятие «социализм», сама концепция более справедливого общества носилась в воздухе. Пьер Леру определяет социализм так некий средний путь между индивидуализмом и коллективизмом. Принцип свободы не должен мешать принципу равенства, а равенство – не душить свободу. Осуществить же все это можно только благодаря третьему термину республиканского лозунга, лозунга Французской революции – братству. Поставив братство в центр своей системы, Леру мечтает примирить равенство и свободу на всех уровнях человеческих отношений, начиная с дружбы между отдельными людьми и кончая различными формами ассоциаций на государственном уровне.
Леру разделяет все общество на профессиональные группы, каждая из которых существует по его троичному закону: свобода и равенство, уравновешенные братством. Само же братство находится под присмотром Господа, потому что социализм – это осуществление евангельского послания Христа. Получается, что СОЦИАЛИЗМ БЕЗ НАСИЛИЯ ВОЗМОЖЕН ЛИШЬ В РАМКАХ ХРИСТИАНСКОЙ ДОКТРИНЫ И ИДЕОЛОГИИ.
М. Туган-Барановский писал, что создатели термина «социализм» хотели охарактеризовать им новое общественное направление, выдвигавшее значение общественного сотрудничества, в противоположность господствовавшей экономической школе, признававшей идеалом хозяйственного строя неограниченную свободу единоличного предпринимательства. Социализм, таким образом, противопоставлялся индивидуализму.
Согласно В. И. Ленину, «социализм — это государственно-капиталистическая монополия, обращённая на пользу всего народа и постольку переставшая быть капиталистической монополией».
Маркс и Энгельс объединили враждовавшие до того между собой коммунистическую и социалистическую идею, выдвинув положение, что построение коммунистического общества - процесс поэтапный и что первые (и следовательно практически значимые для марксистов) этапы его связаны с реализацией программы социалистов. Понятия социализма и коммунизма у них фактически синонимичны. Социализм мыслился как результат победы мировой революции во всех странах, а коммунизм как результат воспитания нового поколения в условиях социалистических отношений и бурного развития производительных сил, в результате чего труд из необходимости становится потребностью человека и полностью исчезают пережитки деления на классы, товарно-денежных отношений и государственных институтов. В марксистской традиции название «социализма» получил постулировавшийся Марксом первый этап коммунизма, о которой Маркс писал: «Мы имеем дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет ещё родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло».
Социалистические тенденции были сильны на начальном этапе развития германского национал-социализма (1922—1934). В частности, социалистическую платформу занимал один из основателей НСДАП, Грегор Штрассер.
Национал-социализм (нацизм) отличался от коммунизма в своём отношении к собственности. Нацисты не экспроприировали частную собственность, а лишь подчиняли целям и задачам государства. Гитлер, в частности, не раз указывал, что социализм в его понимании — это в первую очередь обобществление душ, а не собственности: собственность можно оставить в какой-то мере в частных руках, если поставить собственника, управляющего ею, в зависимость от государства. Среди других отличий называют: отрицание демократии, опору на иные слои населения, чем те, которые поддерживают коммунистов, поддержку со стороны правящих классов старого общества, реваншизм, концепция «классовой гармонии» (теории народного сообщества, народного государства, корпоративности), ненависть к коммунизму и пролетарскому интернационализму (антикоммунизм, Антикоминтерновский пакт), антиматериализм, иррационализм и мистицизм, расистская идеология, социальный дарвинизм, шовинизм, ксенофобия и антисемитизм.
В марксистской традиции общепризнанным считается определение фашизма, данное Г. Димитровым на VII конгрессе Коминтерна:
Фашизм — это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала….Фашизм — это не надклассовая власть и не власть мелкой буржуазии или люмпен-пролетариата над финансовым капиталом. Фашизм — это власть самого финансового капитала.
Это организация террористической расправы с рабочим классом и революционной частью крестьянства и интеллигенции. Фашизм во внешней политике — это шовинизм в самой грубейшей форме, культивирующей зоологическую ненависть против других народов.
Существует мнение, что нацизм и коммунизм объединяло отрицание либеральной демократии и замена рыночной экономики государственным планированием.
С точки зрения сталинизма постепенно утверждался тезис о том, что при социализме действие закона стоимости, наличие прибыли — нормальные явления, не противоречащие марксистской концепции. Подобная ситуация называлась творческим развитием марксистско-ленинской теории (постулат существования при социализме закона стоимости был выдвинут И. В. Сталиным в работе «Экономические проблемы социализма в СССР», 1952 год), хотя на деле противоречил исходному марксову пониманию:
• прибыли как исключительно капиталистической категории (превращённая форма прибавочной стоимости, а прибавочная стоимость есть только в капитализме);
• стоимости как категории, которая вместе с товаром исчезает при социализме.
Таким образом, представления о социализме, столкнувшись в условиях сталинизма с реалиями, постепенно в определённой степени отошли от изначальной марксистско-ленинской концепции.
В настоящее время доминирует точка зрения, что тезис основоположников марксизма о том, что коммунизм неминуемо придёт на смену капитализму прежде всего в силу того, что первый будет иметь более высокую производительность труда, чем второй, был ошибочен. Утверждается, что этот тезис был одним из основных ошибочных тезисов классического учения о социализме. Экономика с глубоким разделением труда может функционировать только плюралистическим и децентрализованным образом. Социализм по самой своей природе не способен выдержать экономическое состязание с капитализмом. Он ведёт в конечном счете к торможению экономического развития и не выдерживает конкуренции с индивидуалистическим обществом в сфере экономики.
Не потому ли Маркс предполагал, что победа социализма должна произойти одновременно во множестве развитых стран?Итак, коммунизм и национал-социализм убедительно показали, что господство идей коллективизма в индустриальном обществе неминуемо оказывается тоталитаризмом.
Ныне и Россия, и Украина движутся по пути к полному тоталитаризму со своими национальными оттенками в условиях господства финансового капитала (или фашизма по Димитрову).
Поэтому в наших странах мечтать о массовом развитии кооперативов, соответствующих марксистскому пониманию, — очередная социальная утопия.
С чем и поздравляю автора статьи «Даешь российскую кооперацию свободного труда!»
Однако это не означает, что надо позабыть идею кооперативного движения. Для ее утверждения и развития нужны мыслители со свежими взглядами на практические процессы в современных экономиках. Главная задача предстоящих исследований - обоснование хозяйственного механизма кооперативов, обеспечивающего ускоренный рост производительности общественного труда по сравнению с современным капиталистическим механизмом.
По материалам Интернета.С уважением,
В.К.