С сайта "Татарский мир":
http://www.tatmir.ru/article.shtml?arti ... &heading=0
Цитата:
Слово "самурай" происходит от глагола, имеющего следующее толкование: служить человеку более знатному — хозяину, защищать его. Поэтому в Японии самураем называли и слугу, и вассала родовитого феодала, а кроме того вообще представителя воинского сословия. Самураям следовало хранить преданность своему господину как в мирное, так и в военное время. Постепенно отношения вассалитета стали переходить от родителей к детям. В японской истории можно найти много примеров, когда несколько поколений самураев служили одной и той же фамилии, разделяя все печали и радости своих повелителей.
Бывали случаи, когда за преданность и беззаветное служение платили чёрной неблагодарностью. Пример тому — горестный удел мужественного и благородного Минамото Ёсицунэ, который стал любимым героем японской литературы.
Также на сайте:
http://samu-rai.h10.ru/kodeks_busido.htmЦитата:
... под воздействием синто, буддизма и конфуцианства формировались основные принципы самурайской этики, входившие в качестве составной части в мораль феодального общества, имеющую название "дакоту" (кит.: дао-дэ). В числе главных принципов самурайской морали выделялись: верность господину; вежливость; мужество; правдивость; простоту и воздержанность; презрение к личной выгоде и деньгам.
Таким образом, основным в бусидо были верность сюзерену, с которым буси находился в отношениях покровительства и служения, и честь оружия, являвшегося привилегией воина-профессионала, а не идеи лояльности к монарху или патриотического отношения ко всей Японии.
(...) Однако верность вассала не подразумевала принесение ей в жертву совести самурая. Бусидо не учило людей отказываться от своих убеждений даже для сюзерена, поэтому в случае, когда феодал требовал от вассала действий, идущих вразрез с убеждениями последнего, тот должен был всеми силами стараться убедить своего князя не совершать поступка, порочащего имя благородного человека. Если это оканчивалось неудачей, самурай обязан был доказать искренность своих слов, прибегнув к самоубийству путём харакири. (...) В моральном кодексе самураев феодальной эпохи большое значение придавалось также катакиути - кровной мести, узаконенной бусидо в качестве вида нравственного удовлетворения чувства справедливости. Верность сюзерену требовала непременного отмщения за оскорбление господина. Конфуций по этому поводу сказал следующее: "Обиду надо заглаживать справедливостью".
Рядом с верностью стоял принцип долга, превративший естественную настойчивость и упорство воинов в возвышенное начало морального порядка. В соответствии с догмами конфуцианства долг - это смысл и закон явлений и жизни, прямота души и поступков, или справедливость. Из понятия справедливость выводилось понятие благородство, которое считалось высшей мерой справедливости. Благородство, - сказал один знаменитый буси, - это способность души принять определённое решение… согласно с совестью, без колебания умереть, если это нужно, убить - когда это потребуется. Другой самурай заметил, что без понятия о благородстве ни талант, ни наука не могут выработать характера самурая.
В японском языке долг, чувство (сознание) долга обозначается словом гири (букв.: справедливый принцип), которое произошло от гиси - верный вассал, человек чести и долга, человек благородства. Первоначально это слово означало простую и естественную обязанность по отношению к родителям, старшим, обществу, близким и т.д. Со временем термин гири распространился и на обязанность по отношению к господину, играя немаловажную роль в этике сословия воинов. В силу этого слово гири стало объяснять такие поступки, как жертвование самураями жизнью ради феодала, жертвование родителей детьми и т.д. Выбор между долгом (гири) и чувствами (ниндзё) всегда должен был разрешаться в пользу долга.
Кроме верности и чувства долга одним из ключевых требований Бусидо была личная храбрость, несгибаемое мужество самурая (...).
В историческом феномене самураев прослеживается сочетание специфических японских культурных черт с общеисторическими закономерностями, характерными если не для всех, то для многих народов, а именно - наличие особой общественной группы, выполняющей функции агентов (в смысле институциональной теории агентских отношений) при феодалах.