Цитата:
Бунташный век – это не 17 век, а время правления Алексея Романова и его детей (до подавления Петром последнего стрелецкого бунта), т.е. немногим более полувека
Полностью согласен. Я употребил термин "бунташный век" в переносном смысле, как обозначение некой гипотезы, что данную страну (или государство, или общество, или этнос ?) иногда посещают странные периоды человеческой сверхактивности, направленной на разрушение существующего порядка вещей и изменение самоидентификации данного общества (я условно назвал это сменой идеологий).
Цитата:
Что касается 18 века, то это как-раз время идеологий. В страну проникает масонство. (Это целый ряд идеологий. От просветительства – Новиков, до радикализма робеспьеровского пошиба – Радищев). Появляются носители идеологий, не связанных с масонством: вольтерианцы, иезуиты, монархисты, экуменисты... Начинается ожесточенная идеологическая борьба...
Да, это так. Но всё это относится уже к концу столетия, когда в Россию начали проникать из Европы те идеи, которые привели в итоге в Великой Французской революции. И соответственно, возникла некая мировоззренческая реакция на эти идеи, в том числе в виде контр-идей.
Но середина столетия, несмотря на крайне бурную и нестабильную политическую жизнь, в мировоззренческом плане были удивительно спокойны.
Иное дело век 17-й.
Цитата:
Реформы Никона никакого отношения к идеологии ... не имели. Вернее, имели, но к единственной тогдашней идеологии (Москва – третий Рим) и проводились в ее рамках – русское православие слегка отклонилось от наследия второго Рима, надо вернуться к истокам. До Никона господствовал иной вариант этой идеологии – греки утратили истинное благочестие, а Москва не только преемница царьградской государственности, но и неповрежденного православия...
Именно в этом я и вижу существенное мировоззренческое изменение. Либо мы -"самые правильные" в окружении еретиков и грешников, либо мы сами "чуть-чуть" отклонились от истинного пути, а есть люди, которые "более правильные", и нам ещё надо у них поучиться уму-разуму. Это очень существенное мировоззренческое различие, и именно оно, на мой взгляд, вызвало такое масштабное явление, как русский раскол. По оценкам историков, от 1/4 до 1/3 русского населения Московии ушло в раскол.
Цитата:
Петр был западником поначалу не доктринальным, а бессознательным. Он - продукт Немецкой слободы. Культурно он был не вполне русским, вот и всё. Многое русское не любил (на физическом, а не идеологическом уровне) и не понимал ...
Полностью с этим согласен. Просто под словом "идеология" я имел в виду не только доктринальные различия, но и мировоззренческую, и культурную, и прочую
самоидентификацию людей, отнесение ими себя к некой общности (докринальная общность, общность привереженцев определённой религиозной или политической доктрины - это только частный случай).
Цитата:
Степан Разин даже в русском фольклоре, обычно благорасположенном ко всяким смутьянам, сохранился как буйнопомешанный насильник. Вся его идеология – «погулять». Почему Вы решили, что его целью было оказачивание всей страны?
Разин действительно пытался на захваченных им территориях ввести казацкое управление (что, кстати, крайне не нравилось настоящим казакам). То есть здесь есть та же идентификационная подложка при вмешней "разгульной" форме: изменить окружающи мир так, чтобы он стал частью некой общности, бессознательно принимаемой за идеал (только у Петра это Европа, а у Разина - казачество). Это, кстати, принципиально отличает Разина от Пугачёва, который просто провозглашал замену "плохой" царицы и "плохих" помещиков на "хорошего" царя и "хороших" помещиков (его окрущение именовало себя дворянами, используя при этом извеситные дворянские фамилии - Панины и др.).
В итоге: я имел ввиду, что в 17 веке имели место усиленные попытки изменить идентификацию общества, навязать ему принадлежность к некоторой новой общности (я назвал это идеологией, не обязательно имея ввиду именно религиозные и политические доктрины). В 18-м же столетии (по крайней мере в эпоху между правлениями Петра I и Екатерины II) таковых тенденций не наблюдалось.