Цитата:
Так вот характер походов Кромвеля в Шотландию и Ирландию был совершенно различным. Против шотландцев воевали как против каких-нибудь французов или голландцев - противники на поле брани, но всё же "свои". С ирландцами же воевали именно как с дикарями, которых не стоит щадить, к которым не может быть жалости. И так было не только при Кромвеле.
Короче - как с быдлом.В шотландцах видели достойных противников, в ирландцах - взбунтовавшуюся чернь."Классовый" элемент, гражданская война.Скорее это к цивилизационной близости.
Ирландцев не считали за народ, видя в них только "неправильных англичан".Как и поляки с украинцами.
Цитата:
и наконец, представления о том, что есть "Мы", что есть "Они" ("не Мы"), и чем "мы" от "них" отличаемся.
Чем ближе генетическое родство видов, тем острее между ними конкуренция, тем утрированней выглядят отличия.В проекции культуры - немецкий
кажется чужим, а украинский - "смешным", "исковерканным".
Цитата:
В период объединения Литвы с Польшей (Кревская, и особенно Люблинская уния) украинцы (например, в лице шляхты) не захотели оставаться с Литвой, в отличие от белоруссов, давным-давно считавших себя частью ВКЛ (даже название и самоназвание - литвины).
У украинской шляхты, более независимой от литовской, были, надо думать, свои, достаточно прагматичные резоны.Возможно - мнимые.
Цитата:
Драматизм этих войн и конфликтов разительно контрастировал с войнами поляков с другими государствами, в том числе с Московией. Фактически здесь напрашивается вывод о том, что украинцы в цивилизационном плане были гораздо дальше от поляков, нежели даже русские-московиты.
Полагаю, воевали б поляки с китайцами - ситуация была б такой же...
Цитата:
Но и оказавшись в силу обстоятельств в Российской империи, украинцы не стали её органической частью, не слились с русскими, а наоборот, всячески подчеркивали своё отличие от них, а не близость (за что подвергались преследованиям)
Речь может идти только о небольшой прослойке националистической интиллигенции (Шевченко и К).В начале 19-го национализм в моде был.
Цитата:
Короче, тенденция просматривается вполне чёткая: украинцы воспринимали (и воспринимают) себя как особую самодостаточную целостность, а не часть каких-нибудь разных "западов", "востоков" и "евразий"
Опять же - только не слишком многочисленные, но активные и поддерживаемые с Запада (через диаспору) националисты.Основной массе украинцев свойственно разное...Казакам, например, сепататизм был свойственен не меньше, и поводов для него было примерно столько же.У них, однако, не вышло.
Цитата:
Естественно, сводить культуру к идеологии неправомерно. Технологию в принципе можно считать идеей, поскольку она нематериальна. Но считать технологию идеологией нельзя. Идеология - совокупность идей особого рода. Это не рецепты изготовления пива или литья чугуна, а представления об устройстве мироздания и общества, представления о человеке и его месте в мире, и наконец, представления о том, что есть "Мы", что есть "Они" ("не Мы"), и чем "мы" от "них" отличаемся.
Т.е. - идеология - особая часть (проекция) культуры, и триада "культура-политика-экономика" остаётся в неприкосновенности?
Цитата:
О том и речь. В недрах этноса или цивилизации могут спонтанно возникать идеологические течения ("конъюнктура"), частично или даже полностью меняющие представления о том, что есть "Мы" и "Они". Именно спонтанно, независимо от внешней политики, от пропаганды правительства и т.д. И интереснейший вопрос - когда, как и почему они возникают...
Боюсь, здесь без метаистории - никак...
Цитата:
А что Вы понимаете под классическим определением цивилизации ?
Я уже поминал городские стены как символ.Впрочем, от "классики" мы и сейчас далеко не уходим.Просто "варварство" включается в цивилизацию.