Лимарев В.Н.
Диалектика развития Вселенной и ...человеческой цивилизации.
http://limarevvn.ru/nol01.htm Глава 4. Диалектика природы Фридриха Энгельса.
Как бы были ни гениально схвачены Гегелем отдельные связи явлений, но все же многое в его системе является надуманным, искусственным, считал Фридрих Энгельс.
Гегель был идеалистом, т.е. для него вещи в развитии были лишь воплощением, отражением какой-то идеи. Как бы не были, согласно Энгельса, гениально схвачены Гегелем некоторые моменты, все же его система оказалась натянутой, страдает внутренними противоречиями. Осмысление существующего немецкого идеализма неизбежно приводит к материализму.
Современный материализм видит в истории процесс развития человечества и ставит своей задачей открытие этого процесса.
Представление о природе идеалистов было, как о процессе ровном и целом, движущемся в одних и тех же ограниченных кругах, с вечными небесными телами. В противоположность этому представлению о природе, современный материализм обобщает новейшие успехи естествознания, согласно которым, природа тоже имеет свою историю во времени; небесные тела возникают и исчезают, как и все виды организмов, которые при благоприятных условиях населяют эти тела, а круговороты, поскольку они вообще могут иметь место, приобретают бесконечно более грандиозные размеры.
Современный материализм является диалектическим и не нуждается в философии стоящей над прочими науками.
Как только перед отдельной наукой ставится требование выяснить свое место во всеобщей связи вещей, какая-либо особая модель этой всеобщей связи становится излишней. И тогда из всей прежней философии самостоятельное существование сохраняет еще учение о мышлении и его законах – формальная логика и диалектика. Все остальное входит в положительную науку о природе и истории.
Фридрих Энгельс опираясь на открытия 19 века в области естествознания, пришел к выводу, что не существует какого-либо внешнего управляющего движением в природе и истории. Все природные явления подчинены законам развития природы и должны изучаться отдельными науками с упором на естественные взаимосвязи.
Нужно только понимать, что движение - есть способ существования материи. Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи.
Открытые учеными законы природы являются регулятор движения в природе. Развитие общества также происходит без вмешательства каких-либо внешних сил, решения противоречий между людьми в обществе путь к прогрессу.
Всякое движение состоит во взаимодействии притяжения и отталкивания, и это не только в неживой природе, а так же и в обществе. Решение противоречий в обществе и есть процесс взаимодействия притяжения и отталкивания.
Мышление и сознание – продукты человеческого мозга, сам человек продукт природы, развивается в определенной среде вместе с ней. Мышление человека в каждый конкретный исторический период объективно обусловлено – историческими условиями.
Материалистическое понимание истории заключается том, чтобы объяснить неизбежность возникновения того или иного отношения между людьми в обществе, связанных определенным способом производства.
Теоретическое мышление каждой эпохи – это исторический продукт, принимающий в различные времена очень разные формы и вместе с тем очень различное содержание.
Как в области природы, так и в области истории – надо исходить из данных нам фактов и нельзя конструировать связи вне фактов, а нужно определить взаимосвязь явлений исходя из фактов.
(О диалектике в соответствие с работами Фридриха Энгельса: «Диалектика природы», «Анти-Дюринг»)