С О Ц И Н Т Е Г Р У М http://socintegrum.ru/forum/ |
|
Сословия у казахов XVII-XIX вв. http://socintegrum.ru/forum/viewtopic.php?f=3&t=8 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Artashir [ Сб авг 28, 2004 4:24 pm ] |
Заголовок сообщения: | Сословия у казахов XVII-XIX вв. |
Казахское общество XVII-XIX вв. представляет пример сложной структуры, характеризующейся наличием нескольких специфических сословий, сложным переплетением сословий и субэтносов. Формально казахское общество делилось на два сословия - "белая кость" (высшее сословие) и "чёрная кость" (низшее сословие). Белая кость состояла из султанов, считавшихся потомками Чингисхана. Из своей среды султаны избирали ханов - политических глав жузов (государственные образования, в русских источниках - "киргиз-кайсацкие орды"). Султаны и ханы формально не принадлежали ни к одному из многочисленных субэтносов, из которых состоял казахский этнос. Чёрная кость не была однородна по своему социальному составу, в ней были высшие и низшие. К высшим относились, в частности, бии - главы субэтносов (тайпа) и родов (ру), баи (богатые скотовладельцы незнатного происхождения), батыры (командующие вооружёнными отрядами). Баи могли заставлять обслуживать свои стада бедных и бесскотных казахов-скотоводов или отдавали свою землю в своеобразную аренду бедным казахам-земледельцам. Акыны - исполнители народных песен, знатоки родословий и древней мудрости. Представляют собой особое сословие (или субэтнос ?). Привлекаются к разбору имущественных конфликтов между родами на уровне баев. Кроме акынов, было и другое сословие певцов-исполнителей эпоса - жирау. Они стояли ближе к знати, были тесно связаны с практикой управления. Импровизированные песни жирау слагались на важные события - посылку посольств, объявление военных походов, заключение мира, разбор имущественных тяжб между родами и ханами. Считались одарёнными даром прорицания. Без песен жирау не принимались важные решения на уровне биев и ханов. В военных походах они ехали впереди войска, призывая к победе. Ссылки по теме: http://www.nklibrary.freenet.kz/elib/bo ... skaz/1.htm http://ufa.muh.ru/Unit-o/0428/0428.01.01.pdf Наибольший интерес здесь вызывают следующие вопросы: 1. Можно ли квалифицировать описанную структуру как феодальную ? 2. Чем вызвано сочетание сословных функций корпораций исполнителей народного эпоса с судебными функциями ? Аналогия с кельтскими бардами здесь налицо, но почему именно у кельтов и казахов проявилось такое необычное, на первый взгляд, сочетание ? |
Автор: | Elix [ Ср янв 26, 2005 4:28 pm ] |
Заголовок сообщения: | |
Никаких далекоидущих выводов о якобы имевшем место быть "феодализме" у казахов просто на основании того, что у них были различные сословия, делать не стоит. А о "сходстве" с кельтскими бардами это вы здорово хватили. Всяко-разно читать приходилось, но о родстве тюрок и кельтов первый раз слышу (снимаю шляпу). |
Автор: | Борис Синюков [ Чт фев 01, 2007 5:34 am ] |
Заголовок сообщения: | |
Цитата: Наибольший интерес здесь вызывают следующие вопросы: 1. Можно ли квалифицировать описанную структуру как феодальную ? 2. Чем вызвано сочетание сословных функций корпораций исполнителей народного эпоса с судебными функциями ? Аналогия с кельтскими бардами здесь налицо, но почему именно у кельтов и казахов проявилось такое необычное, на первый взгляд, сочетание ? Цитата: Никаких далекоидущих выводов о якобы имевшем место быть "феодализме" у казахов просто на основании того, что у них были различные сословия, делать не стоит. А о "сходстве" с кельтскими бардами это вы здорово хватили. Всяко-разно читать приходилось, но о родстве тюрок и кельтов первый раз слышу (снимаю шляпу).
Во-первых, порядок шествия так называемых общественно-экономических формаций (ОЭФ) надо давно уже выбросить в мусорную корзину. См. например http://www.borsin1.narod.ru/download/04 ... arstvo.htm . Поэтому в Казахатане одновременно были все три основные ОЭФ по порядку сдедования (капитализм, феодализм, рабовладение). Отсюда и изложенное многообразие "сословий". Во-вторых, родина кельтов - Альпы, "родина" казахов - Великий проходной двор соли с Баскунчака на Тихий океан, где первую скрипку играли евреи. А если так, то они же позднее то же самое осуществили и на Сен-Готарде, см. например http://www.borsin1.narod.ru/download/049_lotaringia.htm . Отсюда "аналогия" кельтов и казахов. В-третьих, с судебными функциями "бардов" - сложнее, но и тут есть зацепка. Надо только лишь понять, что не только кельты и казахи схожи, в любом этносе эти элементы можно найти. Только надо заглянуть в него пораньше. И вот почему. Вообще говоря, именно евреи создали частное право и независимый суд в Медине как альтернативу "гражданскому" праву и суду вождей. Независимый судья должен быть не из данного племени, только тогда он независим. Именно для этого подходили бродячие "барды", главное достоинство их - бродячесть, но и бродчесть - не бесполезна, огромный опыт приносит. |
Автор: | Artashir [ Пт фев 02, 2007 4:14 am ] |
Заголовок сообщения: | |
А что, разве кельтские барды были не из местных ? Или казахские жирау ? |
Автор: | Борис Синюков [ Пт фев 02, 2007 10:25 pm ] |
Заголовок сообщения: | |
Цитата: А что, разве кельтские барды были не из местных ? Или казахские жирау ?
Смотря что понимать как "местные"? Этнос или род, племя, кочевую семью (как у казахов илич ненцев). Торговое племя, безусловно, не местные в местном этносе, в то время как бард в этом смысле - местный. Но бард, как правило, не принадлежит к данному роду, племени, а является бродячим межплеменным. Поэтому судить в данном племени он будет более беспристрастно, чем член племени, судящий членов своего племени, так как у судьи всегда будет родня в племени и он будет учитывать ее интересы. Именно в этом смысле я понимаю неместного барда. С уважением. |
Автор: | Artashir [ Вс фев 04, 2007 11:19 pm ] |
Заголовок сообщения: | |
Собственно неясной остаётся причина совмещения в одном сословии функций исполнения народных песен /эпоса и судебных функций. |
Автор: | Борис Синюков [ Пн фев 05, 2007 2:09 am ] |
Заголовок сообщения: | |
Artashir писал(а): Собственно неясной остаётся причина совмещения в одном сословии функций исполнения народных песен /эпоса и судебных функций.
Во-первых, я не знаю, я - рассуждаю логически. Во-вторых, в продолжение рассуждения. Мы думаем о "совмещении" с позиции сегодняшнего дня, когда судья завален "делами", так что "совместить" эти дела он может только со сном, выпивкой или вымоганием взяток. В те далекие времена все спорные дела в кругу семьи решали мама-папа на основе семейно-индивидуального права. Спорные межсемейные дела в племени решал вождь, старейшина, геронтократия на основе племенного права. И никакой специальный судья не требовался. И таких "дел" - подавляющее большинство. Но когда возникали споры, например, между кланами семей одного племени, отдельно, разрозненно кочующими по индивидуальному круговому маршруту (довольно редкие, но долго вспоминаемые дела) возникала потребность в посреднике, не заинтересованном в победе ни той, ни другой стороны. Минюста, естественно, не было, государства - тоже. И вообще никто посторонний случайно не попадал на эту разборку, тогда как пропитание акына примерно как циркачей с разборным шапито зависело, чтоб не надоесть своим "альбомом", от постоянного межплеменного, перекрестного перемещения. И я уже говорил в предыдущем посте, что такого рода бродячие люди концентрируют в себе несравненно большие знания, чем племя "в собственном соку". И кому как не им предложить выполнить роь судьи, не отрываясь от собственного бизнеса. Но так как я уже сказал, что такие "дела" надолго остаютя в памяти по сравнению с наказанием непокорной жены мужем, то единственное "дело", умно и справедливо разрешенное бродячим акыном, оставляет надолго за ним звание судьи в довесок к званию акына. В таком контексте мне кажется логичным мое расследование. |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ] |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |