Григорий:
Цитата:
Я даже думаю, что приходит время, когда атеизм может стать тормозом познания.
Да, согласен.
Думаю, что в своё время атеизм нашёл поддержку и своё оправдание в борьбе с лженаукой и безответственным фантазированием. Вообще, мы должны с благодарностью относиться к тому, что благодаря усилиям многих учёных знание в человечестве приобрело вид научного знания, с его необходимостью доказательств и обоснований. Что творилось, например, в средние века? Я недавно что-то читал из Парацельса…
Но в этой борьбе многие стали верить в только то, что можно "потрогать руками". Это другая крайность. Один из её видов – атеизм.
Григорий:
Цитата:
Я уверен, что никакого противоречия между религией и наукой нет. Достоевский как-то сказал, что после яростных споров атеистов у него всегда оставалось впечатление, что они "не про то совсем говорят". Другое дело, как соотнести эти две сферы человеческого опыта?
Чтобы найти здесь синтез, надо в обеих сферах человеческого опыта идти вперёд, не стоять на месте. Если в сфере религии упорно продолжать стоять, например, на библейском мировоззрении, никакого синтеза не дождёшься. И если в сфере науки упорно исходить из принципа веры только в то, что можно "потрогать руками", не будет никакого синтеза. Здесь надо смотреть и идти вперёд. И путь объединения есть, о чём я много писал.
Обратим внимание на слова католического священника Тейяра де Шардена "Что такое эволюция - теория, система, гипотеза?.. Нет, нечто гораздо большее, чем всё это: она - основное условие, которому должны отныне подчиняться и удовлетворять все теории, гипотезы, системы, если они хотят быть разумными и истинными. Свет, озаряющий все факты, кривая, в которой должны сомкнуться все линии, - вот что такое эволюция".
Понимание эволюции живых организмов и вообще мира, её перспектив – вот путь для синтеза религии и науки, вот где они могут объединиться.
Здесь надо бы обратить особое внимание на сверхчеловека Ницше и его работу "Так говорил Заратустра". Ведь Ницше, несомненно, закладывал в ней основы новой религии.
Но не должен ли сверхчеловек быть результатом эволюции? В своих работах ("Мировоззрение", "Как исчезнут люди") я старался показать, что речь на пути эволюции может идти даже о большем, чем о сверхчеловеке, о Боге.
Здесь то, как мне представляется, и лежит перспектива союза религии и науки.