Здравствуйте, Татьяна.
Что мне нравится в Ваших постах, так это свежесть Вашего взгляда на вещи и умение просто сказать о сложных вещах. Я тоже всегда стремлюсь к тому, чтобы люди, которые будут читать, смогли бы понять, о чем идет речь. Это часто отнимает много времени, но я считаю, что это очень важно - суметь рассказать так, чтобы всем было понятно. Это не значит, конечно, что надо упрощать свои мысли или как-то приспосабливаться к уровню неподготовленной аудитории. Совсем нет. Но об одном и том же явлении можно сказать разными способами. В одном случае будет понятно, о чем человек говорит, во втором случае это сделать будет сложнее.
Под понятностью я понимаю донесение смысла "на пальцах". Бывает, что без специальных терминов или математики никак не обойтись, но и в этом случае всегда можно найти способ наглядного представления результатов: графики, рисунки, схемы, ясные таблицы. Сами по себе математика и специальные термины - это лишь орудия и не более того. Этими орудиями надо умело пользоваться, но не злоупотреблять ими. Бывает, читаешь статью - одни сплошные формулы, все строго и так учено, что чувствуешь себя полным дураком. Начинаешь разбираться и видишь - за формулами-то почти и нет ничего, никакой новой идеи, ни новой мысли - ноль. А математика придает этому нулю солидность. Но ноль - он и есть ноль, в какую бы математическую одежду его не нарядили. То же и с многими статьями изобилующими научной терминологией (в советское время многие статьи и книги по диалектическому материализму являлись примером такого сорта наукообразных сочинений) - опять же, термины здесь могут играть ту же роль: прятать отсутствие оригинальной мысли.
Вы же явно имеете способность хорошо мыслить и умение ясно излагать свои мысли. Поверьте, это не так часто встречается. Как правило, люди лишь повторяют то, что они где-то уже слышали, но потом об этом забыли. Еще реже встречается способность к самостоятельной оценке какой-либо новой системы взглядов. Появляется нечто новое - и никто не знает, как к этому относиться. Начинают искать, чтобы кто-то из авторитетов поставил бы свой штамп - сказал бы: это, мол, хорошо или плохо. Авторитет скажет и потом все будут повторять. Потом забудут, что это и не их оценка вовсе, и будут думать, что это они сами так здорово все оценили. Люди, способные к оригинальному мышлению и умеющие оценивать новое встречаются редко. Но именно они являются двигателем прогресса общества. Мир двигают эти немногочисленные, рассеяннные по миру одинокие странники, ищущие новые пути, по которым спустя какое-то время будут двигаться остальные.
Вот Вы пишите о процессе накопления коллективного опыта и фиксируете несколько важных моментов: (1) эффект "войны поколений", (2) способность молодежи к инновациям (во всех областях: в сфере культуры, норм поведения, мировоззренческих норм, в области научного творчества и т.д.), (3) процесс социальной оценки общественной значимости инноваций, (4) процесс адаптирования общественно-полезных инноваций, прошедших отбор, (5) переоценка прежнего опыта через призму нового коллективного опыта.
И каждый пункт - целая большая проблема.
Прогресс общества прямо зависит от работы каждого звена: от способности молодежи делать инновации, от способности Системы давать верную и своевременную оценку этим инновациям, от наличия в Системе механизмов ассимиляции получивших положительную оценку инноваций, от способности Системы адаптировать ценностные расценки к новой реальности. Если все звенья работают нормально, то Система способна регулярно обновляться через ассимиляцию прошедших отбор инноваций. Такие Системы являются прогрессивно развивающимися.
Но, к сожалению, чаще бывает так, что процесс оценки и ассимиляции инноваций затруднен. Плохо работают соответствующие механизмы. Например, нет отлаженной Системы ассимиляции и оценки или при оценивании постоянно происходят ошибки - сбои Системы (например, гонения на генетику, кибернетику, гелиобиологию, тектологию в советское время). Просто беда, когда оценка отдана на откуп людям неспособным что-либо оценивать. Это будет тогда не ассимиляция полезных инноваций, а скорее наоборот закрепление бесполезных или даже общественно-вредных начинаний.
К сожалению, до последнего времени эти механизмы прогрессивного качественного обновления Системы в нашей стране либо работали плохо, либо не работали вообще. Достаточно почитать о жизни советских больших ученых. Не было никакой системы, отбор полезных инноваций чаще всего зависел от случайных сложившихся обстоятельств и в первую очередь от насущных потребностей правящей элиты. Возникла нужда в атомной бомбе и похороненные на долгие годы инновации в области атома сразу же были востребованы - тут же и деньги нашлись и условия для работы ученым были созданы. Другой пример - Космос. Ведь изначально власти нужна была просто ракета для доставки бомб на большое расстояние. Отсюда и интерес - и тут же им понадобился лагерник Королев. Взяли его за шкирку и сказали - давай зэк, ракету делай, нам это сейчас позарез надо. Он ракету сделал, да еще исхитрился же донести до тупых мозгов руководства, что перспективы здесь гораздо большие, чем просто доставка бомб. Или взять фильм Тарковского "Андрей Рублев" - последняя часть этого фильма: Колокол. Вот уж совершенно точно показано отношение правящей элиты к инновациям. Не нужны ей никакие инновации. Об инновациях вспоминают, когда уж совсем деться некуда. И отношение к своим инноваторам соответствующее - как к своим лакеям и шутам. И всегда так было, и во времена Андрея Рублева, и во времена Петра, и в советскую эпоху, да и сейчас почти так же. Так что Вы очень большую и сложную тему подняли - качественное обновление через накопление коллективного опыта. У нас он именно так и накапливается - когда приспичит только и власть сочтет для себя выгодным - тогда только обновление и происходит. Причем по сценарию, изображенному Тарковским. В последние годы что-то меняется - есть ощущение какого-то... просветления что ли. Иногда такое чувство, что все 1990-ые были эпохой какого-то долгого запоя, а теперь власть, наконец, протрезвела и удивленно озирается вокруг, чешет в затылке и говорит себе: "Ничего не помню. Да неужто это я сама все это наворотила?" Протрезвела. Что-то такое доходит, наконец до сознания наших верхов - судя по последним мерам. Правда очень медленно доходит. Кажется, начинают понимать, что люди - это главное богатство, не особняки и не счета в зарубежных банках а простые люди, которых они довели до абсолютной нищеты и поставили на грань вымирания. Людей беречь надо, а не уничтожать. Постепенно доходит и вторая простая мысль, что огромное неравенство - это НЕВЫГОДНО и с экономической точки зрения, и с точки зрения сохранения социальной стабильности. Правда третья мысль - о необходимости сбережения и развития своего научно-культурного потенциала пока дело не дошло. Зачем готовить ученых, если не давать им возможности иметь достойную жизнь, занимаясь при этом наукой. А без науки - особенно фундаментальной - лет через 10 мы просто можем утратить фактическую независимость. Причем это может случиться даже без всяких военных вторжений. Ракеты и бомбы - это оружие вчерашнего дня. В современном глобально взаимосвязанном мире возможны иные способы уничтожения чужого суверенитета. Достаточно посмотреть на так называемые "оранжевые" революции. Существуют влияния на системном уровне. Обычно эти системные взаимовлияния изучают на уровне политологии. Но в последние десятилетия возникла новая платформа - теория САС. И в это направление вкладываются огромные средства - там, конечно. Созданы мощные научные центры, издаются журналы, проводятся конференции, читаются спецкурсы.
У нас же даже сам термин - САС - до последнего времени был почти неизвестен. Отставание колоссальное и ровным счетом ничего не делается. Нет осознания. Нет понимания, что наша планета, страны, регионы, территории - это реально существующие Сложные Адаптивные Системы и что прошло время, когда такими Системами управляли на глазок или по наитию - слишком велики риски неправильных решений и их последствий. Чтобы управлять, надо знать. И на Западе вкладываются колоссальные средства в добывание этого Знания. Потом это знание о САС будет отлито в новые технологии воздействия одних САС на другие с определенной целью. А что мы будем иметь: груду бомб и ракет? Удивительная недальновидность.
Григорий.
|