Александр писал(а):
Первое представление общества это когда общество производит общим трудом общий продукт. «Весь продукт труда союза свободных людей представляет собой общественный продукт»,23-89. К такому представлению общества никак не применим обмен равным, эквивалентным количеством труда. Этот общий продукт общего труда просто распределяется, что составляет антагонизм по отношению к структуре общества образованного обменом.
Александр, вот аналогичной мысли придерживается здесь и
практик.
Но эта мысль противоречит теории Маркса, из которой и вычленили эту ТТС, хотя Маркс ни разу не написал "трудовая теория стоимости", не говоря уже о словосочетании "теория трудовой стоимости", так как "трудовая стоимость" согласно Марксу - это масляное масло.
Почему противоречит? Да это видно из следующего текста "Критики Готской программы".
"В обществе, основанном на началах коллективизма, на общем владении средствами производства,
производители не обменивают своих продуктов; столь же мало труд, затраченный на производство продуктов, проявляется здесь как стоимость этих продуктов, как некое присущее им
вещественное свойство, потому что теперь, в противоположность капиталистическому обществу, индивидуальный труд уже не окольным путем, а непосредственно существует как составная часть совокупного труда. Выражение «трудовой доход», неприемлемое и в настоящее время из-за своей двусмысленности, теряет таким образом всякий смысл.
Мы имеем здесь дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а, напротив, с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло. Соответственно этому каждый отдельный производитель получает обратно от общества за всеми вычетами ровно столько, сколько сам дает ему. То, что он дал обществу, составляет его индивидуальный трудовой пай. Например, общественный рабочий день представляет собой сумму индивидуальных рабочих часов; индивидуальное рабочее время каждого отдельного производителя - это доставленная им часть общественного рабочего дня, его доля в нем. Он получает от общества квитанцию в том, что им доставлено такое-то количество труда (за вычетом его труда в пользу общественных фондов), и по этой квитанции он получает из общественных запасов такое количество предметов потребления, на которое затрачено столько же труда. ТО ЖЕ САМОЕ КОЛИЧЕСТВО ТРУДА, КОТОРОЕ ОН ДАЛ ОБЩЕСТВУ В ОДНОЙ ФОРМЕ, ОН ПОЛУЧАЕТ ОБРАТНО В ДРУГОЙ ФОРМЕ.
Здесь, очевидно, господствует тот же принцип, который регулирует обмен товаров, поскольку последний есть обмен равных стоимостей. Содержание и форма здесь изменились, потому что при изменившихся обстоятельствах никто не может дать ничего, кроме своего труда, и потому что, с другой стороны, в собственность отдельных лиц не может перейти ничто, кроме индивидуальных предметов потребления. Но что касается распределения последних между отдельными производителями то ЗДЕСЬ ГОСПОДСТВУЕТ ТОТ ЖЕ ПРИНЦИП, ЧТО И ПРИ ОБМЕНЕ ТОВАРНЫМИ ЭКВИВАЛЕНТАМИ: ИЗВЕСТНОЕ КОЛИЧЕСТВО ТРУДА В ОДНОЙ ФОРМЕ ОБМЕНИВАЕТСЯ НА РАВНОЕ КОЛИЧЕСТВО ТРУДА В ДРУГОЙ.
Поэтому равное право здесь по принципу все еще является правом буржуазным, хотя
принцип и практика здесь уже не противоречат друг другу, тогда как при товарообмене обмен эквивалентами существует лишь в среднем, а не в каждом отдельном случае.Несмотря на этот прогресс, это равное право в одном отношении все еще ограничено буржуазными рамками. Право производителей пропорционально доставляемому ими труду; равенство состоит в том, что измерение производится равной мерой - трудом." (т.19, с.18-19).
Вот скажите честно, Александр, Вы читали этот текст Маркса и как давно Вы его читали? Вы понимаете, что при социализме обмен товарами между индивидуальными производителями исчезает. Вместо этого используется распределение всей совокупности произведенных благ, причем предметы индивидуального потребления распределяются с учетом содержащихся в них овеществленных количеств труда. Производитель обменивает свой труд на труд других производителей, но не прямо, а под контролем общества. Но это не значит, что всем полагается один и тот же набор благ за одно и то же количество труда. У каждого производителя есть
право выбора необходимых благ. Но в пределах отработанного им рабочего времени с учетом интенсивности и сложности его труда. Если этот человек - Стаханов, - то и получить он должен в 108 раз больше, чем человек со средними трудовыми способностями.
Справедливо ли это? С позиций коллективизма - нет. С позиций буржуазного права - да.
Тогда у умственно отсталых людей возникает мысль - не ввести ли нами при социализме полную уравниловку? Ведь в течение дня все трудятся по 8 часов.
Впервые учёт и оценка работ в трудоднях стали применяться в отдельных колхозах в 1930 году. Юридическим основанием служили «Примерный Устав сельскохозяйственной артели», утвержденный Постановлением ЦИК и СНК СССР от 13 апреля 1930 года и постановление Колхозцентра СССР от 7 июня 1930 года, вводившее трудодень как единую меру учёта труда колхозников и распределения доходов.
Внедрение трудодня должно было устранить уравниловку в распределении доходов. Фактически же такого изменения в большинстве колхозов не произошло. Так, неправильное нормирование и неправильное установление расценок на отдельные работы приводило в ряде колхозов к тому, что колхозники, непосредственно занятые в производстве (полеводство, животноводство), вырабатывали значительно меньше трудодней, чем колхозники, занятые на административно-управленческих, хозяйственных и подсобных работах. Кроме того,
существовала практика произвольного начисления трудодней без учёта качества выполнения работ, а также распределение доходов «по едокам», что в какой-то мере способствовало кризису колхозного производства в 1931—1932 годах. В 1933 году в целях повышения сдельной выработки полеводческих работников был проведён пересмотр расценок и вместо существовавших ранее 5 групп введено 7 групп расценок. Работа высшей (7-й) группы была оценена в 2 трудодня. А Наркомзем СССР предложил колхозам "воспретить бригадирам принимать и исчислять трудодни за работу проведённую недоброкачественно. В случае недостаточно удовлетворительной работы правление колхоза производит скидку с общего числа трудодней выработанной бригадой в том числе и бригадиром, в пределах до 10 %."
В условиях сельскохозяйственного производства использование трудодней было удобно тем, что позволяло начислять оплату труда без учёта конечного результата, который в данной отрасли может быть получен намного позже, чем производились сами работы. Трудодень не учитывал конечные результаты, количество начисленных членам бригады или звена трудодней не зависело от полученного урожая или доходности животноводства, однако позволяло
после получения конечной продукции и выделения той её части, которая должна пойти на оплату труда, произвести распределение натурального продукта и/или полученных от его реализации денег пропорционально начисленным трудодням. Учитывая, что в колхозах значительная часть зарплаты в то время выдавалась продукцией (в частности, зерном), это было довольно практично, так как исключало внутренние денежные взаиморасчёты.
В 1935 году в статью 15 «Примерного устава сельскохозяйственной артели» был введен второй раздел, рекомендовавший колхозам производить распределение доходов
в зависимости от полученных результатов труда.
На основании этих изменений в каждом колхозе по всем сельскохозяйственным работам правлением разрабатывались и общим собранием колхозников
утверждались нормы выработки и расценки каждой работы в трудоднях, с учётом требовавшейся квалификации работника, сложности, трудности и важности работы для колхоза. Не реже одного раза в неделю количество выработанных трудодней записывалось в трудовую книжку колхозника. Выдача авансов и окончательное распределение доходов между колхозниками производится исключительно по количеству выработанных трудодней.
В 1936 году средняя выработка на один колхозный двор равнялась 393 трудодням, в 1939 году выработка увеличилась до 488 трудодней. При этом выплата по трудодням стала зависеть от урожайности.
Сложилась зоновая тенденция в размере выплат на трудодни и в структуре таких выплат. В колхозах, занимающихся техническими культурами (хлопководство), выплаты были выше и в большей степени в денежной форме. Например в 1935 году в Таджикистане в колхозе «Большевик» каждая семья в среднем получила по 10 тыс. рублей дохода, а семья Салихана Дадаева, выработавшая 1593 трудодня, получила 22 303 руб. дохода (14 рублей на трудодень). В колхозах продовольственного производства (на Украине, в средней полосе РСФСР) выплаты были значительно ниже и преимущественно в натуральной форме. Денежные выплаты не превышали 3 рублей на трудодень.
Моя бабушка Наталья Денисовна, один из организаторов первого на Украине колхоза, за что получила грамоту с подписью самого Сталина, рассказывала однако, что в один из неурожайных годов она получила годовую зарплату в размере 3 рубля!
Ряд решений СНК СССР и ЦК ВКП(б) в 1938-39 годах были направлены на регулирование распределения денежных доходов в колхозах. По сравнению с первой пятилеткой, денежный доход, начисляемый по трудодням, в среднем увеличился в 4,5 раза.
В мае 1939 года «для укрепления трудовой дисциплины» был установлен обязательный минимум трудодней для трудоспособных колхозников — 100, 80 и 60 трудодней в год (в зависимости от краев и областей). Не выработавшие (без существенных обстоятельств) в течение года минимума трудодней должны были исключаться из колхоза, лишаться приусадебных участков и преимуществ, установленных для колхозников.
В начале 1941 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) признали необходимым в целях повышения производительности труда установить дополнительную оплату колхозников за повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства.
Дальше о развитии событий читайте здесь:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1 ... 0%BD%D1%8CИнтересно, что в годы немецкой оккупации немцы колхозы сохранили и даже стали платить колхозникам значительно больше, чем сталинский режим. Но это - отдельная тема.
В непризнанной Луганской Народной Республике в связи с отсутствием финансов вводился учёт выполненных общественных работ в трудоднях. Впоследствии планируется обмен трудодней на продуктовые наборы[
https://youtu.be/xOSobt68XKg ].
А это -
https://youtu.be/v4O6nX7lvAo - для общего развития людей, целующих портреты Путина.
P.S. Забыл о кибуце. Кибу́ц (ивр. קִבּוּץ; первоначально קְבוּצָה, квуца — «группа», также киббуц) —
сельскохозяйственная коммуна в Израиле, характеризующаяся общностью имущества и равенством в труде и потреблении.
Цель кибуцного движения - создание бесклассового сообщества, свободного от эксплуатации. Коллективная собственность на средства производства, коллективное производство и коллективное потребление призваныо беспечить экономическое равенство между членами кибуца. Обязанности трудиться соответствует право каждого на получение соответствующей доли в совокупном продукте для пожизненного удовлетворения всех его признанных потребностей,
независимо от вида и количества затраченного им труда."Однако принцип равенства в кибуце не означает усреднения, то есть того, что все люди должны иметь и делать одно и тоже; именно здесь существует индивидуальный подход. С одной стороны, от каждого - по его способностям. Люди имеют различные способности, не обязательно в одной и той же области, и каждый в соответствии со своими индивидуальными возможностями вносит свой вклад в общее дело. И точно так же наоборот: каждому по его потребностям. То есть и здесь исходят из того, что индивидуальные потребности различны, и что связи между способностями и результатами труда, с одной стороны, и потребностями, с другой, не существует. В кибуце в целом есть связь между результатами труда и удовлетворением потребностей, но на индивидуальном уровне ее не существует. Это означает, что при распределении потребительских благ не делается различия между людьми, работающими инженерами, и обычными рабочими, которые, быть может, обходятся кибуцу много дороже, чем инженеры"(Менахем Рознер).
Основополагающие условия такого крайнего коллективизма - равная оценка любой формы труда и отсутствие частной собственности (в свободном личном распоряжении только деньги на карманные расходы). Еще одна неотъемлимая предпосылка - запрет любой частной экономической деятельности, поскольку при наемном труде можно рассчитать индивидуальные результаты. Поскольку наемный труд отрицательно воздействует на социальную сферу и на сами принципы кибуца, в этом вопросе для кибуцев не может быть компромисса: доход, получаемый членами кибуца вне его, автоматически передается общине; с другой стороны, предпринимаются усилия для того, чтобы ликвидировать занятость наемных работников на кибуцных предприятиях.
Коллектив кибуца планирует и распределяет расходы на блага и услуги, удовлетворяющие потребности своих членов. При этом коллективное потребление намного больше, чем требуется для удовлетворения основных потребностей.
Иногда утверждают, что полный разрыв между результатами труда и вознаграждением, а также
коллективное обеспечение по потребностям ведет к расточительству, поскольку люди не сознают стоимость и дефицитность благ и услуг. С другой стороны, коллективное потребление может быть более эффективным, удается избежать тяги к потребительству, сомнительной с социальной точки зрения.
"В кибуце почти не существует потребности в престижном потреблении, поскольку она тесно связана с обществом анонимности, в котором люди не знают друг друга . . . Кибуц не является обществом анонимности; это сообщество, где о человеке знают во всей его целостности, обо всех сторонах его возможностей и его личности, а потому меньше нужды стремиться к подобным престижным эффектам. С другой стороны, это и не особенно возможно: если нет собственных автомобилей, то нельзя и конкурировать друг с другом престижными автомобилями. Если все квартиры одинаковы по размерам, то и здесь не может быть конкуренции" (М. Рознер).
Отказываясь от непосредственного и индивидуального вознаграждения за результаты труда и от соответствующих материальных стимулов, модель кибуца вступает в противоречие с основополагающей посылкой буржуазных экономистов, будто крупные результаты и экономическая эффективность возможны только в условиях конкуренции и экономического неравенства. Эффективность кибуца основана, напротив, на более высоких моральных, социальных и политических мотивах, которые сообщество дает своим членам. В основе лежат глубокая внутренняя убежденность в ценности такой формы совместной жизни и добровольность членства. Человек остается "экономическим существом" ("Гомо Экономикус"), но соглашается самограничиться в удовлетворении индивидуальных (материальных) потребностей в пользу роста коллективного благосостояния, которое становится предпосылкой для удовлетворения индивидуальных потребностей (ориентация на коллективную прибыль). В то же время он является "социальным существом" ("Гомо социалис"), который готов и способен участвовать в осуществлении таких принципов, ценностей и норм кибуца, как равенство, справедливость, солидарность, взаимопомощь и ответственность (соучастие), исходя из потребностей в обществе и из сознания, что индивидуальная свобода, освобождение и самореализация всех зависят от коллективно организованного условия - свободы от экономического принуждения и господства. Для достижения этого необходимо, чтобы ценностные представления и ожидания (отдельных) членов совпадали с видом и способом коллективной структуры организации и руководства - это означает совпадение между индивидом и коллективом.
В этом смысле другие элементы жизни кибуца - демократическое руководство политикой и экономикой, система ротации (чередования) при занятии постов и выполнении работ, коллективное воспитание, совместное питание и (в прошлом) купание - служат обеспечению принципа экономического равенства. Источник:
http://www.situation.ru/app/j_art_611.htmЛично меня в этой истории возмущает следующее обстоятельство. К апрелю 2000 г. в Украине было сделано все, чтобы исчез последний колхоз. И делали это люди, у которых почти у каждого был второй паспорт - как правило, израильский. Зачем это было сделано? Догадаться не трудно.