РАЗЪЯСНИМ РАЗУМНОМУ ЛЕБЕДЕВУ ЕЩЕ РАЗlehrer писал(а):
Для любого разумного человека, априори понятно, что , например, заворачивание гаек роботом такой же труд как заворачивание гаек человеком, что доказывает само-очевидное : производительный труд бывает как живой так и неживой
Это всего лишь перефразировка Лебедевым следующего положения Маркса:
«Превращая деньги в товары, которые служат вещественными элементами нового продукта, или факторами процесса труда, присоединяя к их мёртвой предметности живую рабочую силу, капиталист превращает стоимость — прошлый, овеществлённый, мёртвый труд — в капитал, в самовозрастающую стоимость, в
одушевлённое чудовище, которое начинает «работать» «как будто под влиянием охватившей его любовной страсти»»69.
http://esperanto-mv.pp.ru/Marksismo/Kap ... .html#c5.2«Капитал — это мёртвый труд, который, как вампир, оживает лишь тогда, когда всасывает живой труд и живёт тем полнее, чем больше живого труда он поглощает. Время, в продолжение которого рабочий работает, есть то время, в продолжение которого капиталист потребляет купленную им рабочую силу»38).
http://esperanto-mv.pp.ru/Marksismo/Kap ... 08.html#c8«Всякому капиталистическому производству, поскольку оно есть не только процесс труда, но в то же время и процесс возрастания капитала, присуще то обстоятельство, что не рабочий применяет условие труда, а наоборот, условие труда применяет рабочего, но только с развитием машины это извращенное отношение получает технически осязаемую реальность. Вследствие своего
превращения в автомат средство труда во время самого процесса труда противостоит рабочему как капитал, как мертвый труд, который подчиняет себе живую рабочую силу и высасывает ее. Отделение интеллектуальных сил процесса производства от физического труда и превращение их во власть капитала над трудом получает свое завершение, как уже указывалось раньше, в крупной промышленности, построенной на базе машин. Частичное искусство отдельного машинного рабочего, подвергшегося опустошению, исчезает как ничтожная и не имеющая никакого значения Деталь перед наукой, перед колоссальными силами природы и перед общественным массовым трудом, воплощенными в системе машин и создающими вместе с последней власть «хозяина» (master). А потому этот хозяин, в мозгу которого машины неразрывно срослись с его монополией на них, в случаях столкновений с «руками» презрительно восклицает по их адресу:
«Пусть фабричные рабочие не забывают, что их труд представляет собой в действительности очень низкую категорию квалифицированного труда; что никакой другой труд не осваивается легче и, принимая во внимание его качество, не оплачивается лучше; что никакого другого труда нельзя получить посредством столь краткого обучения, в столь короткое время и в таком изобилии. Машины хозяина фактически играют гораздо более важную роль в деле производства, чем труд и искусство рабочего, которым можно обучить в 6 месяцев и которым может обучиться всякий деревенский батрак»188)».
Тщетно пытается Лебедев не видеть, что неживой труд и мертвый труд — это одно и то же. Неживой труд робота — это «работа» одушевлённого чудовища, которая, однако не создает стоимости, а замещая и экономя труд рабочих, создает вместо них, как бесплатная сила природы, определенное количество продукта (потребительную стоимость), тем самым повышая производительную силу труда оставшихся в производстве рабочих.
Однако Лебедев, в силу своего ограниченного политэкономического образования, не может понять коренного отличия деятельности машин, системы машин и роботов, как мертвого, неживого труда, от живого труда рабочего, обладающего рабочей силой как единственным источником стоимости. И все от того, что Лебедев не понимает различия между трудом конкретным, полезным, как свойством совместно с мертвым, неживым трудом создавать потребительную стоимость, и трудом живым, поскольку только он имеет свойство в качестве затраты рабочей силы создавать стоимость.
Приходится вновь, если не для Лебедева, который уже ничего не способен понять, а для других участников форума объяснить что здесь к чему.
«… Ошибка А. Смита заключается в том, — писал Маркс, — что он отождествляет
стоимость годового
продукта с вновь созданной за год стоимостью. Последняя является продуктом только труда истекшего года; первая заключает в себе, кроме того, все те элементы стоимости, которые были потреблены на производство годового продукта, но
произведены в предыдущий, а отчасти и в ранее истекшие годы: средства производства, стоимость которых
лишь снова появляется и которые, что касается их стоимости, не были ни произведены, ни воспроизведены трудом, израсходованным в течение последнего года. Посредством такого смешения двух различных вещей А. Смит совершенно изгоняет постоянную часть стоимости годового продукта. Само это смешение является следствием другой ошибки в его основных взглядах:
он не различает двойственного характера самого труда, т. е. не различает труда, поскольку он в качестве затраты рабочей силы создаёт стоимость, и труда, поскольку он в качестве конкретного, полезного труда создаёт предметы потребления (потребительную стоимость) . Общая сумма произведённых за год товаров, т. е.
весь годовой продукт, есть продукт
полезного труда, действовавшего в течение последнего года; все эти товары существуют лишь вследствие того, что общественно применённый труд был израсходован в многообразно разветвлённой системе различных видов полезного труда. Только поэтому в общей стоимости произведённых товаров сохранилась стоимость средств производства, потреблённых при их производстве, сохранилась, опять появившись в новой натуральной форме. Следовательно, весь
годовой продукт есть результат
полезного труда, затраченного в течение года. Но в течение года вновь создаётся лишь часть
стоимости годового
продукта; эта часть есть
вновь созданная за год стоимость, в которой воплощена сумма труда, приведённого в движение в течение данного года.
Следовательно, когда А. Смит в только что цитированном месте говорит:
«Годовой труд каждой нации представляет собой первоначальный фонд, который доставляет ей все те жизненные средства, которые она потребляет в течение года и т. д.»,
то он односторонне принимает во внимание просто полезный труд, который только и придал всем этим жизненным средствам форму, пригодную для потребления. Но при этом он забывает, что это было бы невозможно без содействия средств труда и предметов труда, перешедших от прежних лет, и что поэтому «годовой труд», поскольку он участвовал в образовании стоимости, ни в коем случае не создал всей стоимости продукта, изготовленного при его участии; он забывает, что вновь созданная стоимость меньше, чем стоимость продукта».
http://esperanto-mv.pp.ru/Marksismo/Kap ... ml#c19.2.3«Потребительные стоимости: сюртук, холст и т. д., одним словом товарные тела, представляют собой соединение двух элементов — вещества природы и труда. За вычетом суммы всех различных полезных видов труда, заключающихся в сюртуке, холсте и т. д., всегда остаётся известный материальный субстрат, который существует от природы, без всякого содействия человека. Человек в процессе производства может действовать лишь так, как действует сама природа, т. е. может изменять лишь формы веществ
13). Более того. В самом этом труде формирования он постоянно опирается на содействие сил природы.
Следовательно, труд не единственный источник производимых им потребительных стоимостей, вещественного богатства. Труд есть отец богатства, как говорит Уильям Петти, земля — его мать»
26.
http://esperanto-mv.pp.ru/Marksismo/Kap ... 1.html#p50Производственный вклад робота (системы машин) представляет собой содействие сил природы труду человека, рассматриваемого как конкретный полезный труд., и результатом этого вклада является увеличение производительной силы этого полезного труда рабочего. А проявляется это в том, что роботизированное производство производит за смену при одном и том же количестве работников гораздо больше конкретной продукции. Но создаваемая при этом новая стоимость этой возросшей массы продукции остается одной и той же, вследствие чего снижается действительная стоимость и себестоимость единицы продукции. Однако если продукт измерять в неизменных ценах, то создается иллюзия, что возникшая из-за снижения себестоимости добавочная прибыль является результатом неживого труда этих самых роботов, а не результатом временного повышения сложности живого труда, вооруженного системой машин.
Маркс (да и не только он*) показал, что как только более прогрессивный способ производства данного вида продукции приобретает массовое положение, то исчезает и эта иллюзия.
Как видим, Лебедев живет в мире иллюзий, созданных его ложной теорией. Спорить с такими «теоретиками-заклинателями» бесполезно.
Печально то, что и другие критиканствующие люди иногда становятся на точку зрения Лебедева.
Но это — всего лишь отражение диалектических противоречий, имеющих место на практике.
Представьте себе, что производство всех товаров и услуг в экономике переложено на плечи роботов. Вопрос: какова стоимость производства в этом случае? Маркс отвечает: стоимость равна нулю! Вопрос: какова сумма зарплат, получаемая работающим населением? Маркс отвечает: сумма зарплат равна нулю, так как роботизированному производству рабочие не нужны! Вопрос: кто получает все произведенные товары и услуги в таком случае? Маркс отвечает: все произведенные роботами товары и услуги получали бы капиталисты — собственники этих роботов, а остальное население умерло бы с голоду, и на самом деле превратившись в неживых тружеников!
Вот почему Маркс делает следующий вывод:
«Капитал, таким образом, работает над разложением самого себя как формы, господствующей над производством» (т.46, ч.2, с.208)
В. Калюжный* В т.46, ч.2, с.51 Маркс приводит слова
Де Квинси (английского писателя, автора знаменитой «Исповеди англичанина, употребляющего опиум»):
«Машина, как только станет известен ее секрет, будет продаваться не в соответствии с производимым ею трудом, а в соответствии с трудом, производящим ее... Она будет рассматриваться уже не как причина, равная определенным результатам, а как результат, который может быть определенно воспроизведен посредством известной нам причины и при известных нам издержках» (Th. De Quincey. The Logic of Political Economy. Edinburgh and London, 1844, стр. 84—85).
Кстати тот, кто знает английский язык, может прочесть
«Логику политической экономии» Томаса де Квинси, правда, издания 1859 г. (он умер 8 декабря 1859 г.) здесь
https://archive.org/stream/logicpoliticale01quingoogВот то место на стр.66, которое цитирует Маркс:
(подчеркнуто мной)