Зарегистрирован: Чт июн 01, 2006 3:57 pm Сообщения: 10442 Откуда: ХАРЬКОВ
|
Здравствуйте, Ирина Валентиновна!практик писал(а): Подсчет таких затрат конкретного полезного труда и есть та самая все охватывающая бухгалтерия, которая при социализме становится важнее, чем когда бы то ни было. Гордость не позволила вам дать неискаженное изложение вашей мысли согласно законам логики, а именно: Подсчет таких затрат конкретного полезного труда и есть то самое определение стоимости и та самая все охватывающая бухгалтерия, которая при социализме становится важнее, чем когда бы то ни было. В переводе с тарабарского языка вы утверждаете, что при подсчете удельных коэффициентов полной трудоемкости производства при социализме затраты более сложного труда не требуется выражать в единицах простого труда.Это было бы правильно, если бы речь шла о высшей стадии развития социализма. Вот что писал об этом Вольф Евнович Мотылев (1898–1967) в своей статье «ОБ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ СОЦИАЛИЗМА», опубликованной в 1922 году: Не менее важно отметить, что существенная разница между квалифицированным и неквалифицированным трудом может иметь место лишь на первых ступенях социалистического строя. При развернутом социализме разница эта почти исчезнет, ибо всесторонняя механизация производства устранит необходимость в простой рабочей силе в ее современном понимании. С другой стороны, специальное обучение и общее обучение сольются в единую синтетическую систему трудовой школы; - все будут проходить курс обучения равной продолжительности. Все это означает, что необходимость редукции - временное явление. При развернутом социализме разница между рабочими по "издержкам обучения" исчезнет, а значит исчезнет и необходимость редукции.
До этого же счастливого момента редукция труда, по мнению Мотылева, необходима и должна осуществляться так: Остановимся, прежде всего, на проблеме редукции - сведения сложного труда к простому. При капитализме "различные пропорции, в которых различные виды труда сводятся к простому труду, как к единице их измерения, устанавливаются общественным процессом за спиной производителей" (Маркс). Как произвести это сведение рациональным путем? Г. Бруцкус спешит превратить этот вопрос в возражение! Он недоуменно спрашивает, как определить коэффициенты перевода сложного труда в простой. Относительно способов определения коэффициентов перевода - в марксистской политической экономии существует, однако, в настоящее время ясная и определенная точка зрения, хотя в деталях еще имеются расхождения. Труд квалифицированный, как источник стоимости, тем отличается от труда неквалифицированного, что он есть труд обученного рабочего, в котором овеществлены трудовые издержки его производства, как квалифицированной рабочей силы, т.-е. рабочее время, потраченное как им, так и его учителями на обучение его квалификации плюс трудовая стоимость средств существования, потребленных им за период обучения. Естественно, что он за равный промежуток времени производит большую стоимость, чем неквалифицированный рабочий, ибо в производимых им предметах воплощается не только рабочее время, непосредственно затраченное им на их производство, но и некоторая часть трудовых издержек его производства как квалифицированного рабочего. Все количество рабочего времени, затраченного им лично и его учителями на обучение его квалификации, а также воплощенное в потребленных им за период обучения средствах существования, - переносится по частям в течение периода его работы как квалифицированного рабочего на производимые им предметы. - При уточнении вычисления "издержек обучения" следует в них включать кроме трех вышеуказанных также и прочие, более мелкие, - стоимость орудий и материалов обучения и т.п. С другой стороны, - и это очень важно, - если в период обучения обучающийся используется как простая рабочая сила или создает отчасти вещи, то соответственное количество рабочего времени надо вычесть из общей суммы трудовых издержек его обучения, ибо тем самым он в соответственной части уменьшает общую затрату рабочего времени на его обучение*1. Таким образом, путь рационального сведения сложного труда к простому ясен. Необходимо вычислить по каждой профессии в среднем чистые трудовые издержки обучения и на основании этого вычислить коэффициенты перевода различных видов сложного труда к простому.
_______________ *1 О. Бауэр в своей обстоятельной статье, посвященной проблеме редукции, - "Квалифицированный труд и капитализм", не учитывает этого последнего обстоятельства. Между тем при капитализме является почти правилом, что подростки используются на заводах в процессе обучения как простая рабочая сила и по мере обучения специальности - во все увеличивающемся размере принимают участие в создании товаров, воплощая в них свой труд. - Любопытно, что вполне по-марксистски трактует проблему редукции при социализме г. Туган-Барановский, развивая точку зрения, аналогичную Бауэру (Туг.-Бар., "Социализм, как положит. учение", стр.102). - Перевод статьи Бауэра напечатан в недавно вышедшем под ред. т.т. Дволайцкого и Рубина сборнике "Основные проблемы полит. экономии", - Е. Варга в упом. статье предлагает при сведении считаться лишь с рабочим временем, потраченным самим обучающимся. Мы считаем, однако, что из современной теоретической постановки проблемы вытекает след. формула сведения: рабочее время, потраченное обучающимся, плюс раб. время, потрач. учителями, плюс трудовая стоимость средств существования обучающегося, плюс стоимость материалов обучения, минус рабочее время, которое обучающийся использовал во время обучения, как рабочая сила.
И еще одна проблема, которую рассматривает Вольф Евнович Мотылев: Не более сложна и проблема различий в производительности труда, обусловленных различиями в интенсивности и ловкости. Тов. Варга формулирует ясно простое правило учета таких различий:
"Для всякого рода работ установлена норма, при чем эта система норм постоянно совершенствуется. Тот рабочий час, который дает нормальную выработку, считается простым часом. Если рабочий вырабатывает двойную норму, то его рабочий час считается за два рабочих часа. Число часов умножается на коэффициент производительности" (Варга. Упом. статья).
Очевидно, что тем самым решается и вопрос об учете нормальных различий в природных дарованиях, поскольку они проявляются в большей производительности вследствие большей интенсивности или ловкости. Это не относится, конечно, к выдающимся талантам.
Кстати, самый главный марксист всех времен и народов тов. Сталин разъяснял проблему так: «Без прибавочного продукта нового строя не построишь. Нужно, чтобы рабочий понимал, что при капитализме их интересует то, что они должны получить, а при социализме он заботится о своем обществе и это воспитывает рабочего. Доход остается, он приобретает другой характер. Прибавочный продукт есть, но он идет не эксплуататору, а на рост благосостояния народа, на усиление обороны и т. д. Прибавочный продукт преобразуется. У нас распределение происходит по труду. У нас есть квалифицированный и неквалифицированный труд. Что такое труд инженера? Это помноженный простой труд. Доходы у нас распределяются по труду. Не может быть, чтобы это распределение происходило без закона стоимости. Думаем, что все хозяйство ведется по плану, а получается не всегда так. У нас тоже много стихийного. Мы сознательно, а не в порядке стихийном калькулируем по закону стоимости. У них закон стоимости действует стихийно, несет разрушения, требует огромных жертв. У нас характер закона стоимости меняется, приобретает другое содержание, другую форму. Мы сознательно, не стихийно определяем цены. У Энгельса говорится о скачке. Рискованная формула, но ее можно принять, если правильно понимать скачок из царства необходимости в царство свободы. Мы должны понимать свободу воли, как осознанную необходимость, когда скачок означает переход от стихийной неизбежности к осознанной необходимости. У них закон стоимости действует стихийно, приносит большие разрушения. А мы должны направлять так, чтобы жертв было меньше. Необходимость, вытекающая из действия закона стоимости, должна быть использована сознательно.» «Несколько слов о заработной плате, о трудоднях, о доходах рабочего, крестьянина и интеллигенции. В учебнике не учтено, что люди работают не только потому, что у власти стоят марксисты и хозяйство плановое, но и потому, что они заинтересованы, что мы цепляем за интерес. Рабочие не идеалисты и не идеальные люди. Некоторые думают, что можно вести хозяйство на основе уравниловки. Были такие теории: коллективная заработная плата, коммуны на производстве. Этим производство не двинешь вперед. Рабочий у нас выполняет и перевыполняет планы потому, что у нас есть сдельщина для рабочих, премиальная система руководящего состава, премии для крестьян, которые лучше работают. Недавно приняли закон для Украины. Я расскажу вам два случая: в угольной промышленности несколько лет тому назад положение сложилось такое, что люди, работающие на поверхности, получали больше, чем работающие под землей. Инженер, сидевший в канцелярии, получал раза в полтора больше, чем те, которые работали в шахте. Верхушка, хозяйственники хотят подтянуть к себе лучшие инженерные кадры, чтобы они сидели у них под боком. Для того, чтобы дело пошло, нужно, чтобы люди были заинтересованы. Когда подняли заработную плату на подземных работах, тогда дело пошло. Вопрос о заработной плате - это главное дело. Возьмите другой пример: хлопковое производство. 4 года как оно непрерывно идет в гору, и это потому, что пересмотрен порядок премирования. Чем больше с единицы площади собирают, тем больше получают. Получилась заинтересованность. Закон о премировании колхозников на Украине имеет исключительное значение. Людей заинтересуйте и люди двинутся вперед, будут подымать свою квалификацию, работать лучше, наглядно увидят, что им это больше дает. Было время, когда интеллигента и квалифицированного рабочего считали изгоями. Это была наша глупость, тогда не было серьезной постановки производства. Вот говорят о шести условиях Сталина. Подумаешь, новость. В них сказано то, что во всем мире знают, а у нас забыли. СДЕЛЬЩИНА ДЛЯ РАБОЧИХ, ПРЕМИАЛЬНАЯ ДЛЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА, ПРЕМИИ ДЛЯ КОЛХОЗНИКОВ - ВОТ РЫЧАГИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЭТИ РЫЧАГИ, И НЕ БУДЕТ ГРАНИЦ РОСТУ ПРОИЗВОДСТВА, А БЕЗ ЭТОГО НИЧЕГО НЕ ВЫЙДЕТ. ЭНГЕЛЬС НАПУТАЛ ТУТ ЗДОРОВО. ОДНО ВРЕМЯ ХВАСТАЛИ У НАС ТЕМ, ЧТО ТЕХНИКИ, ИНЖЕНЕРЫ БУДУТ ПОЛУЧАТЬ НЕ БОЛЬШЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ. ЭНГЕЛЬС НИ ЧЕРТА НЕ ПОНИМАЛ В ПРОИЗВОДСТВЕ И ЗАПУТАЛ НАС. Это так же нелепо, как мнение другое: будто руководителей надо менять каждый раз. Если бы пошли по этому пути, пропало бы все. Хотите перескочить прямо в коммунизм. Маркс и Энгельс писали, имея в виду полный коммунизм. Переход от социализма к коммунизму страшно сложная штука. Социализм у нас еще не вошел в плоть и кровь, еще социализм наладить надо. Еще распределение по труду как следует не налажено. У нас грязь на заводах, а желаем прямо в коммунизм. А кто вас пустит? В хламе тонут, а желают в коммунизм. На одном крупном заводе два года тому назад развели курятник, гусей. Куда это годится? Грязных людей в коммунизм не пустят. Надо перестать быть свиньей, а потом толковать о том, что бы пускать в коммунизм. А Энгельс хотел прямо в коммунизм, увлекся.
Беседа И.В. Сталина по вопросам политической экономии. Запись 29-го января 1941 г. http://istmat.info/node/26299
Справедливости ради следует отметить, что Энгельс вовсе не утверждал, что при социализме сложный труд создает такую же стоимость, как и простой труд за одну и ту же единицу рабочего времени. Энгельс писал: «Как же в целом разрешается важный вопрос о более высокой оплате сложного труда? В обществе частных производителей расходы по обучению работника покрываются частными лицами или их семьями; поэтому частным лицам и достается в первую очередь более высокая цена обученной рабочей силы: искусный раб продается по более высокой цене, искусный наемный рабочий получает более высокую заработную плату. В ОБЩЕСТВЕ, ОРГАНИЗОВАННОМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИ, эти расходы несет общество, поэтому ЕМУ (ОБЩЕСТВУ — В.К.) ПРИНАДЛЕЖАТ И ПЛОДЫ, Т. Е. БОЛЬШИЕ СТОИМОСТИ, СОЗДАННЫЕ СЛОЖНЫМ ТРУДОМ. Сам работник не вправе претендовать на добавочную оплату.» т.20, с.207. Из этого следует, что при социализме а) сложный труд, как и при капитализме, создает бóльшие стоимости, чем простой труд. Следовательно, и при социализме СТОИМОСТЬ, как определенная затрата общественно-необходимого абстрактного труда, СОЗДАЕТСЯ и подлежит учету; б) бóльшие стоимости, создаваемые носителями сложного труда, не принадлежат этим носителям (рабочим), так как расходы по обучению работников осуществляет государство. Однако Сталин не был согласен с практическим выводом, который следовал из концепции Энгельса (после скачка в коммунизм) — будто при социализме любой работник за одно и то же рабочее время должен получать одинаковую (уравнительную) заработную плату. Если бы Сталин внимательнее читал «Анти-Дюринг», то он бы прочитал следующее разъяснение Энгельса: «Если равноценность рабочего времени должна иметь тот смысл, что каждый работник в равные промежутки времени производит равные стоимости и что нет необходимости сперва выводить какую-либо среднюю величину, — то совершенно очевидно, что ЭТО НЕВЕРНО. Стоимость, созданная часом труда двух работников, хотя бы одной и той же отрасли производства, всегда окажется различной, смотря по интенсивности труда и искусству работника; этой беде, — которая, впрочем, может казаться бедой только таким людям, как Дюринг, — не может помочь никакая хозяйственная коммуна, по крайней мере на нашей планете. Что же остается, следовательно, от всей концепции равноценности всякого труда? Ничего, кроме пустой крикливой фразы …». т.20, с.206-207. Однако Арзамасцева где-то за пределами нашей солнечной системы откопала такую планету, на которой при социализме каждый работник в равные промежутки времени производит равные стоимости. Ну что ж, и такое, видимо, бывает, если очень сильно захотеть. С уважением, Валерий
_________________ Здоровая нация не ощущает своей национальности, как здоровый человек не ощущает, что у него есть кости. Джордж Бернард Шоу
|
|