С О Ц И Н Т Е Г Р У М

цивилизационный форум
     На главную страницу сайта Социнтегрум      Люди и идеи      Организации      Ресурсы Сети      Публикации      Каталог      Публикатор_картинок
                       
 
Текущее время: Сб авг 24, 2019 7:27 am

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Социокультурные системы Д.В.Николаенко
СообщениеДобавлено: Пн дек 05, 2005 8:37 pm 
Не в сети
Администратор форума
Администратор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср авг 25, 2004 12:26 am
Сообщения: 1045
Откуда: Москва
С.Рауха писал(а):
У Д.В.Николаенко речь идёт о метакультурных общностях.О них писалось много и многими(один из самых "шумных" примеров-Хангтингтон).Эти общности носят исключительно культурно-политический характер,причем значительно более культурный,чем политический.Социологические характеристики входящих в них локальных культур могут быть совершенно не схожими(напр.Бангладеш и ОАЭ).Экономическая основа этих культурных регионов едва заметна,и,скорее всего, никакая она не основа.Видимо,о растворении "цивилизаций",с некоторыми оговорками, действительно говорить можно,но с лежащими в их основе соц.системами ничего, кроме очередной унификации,при этом не происходит.

Да, это метакльтурные общности, аналоги цивилизаций в том смысле, как употребляли этот термин А.Д. Тойнби, Н.И.Хлебников, или С. Хантингтон (сам Д.В.Николаенко употребляет этот термин в ином смысле). Главное в выделении той или иной социокультурной системы (СКС)- определённый стандарт организации пространства, общества и государства. Так, например, западная социокультурная система имеет следующие признаки:
1) Она способна генерировать цивилизации (естественно, в смысле, указанном Д.В. Николаенко, а не Хлебниковым - Тойнби - Хантингтоном).
2) Ей присуща в высшей степени массированная рефлексия-пропаганда. Ничего близкого нет ни в одной другой СКС. Подобно китайской СКС, западная СКС дотошно фиксирует любую информацию о самой себе: написание автобиографий - любимый жанр. Она не имеет аналогов и в пропаганде своей истории. Яркий пример того - древняя Греция. Пропагандистская направленность важна для собственной экспансии и борьбы с иными СКС.
3) Особенность указанной рефлексии - внимание к вопросам социокультурного анализа, но не рефлексии освоения пространства.
4) Имманетные противоречия между декларациями и реальными действиями. Так, логика эволюции этой социокультурной системы направлена на расширение собственного хоумленда (один из терминов Николаенко) и огораживание его от соседей. В декларациях это преподносится в самых причудливых формах - как строительство определенных идеальных социальных обществ, проповедование "единственно истинной" религии и так далее. Рефлексия относительно реальных пространственных процессов в своей же СКС совершенно не развита. Это показатель еще и того, что рефлексия, ее формы не играют значимой роли для реальных социо-культурных процессов.
5) Западная социокультурная система представляет себя как идеальный вариант, а остальной мир - как отклонение от идеала.
6) Наука как социальный институт - это во многом порождение западной СКС, используемое, в основном, для идеологической войны с остальными СКС. Западная наука однозначно и строго научно описывает западную СКС как идеальный ва-риант, а остальной мир - как набор отклонений от идеала.
7) Западная СКС является безусловным, постоянным лидером в производстве средств производства и распространении информации. Эта особенность сохраня-ется на протяжении очень длительного времени и определяется общими закономерностями данной СКС.
8) Имеет очень небольшой хоумленд, но очень большую буферную зону.
и др. (см. Николаенко Д.В. Социо-культурные миры, том I, параграф 2.4). Краткий словарик основных понятий есть на этом сайте, в разделе "Люди и идеи").


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Чт дек 08, 2005 10:05 pm 
Artashir, Чтобы точнее разобраться в понятиях Николаенко Д.В. и понять,чем его система взглядов по обсуждаемой теме отличается,например,от взглядов Переслегина С.Б. надо,думается,с его трудом познакомиться непосредственно.При случае попробую.Поверхностно могу лишь заметить,что обсуждаемые нами системы различны не только географически,но и,очевидно,структурно,находятся на разных стадиях формирования(трудно сравнивать, например,индийскую метакультуру и "черноафриканскую").Что в метакультуре относится к коренным,родовым свойствам,а что к стадиальным-вопрос тёмный.Думаю,что сначала бы не мешало с системами попроще разобраться попробовать.


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт дек 09, 2005 3:07 am 
Не в сети
Администратор форума
Администратор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср авг 25, 2004 12:26 am
Сообщения: 1045
Откуда: Москва
Собраний сочинений Николаенко есть на нашем сайте. Для первоначального знакомства, думаю, подходит том 11 "Социокультурные миры".
http://www.socintegrum.ru/Nikolaenko/Nm.html

Основные идеи Д.В. Никалаенко:
http://www.socintegrum.ru/Nikol.html
А то, что социокультурные системы находятся на разных стадиях формирования - Николаенко пишет об этом. Однако, существуют свойства социокультурных систем, которые остаются присущими им на разных стадиях (этапах).


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron






Powered by phpBB2
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB