БСН писал(а):
Теория Маркса показательна тем, что выделяет идеи и представления о мотивах и основных движущих силах развития общества в чистом, скажем так, виде. Других теорий, которые связывали бы мотивы людей с разивтием цивилизации, у них по-моему и вообще нет.
Вико, Гегель, Шпенглер, Тойнби, Вебер, Парето, Лебон, не беру современных. Разве они не связывали мотивы людей с развитием цивилизации ? И указанные товарищи, кстати, не считали психологию человека неизменной за 10 тысяч лет, вовсе не интерпретировали развитие цивилизации как технический прогресс и изменение материальной среды. Это скорее Фергюсон и Морган.
БСН писал(а):
Вы неправильно это всё понимаете и пытаетесь искусственно подгонять под определённые представления. Никакого вечного интернационализма нет, во-первых. Суть интернационализма в том, что это явление, присущее той стадии цивилизации, когда люди начинают воспринимать мир преимущественно разумом, в том, что на стадии разумного восприятия, в общем-то, нет никаких отличий между представлениями разных людей о мире, независимо от культур, традиций и т. п. Чем дальше вглубь, тем больше отличий и тем больше специфики. Более низкие стпуени цивилизации обладают меньшим объединяющим потенциалом.
Конечно, термина "интернационализм" до XIX-XX веков не было. Поэтому я и взял это слово в кавычки. Тем не менее, в самые различные периоды истории, бывало, имело место следующее явление: приоритет цивилизационного сознания над этническим. Именно принадлежность к своей цивилизации может представляться её носителям чем-то всемирным, или, используя современное слово, общечеловеческим. И ради этого можно пожертвовать даже интересами своего этноса. Явление это и было, и есть, хотя и не всегда, и везде.
Но в действительности это никакое не общечеловеческое, а именно цивилизационное сознание, в том числе и в условиях современности. То, что на стадии разумного восприятия, в общем-то, нет никаких отличий между представлениями разных людей о мире, независимо от культур, традиций и т. п. - неверно. Простейший пример - в СССР и США, в западном и восточном блоках времён холодной войны представления о мире имели очень мало общего.
БСН писал(а):
Интернационализм ничего общего с ксенофобией не имеет, поскольку здесь - борьба за идею, за убеждения, общие взгляды на то, что правильно, а что нет, что справделиво, а что нет, что соотвествует общечеловечесикм ценностям, а что нет. Говорить о цивилизационной ненависти интербригад, т. е. людей разных национальностей к фашистам - это, конечно, глупость.
Если коммунисты-сталинисты, троцкисты и анархисты из разных стран ехали в Испанию воевать за якобы общечеловеческие идеалы - зачем вообще тогда было воевать ? Ведь идеалы-то общечеловеческие, то есть общие для всего человечества, все люди братья... В действительности они ехали воевать именно с людьми, представления которых о мире отличались от их собственных представлений. А это уже говорит о том, что идеалы представителей и того, и другого лагеря были отнюдь не общечеловеческими.
БСН писал(а):
если взять политику капстран, то здесь мы сразу и повсеместно увидим т. н. "двойные стандарты" - т. е. капстраны не придерживаются общих критериев для всех стран, а преследуют везде исключительно свои собственные интересы.
Это политика, а не сознание больших масс людей. Любое государство в своей международной политике преследует свои интересы, а не только следует некоторым идеалам и нормам.
БСН писал(а):
Для человека с капиталистической психологией ехать в чужую страну и воевать там за чью-то свободу - это признак сумасшествия.
Капитализм - это вообще не система каких-то идеалов. Это просто некая экономическая данность. Можно всю жизнь прожить при капитализме, и не знать об этом, подобно тому как герой Мольера не знал, что он всю жизнь говорил прозой. Иное дело - идеалы человека, например, христианско-сословно-монархические, либеральные, социалистические и т.д. Человек именно сознательно следует тем или иным идеалам. Идеалы есть у людей при любом строе, в том числе и при капитализме. В те же интербригады вступали люди из капиталистических стран.
БСН писал(а):
Кстати, я не понимаю и понимать не собираюсь под общечеловеческими ценностями либеральные ценности, так же под демократией западную демократию и т. п.
Я не утверждал, что именно Вы проводите такое отождествление. Просто констатирую факт, что когда в наше время в средствах массовой информации разных стран говорят об общечеловеческих ценностостях, то имеются в виду именно западные, либеральные ценности.
Цитата:
Дальше - нельяз проводить аналогии с элементами культуры и с собственно народами. Нигде у нас не говорили, что культура других народов, собственно, сама по себе, отстойна и т. п., не говорили, что дурак писатель Марк Твен или кретин поэт Шекспир. Здесь всё правильно выделялось - выделялись именно отдельные стороны культуры, атрибутов жизни, которые ассоциировались именно с культом потребительства, погоне за материальными благами и т. п. Эти вещи вообще никоим образом нельзя ассоциировать с национальными признаками той или иной культуры. Также у меня есть ну ОЧЕНЬ большие сомнения, что в СССР когда-либо раздували ненавсить к другим народам.
Совершенно верно. Советская пропаганда не утвеждала, например, что английский язык - плохой язык, что у французов - дикие обычаи, или у немцев не такая форма черепа. "Плохими" считались, как Вы верно заметили, не этнические особенности конкретных народов, а сугубо цивилизационные атрибуты.
Цитата:
А вот если взять политику США и стран Запада, то у них под внешней облочкой рассужлений о демократизации сидит глубокая убеждённость в том, что Росиия - вообще неправильная, варварская страна, которая всегда представляла и будет представлять угрозу, а потому надо постраться её развалить, нейтрализовать и т. д. Очеивдно, что если в СССР идеолгия стояла на первом метсе, то у них на первом месте стоит по-прежнему желание добиться для своей нации превосходства над остальными. впрочем, для этого достаточно книги Бжезинского почитать, там на этот счёт всё вполне ясно написано.
В идеологические основы практически любой цивилизации входит не только рационалистическое декларирование конкретных ценностных нормативов, но и иррациональная неприязнь (или, наоборот, симпатия) к отдельным народам и культурам.
БСН писал(а):
Нации, кстати, складыались в Европе в процессе создания цнтрализованных государств.
И что же это такое ?