С.Рауха писал(а):
У Д.В.Николаенко речь идёт о метакультурных общностях.О них писалось много и многими(один из самых "шумных" примеров-Хангтингтон).Эти общности носят исключительно культурно-политический характер,причем значительно более культурный,чем политический.Социологические характеристики входящих в них локальных культур могут быть совершенно не схожими(напр.Бангладеш и ОАЭ).Экономическая основа этих культурных регионов едва заметна,и,скорее всего, никакая она не основа.Видимо,о растворении "цивилизаций",с некоторыми оговорками, действительно говорить можно,но с лежащими в их основе соц.системами ничего, кроме очередной унификации,при этом не происходит.
Да, это метакльтурные общности, аналоги цивилизаций в том смысле, как употребляли этот термин А.Д. Тойнби, Н.И.Хлебников, или С. Хантингтон (сам Д.В.Николаенко употребляет этот термин в ином смысле). Главное в выделении той или иной социокультурной системы (
СКС)- определённый стандарт организации пространства, общества и государства. Так, например, западная социокультурная система имеет следующие признаки:
1) Она способна генерировать цивилизации (естественно, в смысле, указанном Д.В. Николаенко, а не Хлебниковым - Тойнби - Хантингтоном).
2) Ей присуща в высшей степени массированная рефлексия-пропаганда. Ничего близкого нет ни в одной другой СКС. Подобно китайской СКС, западная СКС дотошно фиксирует любую информацию о самой себе: написание автобиографий - любимый жанр. Она не имеет аналогов и в пропаганде своей истории. Яркий пример того - древняя Греция. Пропагандистская направленность важна для собственной экспансии и борьбы с иными СКС.
3) Особенность указанной рефлексии - внимание к вопросам социокультурного анализа, но не рефлексии освоения пространства.
4) Имманетные противоречия между декларациями и реальными действиями. Так, логика эволюции этой социокультурной системы направлена на расширение собственного хоумленда (один из терминов Николаенко) и огораживание его от соседей. В декларациях это преподносится в самых причудливых формах - как строительство определенных идеальных социальных обществ, проповедование "единственно истинной" религии и так далее. Рефлексия относительно реальных пространственных процессов в своей же СКС совершенно не развита. Это показатель еще и того, что рефлексия, ее формы не играют значимой роли для реальных социо-культурных процессов.
5) Западная социокультурная система представляет себя как идеальный вариант, а остальной мир - как отклонение от идеала.
6) Наука как социальный институт - это во многом порождение западной СКС, используемое, в основном, для идеологической войны с остальными СКС. Западная наука однозначно и строго научно описывает западную СКС как идеальный ва-риант, а остальной мир - как набор отклонений от идеала.
7) Западная СКС является безусловным, постоянным лидером в производстве средств производства и распространении информации. Эта особенность сохраня-ется на протяжении очень длительного времени и определяется общими закономерностями данной СКС.
8) Имеет очень небольшой хоумленд, но очень большую буферную зону.
и др. (см. Николаенко Д.В. Социо-культурные миры, том I, параграф 2.4). Краткий словарик основных понятий есть на этом сайте, в разделе "Люди и идеи").