Здравствуйте, Татьяна Николаевна.
Цитата:
Мне нравиться Ваша мысль обозначить числом объекты изучения в соответствии с определёнными правилами.
В данном случае "объектом" является единая целостная Система. Это может быть "социально-экономическая формация", цивилизация, этнос,... То, что мы наблюдаем в истории - прогресс, регресс, революции, распады, кризисы,... - имеет определенную внутреннюю логику. Объективную логику, не зависящую от воли отдельных людей. В той мере, в какой действия власти сообразуются с объективной логикой развития Системы - в этой мере все выглядит так, будто власть "управляет" развитием ситуации. Но как только власть пытается навязать Системе правила, которые противоречат ее внутренней логике развития - сразу обнаруживается, что власть ситуацией не управляет. Например, события 1990-ых. Реформаторы ожидали совсем не того, что произошло на самом деле. Они руководствовались самыми благими намерениями и были уверены, что понимают, как устроена социально-экономическая система и как она будет реагировать на те или иные воздействия. Если например, провести либерализацию, приватизацию и демократизацию - то сразу страна из тоталитарной жесткой Системы скакнет в демократическую правовую рыночную типа Швеции. А все получилось совсем не так. И западные экономисты тоже были озадачены - ситуация стала развиваться совсем не так, как это планировалось. Почему?
Потому
что есть некоторая внутренняя логика развития таких сложных систем. Есть объективные законы их развития. И можно попытаться описать эту логику в математической форме. Это позволяет лучше понять многие такие вещи, которые почему-то происходят, хотя их никто и не ожидает. К таким вещам относятся, например, кризисы, распады, резкие взлеты ("экономическое чудо"). Математика позволяет перевести исследование в плоскость точных рассчетов, перейти от качественного анализа к количественному анализу происходящего.
Поскольку развитие таких сложных систем регулируется законами диалектики, то математическая формализация этих законов приводит к возникновению новой области системных исследований - математической диалектике.Вы, наверное, знаете, что есть такие законы: единство и борьба противоположностей, закон отрицания отрицания, закон перехода количества в качество... Законы диалектики (я сформулировал их как в школьном учебнике, чтобы было понятно, о чем идет речь). Так вот эти законы, систематически описанные Гегелем, могут быть формализованы с использованием математики. То есть
диалектика может стать точной наукой. И в этом случае объективная логика развития сложных систем может изучаться примерно так же, как мы изучаем, например, в физике изменение состояния вещества.
Я сделал попытку продвинуться в этом направлении (тема "Метод Системного Потенциала и эволюционные циклы"). Я думаю, что это - правильный путь. Он позволяет математически описать процессы вызревания кризисов, их протекание, объяснить, почему "восточные" и "западные" цивилизации так несхожи между собой, почему происходят "взлеты" и "распады". Все это имеет свою логику. Но, как это обычно бывает с новыми идеями (теориями и изобретениями) - существует лаг между появлением новых идей и их усвоением. Мы живем как раз в это время. Лаг может оказаться очень большим. У Ван-Гога. например, этот лаг оказался длиннее всей его жизни. Но это - тоже объективный процесс. Его нельзя подхлестнуть. Поэтому все, что можно тут сделать - это продолжать работать и рассказывать людям, которым это интересно, что из этого всего получается. Я так и делаю.
Григорий.