Николай Бердяев о мистике субъективной и объективной.
Глава 7 "Мистика и церковь" в его книге "Философия свободы"
http://nationalism.org/library/classics ... iberty.htm
Сходные мысли он высказывает в "ПPOБЛEMA BOCTOKA И ЗAПAДA B PEЛИГИOЗHOM COЗHAHИИ BЛ. COЛOBЬEBA"
http://www.vehi.net/berdyaev/soloviev.html
Ниже я привожу
несколько мест о мистике из главы "Мистика и церковь" книги "Философия свободы":
"Но что такое мистика? Словом этим очень злоупотребляют, и злоупотребляют в обе стороны - и для восхваления и для порицания... Слишком ясно, что мистицизмом принято называть мистическое учение, мистическое умозрение, мистическую теософию.
Мистикой же называют не учение, не философию, а саму мистическую жизнь, мистическую практику, мистический опыт...
Есть мистика субъективная, индивидуалистическая, мистика "перживаний"... и мистика объективная, соборная, мистика предметная....
Субъективная мистика "переживаний" не имеет никакой связи с мировым и историческим процессом... Эта призрачная мистика не обладает характером.... революционизирующим мир. Это - очень мирная мистика, вполне приспособленная к .... кабинетным настроениям культурных людей. Эта мистика - культурна, она - накипь культурности. Вполне культурные, критически мыслящие люди не должны ведь совсем отрицать и мистику... Мистика разрешается кабинетным сознанием культурных людей, но в пропорции, в границах, без наложения ответственности...
Мистик разрешенного образца может жить в мире, как и все мирские люди живут, без юродства, без жертв, без муки отвержения миром, во фраке, причесанный и приглаженный... Такого рода мистика, готовая стать модой, прежде всего отрицает глубочайшую тайну всякой мистики, тайну ПРЕОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (выделено Н.Б.).
Та лишь мистика реальная и подлинная, для которой совершается преосуществление, преображение в мировом бытии, в мировой истории, а не в индивидуальных только переживаниях...
Только соборная, церковная мистика, которую я условно называю объективной, имеет своей основой реальное преосуществление, обладает тайной связи с историей, с преображением мира как сущего.
Субъективная мистика переживаний оставляет нетронутым весь натуральный порядок.
Величайшая тайна и чудо мистики - преосуществление хлеба и вина в плоть и кровь... Преосуществление хлеба и вина в плоть и кровь Христову есть таинственное преображение мира, оно совершается в космосе, а не в индивидуальной только душе. Преосуществление есть победа над порядком природы, и тайна его не может быть рационально постигнута. Только в Церкви совершается преосуществление бытия, чудо преображения, чудо свободы и благодати..."
К сожалению такого рода вопросы имеют ту особенность, что здесь недостаточно только лишь знания или эрудиции. Нужен именно определенный опыт. Я уже как-то писал, что рациональное познание -- это лишь один из каналов получения информации. Именно на этом пункте в свое время разошлись два друга - философ Гегель и философ Шеллинг. Развитие рационального канала (разум, интеллект, эрудиция...) еще не дает нам возможность ПОНЯТЬ мир и выстроить правильное отношение к происходящему. Но развитие другого канала -- религиозный опыт - это как раз то, что требует постоянного усилия.
Есть известная история. Двум молодым послушникам поручил настоятель выращивать цветок, сказав, что его надо посадить вверх корнями. Один послушник сделал так, как ему сказали, а второй подумал: "да ведь цветок так засохнет. Посажу-ка я его как должно быть - вниз корнем". В итоге случилось так (не помню подробностей - то ли наводнение, то ли еще что-то), что "правильно посаженный" цветок в конечном счете погиб, а тот, что посажен был вверх корнем, выжил.
Чрезмерный рационализм как раз мешает очень часто правильному выбору. И особенно это бывает в деле религиозного опыта. Если взглянуть на атеистическую критику, то вся она построена на рациональных доводах и поэтому как говорил Достоевский, говорит "не о том", что называется, бъет мимо.
Николай Бердяев использует здесь (в этом отрывке) такие термины, как "благодать", "свобода", "преосуществление" и т.д. Это не логические термины. Их смысл определяется религиозным опытом. Как объяснить слепому, чем "зеленое" отличается от "синего". Вот и здесь так же. Атеисту не объяснить многих вещей, потому что не нет общего опыта, опираясь на который можно было бы выстроить диалог. Но как только такой опыт появляется, отпадают и сами возражения. Атеистическая критика и атеистическое непонимание исчезают по мере накопления религиозного опыта сами собой. Как неверно поставленные, неправильно сформулированные вопросы и проблемы.
Как правильно пишет Бердяев мистика, которая имеет свойства объективного действия на мировой процесс - это соборная религиозная практика верующих. И как следствие, дело это совсем не безопасное и часто приводит к "юродству, жертвам, мукам отвержения миром". Что такое объективная мистика - об этом знают святые, юродивые, прорицатели и пророки. Но судя по всему, это такая информация, которая актуализируется не через рациональное выражение в слове, а через практику, действие.
Григорий.