С О Ц И Н Т Е Г Р У М

цивилизационный форум
     На главную страницу сайта Социнтегрум      Люди и идеи      Организации      Ресурсы Сети      Публикации      Каталог      Публикатор_картинок
                       
 
Текущее время: Вт дек 10, 2024 10:28 am

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Сословия у казахов XVII-XIX вв.
СообщениеДобавлено: Сб авг 28, 2004 4:24 pm 
Не в сети
Администратор форума
Администратор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср авг 25, 2004 12:26 am
Сообщения: 1051
Откуда: Москва
Казахское общество XVII-XIX вв. представляет пример сложной структуры, характеризующейся наличием нескольких специфических сословий, сложным переплетением сословий и субэтносов. Формально казахское общество делилось на два сословия - "белая кость" (высшее сословие) и "чёрная кость" (низшее сословие). Белая кость состояла из султанов, считавшихся потомками Чингисхана. Из своей среды султаны избирали ханов - политических глав жузов (государственные образования, в русских источниках - "киргиз-кайсацкие орды"). Султаны и ханы формально не принадлежали ни к одному из многочисленных субэтносов, из которых состоял казахский этнос. Чёрная кость не была однородна по своему социальному составу, в ней были высшие и низшие. К высшим относились, в частности, бии - главы субэтносов (тайпа) и родов (ру), баи (богатые скотовладельцы незнатного происхождения), батыры (командующие вооружёнными отрядами). Баи могли заставлять обслуживать свои стада бедных и бесскотных казахов-скотоводов или отдавали свою землю в своеобразную аренду бедным казахам-земледельцам.
Акыны - исполнители народных песен, знатоки родословий и древней мудрости. Представляют собой особое сословие (или субэтнос ?). Привлекаются к разбору имущественных конфликтов между родами на уровне баев.
Кроме акынов, было и другое сословие певцов-исполнителей эпоса - жирау. Они стояли ближе к знати, были тесно связаны с практикой управления. Импровизированные песни жирау слагались на важные события - посылку посольств, объявление военных походов, заключение мира, разбор имущественных тяжб между родами и ханами. Считались одарёнными даром прорицания. Без песен жирау не принимались важные решения на уровне биев и ханов. В военных походах они ехали впереди войска, призывая к победе.
Ссылки по теме:
http://www.nklibrary.freenet.kz/elib/bo ... skaz/1.htm
http://ufa.muh.ru/Unit-o/0428/0428.01.01.pdf
Наибольший интерес здесь вызывают следующие вопросы:
1. Можно ли квалифицировать описанную структуру как феодальную ?
2. Чем вызвано сочетание сословных функций корпораций исполнителей народного эпоса с судебными функциями ? Аналогия с кельтскими бардами здесь налицо, но почему именно у кельтов и казахов проявилось такое необычное, на первый взгляд, сочетание ?


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср янв 26, 2005 4:28 pm 
Не в сети
Новый участник

Зарегистрирован: Сб янв 01, 2005 11:57 pm
Сообщения: 2
Никаких далекоидущих выводов о якобы имевшем место быть "феодализме" у казахов просто на основании того, что у них были различные сословия, делать не стоит. А о "сходстве" с кельтскими бардами это вы здорово хватили. Всяко-разно читать приходилось, но о родстве тюрок и кельтов первый раз слышу (снимаю шляпу).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Чт фев 01, 2007 5:34 am 
Не в сети
Наблюдатель
Наблюдатель

Зарегистрирован: Пт дек 29, 2006 7:42 pm
Сообщения: 136
Откуда: Москва
Цитата:
Наибольший интерес здесь вызывают следующие вопросы:
1. Можно ли квалифицировать описанную структуру как феодальную ?
2. Чем вызвано сочетание сословных функций корпораций исполнителей народного эпоса с судебными функциями ? Аналогия с кельтскими бардами здесь налицо, но почему именно у кельтов и казахов проявилось такое необычное, на первый взгляд, сочетание ?

Цитата:
Никаких далекоидущих выводов о якобы имевшем место быть "феодализме" у казахов просто на основании того, что у них были различные сословия, делать не стоит. А о "сходстве" с кельтскими бардами это вы здорово хватили. Всяко-разно читать приходилось, но о родстве тюрок и кельтов первый раз слышу (снимаю шляпу).


Во-первых, порядок шествия так называемых общественно-экономических формаций (ОЭФ) надо давно уже выбросить в мусорную корзину. См. например http://www.borsin1.narod.ru/download/04 ... arstvo.htm . Поэтому в Казахатане одновременно были все три основные ОЭФ по порядку сдедования (капитализм, феодализм, рабовладение). Отсюда и изложенное многообразие "сословий".
Во-вторых, родина кельтов - Альпы, "родина" казахов - Великий проходной двор соли с Баскунчака на Тихий океан, где первую скрипку играли евреи. А если так, то они же позднее то же самое осуществили и на Сен-Готарде, см. например http://www.borsin1.narod.ru/download/049_lotaringia.htm . Отсюда "аналогия" кельтов и казахов.
В-третьих, с судебными функциями "бардов" - сложнее, но и тут есть зацепка. Надо только лишь понять, что не только кельты и казахи схожи, в любом этносе эти элементы можно найти. Только надо заглянуть в него пораньше. И вот почему. Вообще говоря, именно евреи создали частное право и независимый суд в Медине как альтернативу "гражданскому" праву и суду вождей. Независимый судья должен быть не из данного племени, только тогда он независим. Именно для этого подходили бродячие "барды", главное достоинство их - бродячесть, но и бродчесть - не бесполезна, огромный опыт приносит.

_________________
Борис Синюков


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт фев 02, 2007 4:14 am 
Не в сети
Администратор форума
Администратор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср авг 25, 2004 12:26 am
Сообщения: 1051
Откуда: Москва
А что, разве кельтские барды были не из местных ? Или казахские жирау ?


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт фев 02, 2007 10:25 pm 
Не в сети
Наблюдатель
Наблюдатель

Зарегистрирован: Пт дек 29, 2006 7:42 pm
Сообщения: 136
Откуда: Москва
Цитата:
А что, разве кельтские барды были не из местных ? Или казахские жирау ?


Смотря что понимать как "местные"? Этнос или род, племя, кочевую семью (как у казахов илич ненцев). Торговое племя, безусловно, не местные в местном этносе, в то время как бард в этом смысле - местный. Но бард, как правило, не принадлежит к данному роду, племени, а является бродячим межплеменным. Поэтому судить в данном племени он будет более беспристрастно, чем член племени, судящий членов своего племени, так как у судьи всегда будет родня в племени и он будет учитывать ее интересы. Именно в этом смысле я понимаю неместного барда.
С уважением.

_________________
Борис Синюков


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс фев 04, 2007 11:19 pm 
Не в сети
Администратор форума
Администратор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср авг 25, 2004 12:26 am
Сообщения: 1051
Откуда: Москва
Собственно неясной остаётся причина совмещения в одном сословии функций исполнения народных песен /эпоса и судебных функций.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн фев 05, 2007 2:09 am 
Не в сети
Наблюдатель
Наблюдатель

Зарегистрирован: Пт дек 29, 2006 7:42 pm
Сообщения: 136
Откуда: Москва
Artashir писал(а):
Собственно неясной остаётся причина совмещения в одном сословии функций исполнения народных песен /эпоса и судебных функций.


Во-первых, я не знаю, я - рассуждаю логически.
Во-вторых, в продолжение рассуждения. Мы думаем о "совмещении" с позиции сегодняшнего дня, когда судья завален "делами", так что "совместить" эти дела он может только со сном, выпивкой или вымоганием взяток. В те далекие времена все спорные дела в кругу семьи решали мама-папа на основе семейно-индивидуального права. Спорные межсемейные дела в племени решал вождь, старейшина, геронтократия на основе племенного права. И никакой специальный судья не требовался. И таких "дел" - подавляющее большинство. Но когда возникали споры, например, между кланами семей одного племени, отдельно, разрозненно кочующими по индивидуальному круговому маршруту (довольно редкие, но долго вспоминаемые дела) возникала потребность в посреднике, не заинтересованном в победе ни той, ни другой стороны. Минюста, естественно, не было, государства - тоже. И вообще никто посторонний случайно не попадал на эту разборку, тогда как пропитание акына примерно как циркачей с разборным шапито зависело, чтоб не надоесть своим "альбомом", от постоянного межплеменного, перекрестного перемещения. И я уже говорил в предыдущем посте, что такого рода бродячие люди концентрируют в себе несравненно большие знания, чем племя "в собственном соку". И кому как не им предложить выполнить роь судьи, не отрываясь от собственного бизнеса. Но так как я уже сказал, что такие "дела" надолго остаютя в памяти по сравнению с наказанием непокорной жены мужем, то единственное "дело", умно и справедливо разрешенное бродячим акыном, оставляет надолго за ним звание судьи в довесок к званию акына.
В таком контексте мне кажется логичным мое расследование.

_________________
Борис Синюков


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron






Powered by phpBB2
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB