|
Вычислитель |
|
Зарегистрирован: Вт дек 19, 2006 12:21 am Сообщения: 3580
|
Привет В.В. Калюжному от Василия-1 с Комстола http://comstol.info/forum/index.php/top ... 0.html#newЦитата: Думал поместить данную информацию в теме Маугли "От закона стоимости к закону потребительной стоимости", однако она загадочно исчезла из темника форума Комстола. Вынужден в такой форме обратиться к уважаемому В.Калюжному, за научным творчеством которого слежу давненько и восхищаюсь его уровнем мышления, но здесь появилось явное "диалектическое противоречие", нуждающееся в свойственной ему форме разрешиться. С этой целью и стремлюсь обратить внимание В.Калюжного на важную проблему через Комстол, поскольку в дискуссиях Социнтегрума не участвую. При этом учитываю то, что на Комстоле видел выступления В.Калюжного. Если у него нет связи с Комстолом, прошу здешних коллег, имеющих с ним контакт, донести эту информацию в его адрес. А суть в следующем. Валерий Васильевич с недоверием относится к «молодцам» В.Я.Ельмееву, В.М.Попову и др. в их трактовке вопроса» закона потребительной стоимости». На днях в диалоге с «Алькой» (на Социнтегруме) В.Калюжный изложил свою критическую позицию по лекции В.М.Попова. Я познакомился с этой лекцией и критическим комментарием В.Калюжного. Там же оставил свой комментарий, который изложу ниже. А здесь приведу комментарий В.Калюжного в Социнтегруме по данному вопросу следующего содержания: Валерий писал(а): Уважаемый Виктор Иванович Красиков!
У меня, к сожалению, нет времени на обстоятельную дискуссию с вами, однако у вас нехорошая манера при цитировании приписывать мне чужие мысли. Второй ваш недостаток — переключение в дискуссии на иной объект рассмотрения. Я писал об ошибочных воззрениях Михаи́ла Васи́льевича Попо́ва (род. в 1945 году) , а вы переключаетесь на ошибки Маркса. Конечно, эта тема вам ближе, так как многие, критикуя Маркса, ошибочно полагают, что тем самым автоматически превышают по интеллекту этого гения человечества.
Почему я так резко отреагировал на лекцию М.В. Попова? Все дело в том, что эти, в общем-то неплохие молодцы типа Ельмеева, Попова, Байнева и другие, возомнили, что на смену закону стоимости при социализме приходит закон потребительной стоимости. Более того, они провозглашают этот закон регулятором социалистического производства, отрицая при этом категорию «стоимость» и забывая, что при капитализме закон стоимости, как закон обмена эквивалентами, не действует в каждом отдельном случае, а проявляется как слепо действующее среднее посредством цен производства.
«Социализм, — пишет М.В. Попов, — следовательно — непосредственно общественное хозяйство. Это не производство товаров, стоимостей, а производство непосредственно общественных продуктов, потребительных стоимостей. Соответственно и регулятором социалистического производства является не закон стоимости, а закон потребительной стоимости, суть которого в подчинении производства цели обеспечения полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества.»
Когда же эти молодцы и примкнувшая к ним Арзамасцева пытаются конкретизировать содержание закона потребительной стоимости, то начинают вращаться в кругу противоречий. Вот как представляет себе реализацию закона потребительной стоимости М.В. Попов:
«На сегодняшний день разработаны все три основные части теории потребительностоимостной оценки нововведений: потребительностоимостные основы замены техники, потребительностоимостные основы повышения квалификации работников и потребительностоимостные основы нововведений в производстве предметов потребления. Применительно к сфере производства средств производства трудовая потребительностоимостная теория гласит, что технику необходимо заменять по критерию экономии труда у потребителей этой техники за вычетом затрат на ее создание, ремонт и эксплуатацию. Применительно к повышению квалификации работников также нужно оценивать, какую экономию труда у потребителей их услуг даст повышение квалификации работников или замена менее квалифицированных работников на более квалифицированных. Применительно к производству предметов потребления замена одних предметов потребления на другие, удовлетворяющие те же потребности, также должна оцениваться по критерию экономии труда у потребителей. Если выпускаются не менее высококачественные, но более дешевые предметы потребления, трудовой потребительностоимостной подход требует не просто учесть достигнутую экономию труда, а выделить экономию труда у потребителей этих предметов потребления, вызванную понижением цен на эти предметы. При этом сумма снижения цен на производимые предметы потребления может и должна служить важным показателем деятельности предприятий, толкающим их не на повышение цен, а на понижение затрат труда и через снижение цен передачу части получаемой экономии труда потребителям.» [Попов М.В. От производства стоимости к производству потребительной стоимости – непосредственно общественному социалистическому хозяйству // http://marksizm21.ru/popov-m-v-o-stoimo ... izme.html/ ]
И что мы видим? Отрицая закон стоимости, а главное — категорию стоимости при социализме, — М.В. Попов уповает на … цены и сумму снижения цен! Но откуда возьмутся правильные цены при социализме, с помощью которых можно измерять экономию труда? К сожалению, даже вездесущая Арзамасцева этого не знает.
Я уже не говорю о непоследовательности высказываний М.В. Попова. Если в видеолекции он ошибочно полагает, что «товар — это продукт, производимый для обмена», то в другой работе он по иному перевирает Маркса: «Характерно, что в "Капитале" К.Маркса, — пишет М.В. Попов, — потребительной стоимостью называется полезная вещь. Про товар говорится, что это вещь, производимая для обмена. И, соответственно, стоимость определяется для вещей — потребительных стоимостей, удовлетворяющих человеческие потребности.» [Попов М.В. Что такое производительный труд? // http://www.rpw.ru/public/trud.html ]
Ну а какой же закон при социализме на самом деле придет на смену капиталистическому закону цен производства? Ответ ищите у Энгельса:
Социалистическое «общество должно будет знать, сколько труда требуется для производства каждого предмета потребления. Оно должно будет сообразовать свой производственный план со средствами производства, к которым в особенности принадлежат также и рабочие силы. Этот план будет определяться в конечном счёте взвешиванием и сопоставлением полезных эффектов различных предметов потребления друг с другом и с необходимыми для их производства количествами труда. Люди сделают тогда всё это очень просто, не прибегая к услугам прославленной «стоимости» *. * Что вышеупомянутое взвешивание полезного эффекта и трудовой затраты при решении вопроса о производстве представляет собой всё, что остаётся в коммунистическом обществе от такого понятия политической экономии, как стоимость, это я высказал уже в 1844 г. («Deutsch-Französische Jahrbücher», стр. 95) 232. Но очевидно, что научное обоснование этого положения стало возможным лишь благодаря «Капиталу» Маркса.»
Как видим, при социализме и полезные эффекты (потребительные стоимости) нужны, и количества труда (трудовые затраты или действительные стоимости) нужны. Надо только понимать, как измерять эти категории, как взвешивать и сопоставлять полезные эффекты различных предметов потребления производственного и индивидуального назначения друг с другом и с необходимыми для их производства количествами труда. А вот как должен действовать закон взвешивания и сопоставления потребительных и действительных стоимостей при социализме это не понимают эти умники-философы от марксизма.
Ну а на закуску предлагаю вам, Виктор Иванович, оценить статью М.В. Попова КРИТЕРИЙ ДЕЛЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМАЦИИ // http://www.rpw.ru/public/Popov3.html
Хорошо ведь, когда сапоги тачает сапожник, а пироги печет пирожник?
С уважением, Валерий Что же мы имеем в итоге? А в итоге мы имеем развитие трактовки Ф.Энгельса подхода к социалистической экономике "молодцами" В.Я.Ельмеевым, В.М.Поповым и др. Такое впечатление, что В.Калюжный этого момента пока не уловил. Со своей стороны выражу мнение, что указанные "молодцы" еще очень обобщенно (даже осторожно!) трактуют то, о чем должен уже трубить весь научный экономический мир. Закон потребительной стоимости для коммунистической формации важнее всего в ее экономике, однако этого еще экономисты не осмыслили. А если бы осмыслили, то отношение к коммунизму поменялось бы в корне. На завершение прилагаю свой комментарий, о котором вел речь выше. Василий-1 В.Калюжному! | 3.04.2016, 02:06 Я в отличие от вас все же прослушал всю лекцию и получил результат. А ваши поспешные негативные выпады говорят лишь о том, что вы больше потеряли, чем приобрели. Дело в том, что привычному нам закону стоимости, регулирующему капиталистическое производство, противопоставляется закон потребительной стоимости, который должен регулировать коммунистическое производство, начиная с социализма на определенном этапе его развития. Не сумели этого понять политэкономы СССР и поплатились. Много несуразностей наплетено при оценке причин гибели социализма в СССР, а на деле все упирается в непонимание истины, что коммунистическая формация должна иметь свой основной экономический закон и им должен быть закон потребительной стоимости. Название этого закона по привычке ассоциируется с понятием потребительной стоимости как полезности без учета ее количественного измерения. Закон потребительной стоимости также имеет в виду полезность вещи, но при этом учитывает эту полезность как экономию труда при ее изготовлении. Вот в чем гвоздь! Именно этим данный закон оказывается крайне потребным коммунистической формации. Ведь по существу он выявляет экономию прибавочного труда и позволяет обществу непосредственно на него реагировать в своих интересах. Капитализму это вообще не доступно из-за других функций закона стоимости. Одним словом, современные политэкономы еще находятся в психологическом плену по отношению к понятию термина "потребительная стоимость" - вместо его представления как закона все еще сморят с позиции "товароведения". Конечно, лектор куцевато раскрыл этот закон, чтобы донести его сущность к незнайкам, но главное все же изложил. Подготовленный экономист вполне мог бы понять эту суть. Так что напрасно вы поторопились с выводами, которые ничего никому не дают. Ну а если вы не желаете знать подобное научное новшество, то, конечно, здесь и попа кадило не поможет. Решать вам - как отнестись к тому, что вами еще не познано.
_________________ Идеи к которым разум приковывает нашу совесть, — это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им. Карл Маркс
|
|