Григорий писал(а):
Я иногда думаю - зачем мы всё это делаем - пытаемся развить теорию Маркса, доведя её до стадии надёжной, согласованной теории, которую можно было бы использовать для решения практических задач. Мир изменился - построены новые экономические системы - у Вас и у нас, которым никакое "умное управление" на основе знаний о фундаментальных законах экономики в общем-то и не нужно. Господствует идеология рынка-делателя и рынка- оптимизатора, который без вмешательства человека всё отрегулирует сам и всё расставит по своим местам. Излишние отрасли обанкротит (в России это - производство, станков, экологически-чистой натуральной продукции, натурального молока, безопасных развивающих детских игрушек, микроэлектроники и элементной базы...), а прибыльные отрасли поднимет и приумножит ( в России это - отрасли экспорта не переработанного сырья - газа, нефти, металлов, древесины....).
И мы видим, что "рынок работает" и оптимизирует гигантские прибыли в карманах ничтожно иалой кучки новых господ - у Вас и у нас. Но рынок не оптимизирует потребление населения, он не оптимизирует здоровье нас и наших детей, не оптимизирует своевременную очистку и переработку отходов и многое другое. Меняются правительства и президенты, - но одно остаётся неизменным - падение реального уровня жизни и безопасности жизни наших народов. Богатые богатеют ещё больше, бедные затягивают пояски ещё туже - таков непременный закон оптимизации, построенной ТОЛЬКО на рынке - без умных поправок в действие этого рынка со стороны умного, законно избранного и ориентированного на процветание своего народа и своей страны правительства и президента...
"Рынок всё сам отрегулирует" - эту чушь вот уже 20 лет талдычат наши просвещённые модернизаторы экономисты и следующая их советам власть. А мне вспоминается прошлое - настоящие ценности, настоящие идеалы, настоящие продукты, настоящая бытовая техника (холодильник, купленный моими родителями ещё в советские время - работает до сих пор без единого ремонта). Вспоминается - как просто было тогда учиться, лечиться, как просто было путешествовать, гулять ночами, какие замечательные фильмы и песни были в то время - всё утрачено, остались подделки - везде, куда ни кинешь взгляд: муляжи и чучела настоящего, что было тогда, в далёком нашем прошлом.
Вот может быть, потому мы и делаем всё это, что где-то, в глубине сердца верим, что рано или поздно нынешняя бесчеловечная рыночная система управления и властвования - будет заменена чем-то более гуманным и настоящим, что было в нашем прошлом.
ВОТ - ВО ИМЯ ЭТОГО ПРОШЛОГО!
https://www.youtube.com/watch?v=s3cJZxw--Jc Здравствуйте, Григорий Сергеевич!
Многие наши практические беды проистекают от того, что мы не знаем куда идем и какова должна быть конечная цель развития наших стран. Игнорирование действительного политпросвещения народа привело к тому, что основная его масса превратилась в мышей или детей, которых искусный дудочник способен повести за собой и даже уничтожить, заведя в тупик.
Я бегло попробовал найти в Википедии основные альтернативные марксизму течения левой идеологической мысли, и вот что получилось.
Демократи́ческий социали́зм — вид социализма, подчёркивающий свою демократичность.
Сторонники этой идеологии считают, что общественная собственность и контроль над средствами производства должны сочетаться с политической демократией[1]. В плане экономики взгляды сторонников демсоциализма варьируются от поддержки смешанной экономики до передачи всех средств производства в распределённую среди трудовых коллективов собственность.ПринципыДемосоциалисты называют недемократической коммунистическую трактовку социализма, которую они отвергают. В отличие от коммунистов,
демосоциалисты рассматривают социализм как конечный идеал, а не промежуточную стадию на пути к коммунизму. Они также включают в понятие демократии концепции плюрализма и прав демократического меньшинства, и вовсе не интерпретируют её как диктатуру большинства. Несмотря на это многие современные демосоциалистические партии объединяются с коммунистами (например, французский Левый фронт).
Как и социал-демократы, демосоциалисты выступают за эгалитаризм[2], но в отличие от первых
сторонники демократического социализма выступают за общественную собственность на средства производства[1]:
они выступают в защиту и увеличение общественного сектора в экономике и государственного обеспечения здравоохранения, образования, жилищно-коммунальных услуг и транспорта. Но некоторые современные явно социал-демократические партии продолжают называть себя демократическими социалистами, при этом не отказываясь от рыночной экономики (яркий пример — Лейбористская партия Британии, которая официально объявляет себя демосоциалистической, но на деле ставшая социал-демократической[3], открыто поддерживая частный бизнес[4]).
ИсторияИстоки и появление демократического социализма
Многие ранние варианты социализма, в особенности проистекающие от санкюлотов времён Великой французской революции, естественным образом несли в себе черты демократии: всеобщее избирательное право и равенство перед законом. Эти черты присутствуют и в якобинизме Бабёфа, и в революционном гуманизме Бланки, и в утопическом социализме Оуэна, и в коммунизме Маркса.
Основоположником современного социализма является именно Карл Маркс, который аргументировал, что демократические права и свободы будут по-настоящему доступны рабочему классу только в том случае, если средства производства будут принадлежать ему — точнее, действующему от имени народа государству. В связи с этим Маркс считал необходимым ликвидировать частную собственность.
К концу XIX века социал-демократы вошли в правительство многих европейских стран, что привело к расколу среди марксистов, значительная часть которых начала склоняться в пользу эволюционного, нежели революционного, перехода к социализму. В 1884 г. в Лондоне было основано «Фабианское общество», которое призывало к постепенному изменению политики Великобритании в сторону контроля над свободной торговлей и протекционизму для защиты от международной конкуренции. Оно также считало необходимой национализацию земли, полагая, что землевладельцы собирают с неё ренту незаслуженно (идея, во многом заимствованная от американского экономиста Генри Джорджа). Среди видных членов общества были экономисты Сидней и Беатриса Вебб, Джон Мейнард Кейнс, философ Бертран Рассел, писатель Бернард Шоу и др.
Супруги Вебб полагали, что профсоюзы, добиваясь повышения заработной платы, воздействуют на производительность, стимулируют предпринимателей к обновлению оборудования и организации производства, что изменяет равновесную ставку заработной платы (т. н. «теория экономики с высоким уровнем заработной платы»). В своём труде «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) Кейнс дал экономическое обоснование государственным программам для разрешения проблемы безработицы. Для этого Кейнс предлагал увеличить государственные расходы и создать дефицит бюджета. Кейнс также утверждал, что передача ключевых отраслей промышленности в собственность государства и государственное планирование их инвестиций способствовало бы постепенному уменьшению классовых противоречий.
Появление демосоциализмаОпределяющим моментом в истории демократического социализма стало размежевание с ортодоксальными коммунистами в начале XX века. В работе «Проблемы социализма и задачи социал-демократии» (1899 г.)
Эдуард Бернштейн отверг предсказание Маркса о неминуемом конце капитализма. Свою позицию Бернштейн обосновал существующей тенденцией к распределению капитала среди множества собственников, что противоречило марксистской теории о концентрации капитала и обнищания пролетариата. Отсюда он сделал вывод, что для достижения социализма следует пользоваться чисто политическими методами и демократическими инструментами. Похожий раскол произошёл в России после революции 1905 г., когда меньшевики выступили против идей диктатуры пролетариата и руководящей роли коммунистической партии и в поддержку буржуазной либерально-демократической революции, с намерением принять участие в работе её правительства. Лидер же большевиков Ленин отмечал их безусловную приверженность демократическому централизму[5]. После Октябрьской революции 1917 г. демократические социалисты осудили большевиков за искажение её эгалитарных, демократических и социалистических идеалов и практическую реализацию авторитарного режима, в котором все средства производства находились под контролем никому не подотчётной партийной элиты[6].
Дальнейшая
история демосоциалистического движения состояла преимущественно в борьбе с фашистами и ортодоксальными марксистами. В 1920—1940 гг. одним из самых ярких демосоциалистических движений был австромарксизм. Особенность австромарксизма состояла в том, что они рассматривали нацию вне территориального контекста, как объединение людей, разделяющих общую культуру и язык. Другим движением были гильдейские социалисты, которые полагали, что рабочие могут контролировать промышленность с помощью сети гильдий — торговых организаций, представляющих рабочих. Предполагалось, что гильдии будут способны не только бороться за социальные права рабочих, как профсоюзы, но и заполучить контроль над промышленностью.
Послевоенный демосоциализмНа протяжении послевоенной половины XX века в некоторых странах Западной Европы часто приходили к власти левые (в том числе и демосоциалисты). Например, в Великобритании лейбористы во главе с Клементом Эттли победили на выборах 1945 года (обогнав своих соперников консерваторов во главе с Черчиллем)[7], которые национализировали телекоммуникации, Банк Англии, британские железные дороги, угледобывающую, сталелитейную промышленность и электроэнергетику и на практике реализовали социальное государство. При том правительстве доля общественной собственности в британской экономике превысила 20 процентов[8]. Свой успех на выборах лейбористы повторили в 1964, 1966 и два раза в 1974 году. В 1951 году был восстановлен Социалистический интернационал, который объединил социал-демократические и демосоциалистические партии. В 1981 году французские социалисты победили как на президентских, так и на парламентских выборах. Пришедшее к власти демосоциалистическое правительство национализировало крупнейшие предприятия и крупные банки[9], а также повысили минимальный размер оплаты труда и отменили смертную казнь.
По разным причинам, большинство состоящих в Социнтерне европейских демосоциалистических партий приняли рыночную экономику и отказались от марксизма на протяжении второй половины XX века, таким образом, прогрессировав в сторону социал-демократии и социал-либерализма (Социал-демократическая партия Германии в 1959 году, Испанская социалистическая рабочая партия в 1979[10], британская Лейбористская партия в начале 1990-х[4][11], французская Соцпартия во главе с открытым социал-демократом[12] Лионелем Жоспеном в конце 1990-х).
Современный демократический социализмОтказ Социнтерна и партий в нём состоящих от демократического социализма в пользу социал-демократии привело к появлению новых демосоциалистических партий, выступающих против рыночной экономики (немецкие «Левые», греческая Коалиция радикальных левых, исландское Лево-зелёное движение). Эти партии могут быть левосоциалистическими отколами от партий Социнтерна (французская Левая партия), антикапиталистическими коалициями коммунистических (включая троцкистские и маоистские) партий (греческая СИРИЗА, датская Красно-зелёная коалиция) либо бывшими компартиями (шведская Левая партия). Первыми демосоциалистические партии, альтернативные существующим социал-демократическим, появились в скандинавских странах — Социалистическая народная партия в Дании (1959) и Социалистическая левая партия в Норвегии (1975).
Результаты последних выборов показывают, что популярность подобных движений растёт: немецкие «Левые», выступающие за демосоциализм и против капитализма[13], на парламентских выборах 2009 года получили около 11 процентов голосов и 76 мест в Бундестаге (реализовав лучший результат за свою историю), в то время как левоцентристская Социал-демократическая партия реализовала худший результат за свою послевоенную историю; во Франции демосоциалист Жан-Люк Меланшон (основатель Левый партии поддержанный французскими коммунистами) на президентских выборах 2012 года набрал 11,1 % голосов[14] (что примерно в 6 раз больше, чем результат кандидата-коммуниста на прошлых выборах) и, согласно опросам, 16 % голосов среди молодёжи[15]; в Греции Коалиция радикальных левых получила 16,78 % голосов на майских выборах в парламент 2012 года[16], впервые обогнав до этого правящий ПАСОК (состоящий в Социнтерне), а на следующих выборах в июне 2013 года улучшила свой результат 26,89 % голосов.
Некоторые скандинавские демосоциалистические партии на данный момент участвуют в правительственных коалициях (финляндский Левый союз, норвежская Социалистическая левая партия, исландское Лево-зелёное движение в 2009—2013 годах).
Также примечательна популярность идей демократического социализма в странах Южной Америки. Так, в Венесуэле президентом с 1999 года до 2013 года являлся Уго Чавес (последний раз переизбран в октябре 2012), который, считая себя последователем противника либеральной демократии и социал-демократии Льва Троцкого, выступал за «демократический социализм XXI века» и V Интернационал троцкистких партий по типу собственной.[17][18]
Демократический социализм в РоссииВ начале XX века в России на позициях демократического социализма стояли две партии: меньшевики и эсеры. Эсеры выступали против частной собственности на землю и призывали к её социализации, в результате которой частные и государственные земельные владения были бы законодательно переданы в собственность общин с последующим уравнительным распределением. Поддерживая идею социалистической революции, эсеры являлись противниками какой-либо диктатуры. Революцию эсеры предполагали осуществить с опорой на крестьянство, а не на буржуазию, которую они считали недостаточно либеральной.
В годы Советской власти демократический социализм пользовался популярностью среди оппозиции. Так, в своём «Проекте Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии» академик А. Д. Сахаров отобразил принципы государства с широкими демократическими правами и смешанной планово-рыночной экономикой, в которой предприниматели несут материальную ответственность за социальные последствия своей деятельности.
На сегодняшний день многие положения демократического социализма имеют в России широкую поддержку. Согласно всероссийскому опросу ВЦИОМ в феврале 2006 г., 46,7 % населения высказалось за воссоздание сильного и социально ориентированного, но при этом демократического, государства. Однако данная идеология почти не ассоциируются с существующими социалистическими или социал-демократическими партиями, которые поддержало всего 4 % опрошенных[19].
Критика демократического социализмаРазногласия между социал-либералами и демосоциалистами были подробно изложены выше. Коммунитаризм относится критически к общественной собственности на средства производства, поддерживая рыночную экономику. Однако при этом по многим пунктам солидарен с демократическим социализмом: в плане требования социальной ответственности со стороны частных предпринимателей, стремления к обществу с сильными неправительственными общественными организациями на местном уровне и внедрения элементов прямой демократии.
Критика
неолибералов по отношению к демосоциализму совпадает с их критикой по отношению к социализму в целом. Утверждается, что перераспределение власти и капитала несёт риск утраты политических и гражданских прав и свобод; что смешанная экономика менее эффективна, чем рыночная, в силу более слабых стимулов к получению прибыли и нарушения сбалансированности экономики из-за регулируемых цен; что общественная собственность стимулирует безответственное отношение к ней.
Коммунисты обвиняют демократических социалистов в ревизионизме и искажении марксизма[20][21].
Коммунитари́зм (от англ. communitarian ← фр. commune «община» ← лат. commūnis «общий») имеет два значения. Не следует путать с коммунизмом.
Филосо́фский коммунитари́зм — течение, считающее, что общины, общество формируют каждого отдельного человека, в отличие от либеральной и либертарианской философий, рассматривающих общины как объединение личностей. В частности, коммунитаристы критиковали либеральное допущение о том, что индивид может рассматриваться абсолютно автономно от общества, в котором он живёт и которым он воспитан. Со своей стороны, они выдвинули концепцию индивида, подчёркивающую роль, которую играет общество в формировании ценностей, мыслей и мнений любого индивида.
Это — древнейшая философия, хотя сам термин «коммунитаризм» возник недавно. Впервые его предложил Н. А. Бердяев, к этому течению относят и В. С. Соловьёва. Современные коммунитаристы критикуют либерализм за игнорирование критической роли традиционных сообществ, в том числе политических партий, и восстанавливают социальную значимость ценностно-рационального поведения. В то же время современный коммунитаризм, в отличие от отказа Фридриха Ницше и многих экзистенциалистов от идей Просвещения, сам является развитием либерально-демократического консенсуса эпохи Просвещения и века разума «Свобода. Равенство. Братство». Коммунитаризм акцентирует внимание на идее братства и критикует либертарианцев за гипертрофирование идеи свободы, а радикальных коммунистов — за гипертрофирование идеи равенства. Противостояние либерализма и коммунитаризма не является непримиримым, так как и либерализм, и современный коммунитаризм являются либерально-демократическим ответом на нигилизм и безудержный индивидуализм (неолиберализм)[1][2]. Если современный философский либерализм рассматривает справедливость прежде всего как честность, то, с точки зрения коммунитаризма, справедливость понимается в первую очередь как братство и иерархическое равенство. Основой философского конфликта между либерализмом и коммунитаризмом является конфликт концепций индивидуализма либералов и коллективизма коммунитаристов, а также универсализма либералов и контекстуализма коммунитаристов. Дискуссия между либералами и коммунитариями влияет на отказ от прежней концепции мультикультурализма как толерантности, в том числе к нетерпимости, и переход к новой концепции мультикультурализма, подчёркивающей право на сохранение прежней культурной идентичности стран, принимающих иммигрантов.[3]
Идеологи́ческий коммунитари́зм — изначально основанная на одной из современных интерпретаций философского коммунитаризма радикально-центристская идеология конца XX века, объединяющая моральный консерватизм и леволиберальную экономическую политику, стремящаяся к сильному гражданскому обществу, основой которого являются местные сообщества и неправительственные общественные организации, а не отдельные личности.
Не следует смешивать философский коммунитаризм и идеологический коммунитаризм. Хотя основатели идеологического коммунитаризма придерживались современного философского коммунитаризма, но многие представители современного философского коммунитаризма считали себя в плане идеологии либералами (например, Майкл Уолцер или связанный также с новыми левыми Тейлор), в связи с чем иногда внутри коммунитаризма выделяют «либеральный коммунитаризм», или левыми (например, Белл), многие придерживались и консервативных взглядов. Большинство теоретиков философского коммунитаризма, признавая свою общность, сами себя обычно не называют коммунитаристами, особенно после образования идеологического коммунитаризма.
Наоборот, многие современные сторонники идеологического коммунитаризма не разделяют мировоззрение философского коммунитаризма. Например, сторонник идеологического коммунитаризма Джимбо[4] считает себя адептом антифашистской либертарианской философии Хайека. Хайек действительно был очень близок идеологическому коммунитаризму вследствие его приверженности идеям доступных качественных государственных услуг несмотря на отрицание им плановой экономики и религий, воспитывающих традиционные ценности, вследствие их, по его мнению, анимизма. Он подчёркивал также значение традиционного философского коммунитаризма в культурной эволюции.
Философия современного коммунитаризмаСвоими предшественниками философы современного коммунитаризма считают представителей традиционного философского коммунитаризма — Аристотеля, Фому Аквинского, Руссо, Гегеля, Антонио Грамши — и, подобно новым правым, оппонируют либеральной концепции справедливости Ролза, основанной на концепции обстоятельств справедливости Юма. «Кратко можно сказать, что обстоятельства справедливости возникают всякий раз, когда взаимно незаинтересованные индивиды выдвигают конфликтующие претензии относительно распределения общественных преимуществ в условиях относительной недостаточности. При отсутствии этих обстоятельств добродетель справедливости не возникает таким же точно образом, как при отсутствии опасности жизни и здоровью не может существовать физическое мужество»[5]. Если же либеральная справедливость зависит от внешних обстоятельств, то невозможен её абсолютный приоритет. Поэтому философ современного коммунитаризма Майкл Сэндел предлагает рассматривать другие обстоятельства справедливости, — характерные для традиционных обществ, где индивид был связан узами коллективизма и где существовала иерархия по праву рождения. Такое общество — не общество по ту сторону справедливости, которое создаётся сатанинскими и деструктивными сектами, а общество иерархической справедливости[6]. Сэндел утверждает, что либеральные теории не учитывают факта нашей укоренённости в определенном месте, времени и культуре. Этот факт ещё должен быть осознан в политической жизни, во всех институтах общества, если только оно хочет быть действительно справедливым. Коммунитаристы предлагают рассматривать справедливость не как условие, при котором атомарные индивиды могут взаимовыгодно общаться, но в качестве условия, при котором люди, имеющие разные привязанности, частично их идентифицирующие, могут стать друзьями[7]. Согласно Макинтайру, единственный путь преодоления недостатков, присущих современной либеральной теории, — это согласие с коммунитаристской концепцией справедливости, в основу которой положена аристотелевская модель с некоторыми изменениями, в частности, отброшена всякая связь с метафизикой; человеческий «телос» рассматривается в традиционном ключе, при этом допускается возможность трагического морального конфликта. Следует отметить, что сам виднейший представитель философии либерализма Дж. Ролз в поздних работах признавал, что его теория справедливости неприменима к отношениям в семье и в общинах традиционных религий. Но и либеральная критика коммунитаризма справедливо отмечает, что вся концепция коммунитаризма строится на традиции, понятие которой у большинства коммунитаристов обычно чётко не определено[8].
Дэниел Белл считал важнейшими две традиции — изучения капитализма Карла Маркса и индустриализма Сен-Симона, Конта, Раймона Арона[9]. По мнению других авторов, важную роль в возникновении этого идейно-политического течения сыграли две традиции — философского коммунитаризма (включая и марксизм, особенно Грамши) в целом с её акцентом на идее братства и анархистская традиция, концентрирующая внимание на возможности существования общины без вмешательства государства. Тот коммунитаризм, который получил известность в 1980-е гг. в связи с работами Майкла Сэндела, Майкла Уолцера, Аласдера Макинтайра, Дэниела Белла, Чарлза Тейлора, сильно отличается от марксизма Грамши. Марксисты рассматривают идеальное сообщество как нечто достижимое — пусть даже мирными средствами — только путём революционных изменений, свержения капитализма и построения социалистического общества.
Идеологический коммунитаризмНовые коммунитаристы — радикалы, но не революционеры, и считают, что сообщество уже существует в виде общих социальных практик, культурных традиций и общественного взаимопонимания. Сообщество не должно строиться заново, оно, скорее, нуждается в защите. До некоторой степени коммунитаристы видят сообщество в тех самых социальных практиках, которые марксисты рассматривают как эксплуататорские и отчуждающие. После того как в 1990 г. группа интеллектуалов в Университете Джорджа Вашингтона (во главе с А. Этциони и У. Галстоном) сформулировала «коммунитарную платформу», которую подписали многие общественные деятели и политики, начался период популяризации нового течения — собственно идеологического коммунитаризма, манифестом которого стала книга А. Этциони «Дух общности: права, обязанности и программа коммунитаризма», опубликованная в 1995 г. Её автор призвал читателей присоединиться к движению коммунитаризма, чтобы дать новую жизнь институтам семьи и школы, избавив их от подавляющих личность качеств. Коммунитаризм выступает за предоставление бесплатного образования, программы по повышению нравственности и защиту окружающей среды. Он жёстко увязывает права личности и права предпринимателей с социальной ответственностью и допускает их ограничение в тех случаях, когда они предоставляются обществом и реализуются за счёт государства. Видными представителями собственно идеологического коммунитаризма называют также Роберта Беллу и Хиллари Клинтон. Своими единомышленниками коммунитарии называют ведущих политиков разных стран и различной партийной принадлежности: демократов Барака Обаму[10][11], Хиллари Клинтон[11][12], Б. Клинтона и А. Гора, республиканцев Д. Даренберга и А. Симпсона в США, лейбориста Э. Блэра, консерватора Д. Уиллетса, либерала П. Эшдауна в Великобритании; социалиста Ж. Делора во Франции, социал-демократов П. Бургера и П. Майера, христианского демократа К. Биденкопфа[13], «зелёных» Йошку Фишера[2] и Джема Оздемира[14][15] в Германии и др. Сами считают себя консервативными коммунитаристами сторонники «Большого Общества» Дэвида Кэмерона[16].
КритикаПо мнению Р. Рорти, несмотря на критику либерализма, современный философский коммунитаризм — это постмодернистский буржуазный либерализм[17]. Коммунитаристская идея братства может привести к доминированию «Большого брата». Игнорируя различные нетрадиционные добровольные сообщества, коммунитаристы теоретически легко могут скатиться к подавлению рабочего движения вне профсоюзов, даже антипрофсоюзной деятельности и к подавлению под видом деструктивных и сатанистских сект любых добровольных объединений, отличающихся от традиционных. Коммунитаристов из левых партий поэтому часто называют «новыми правыми». С другой стороны, поскольку коммунитаристы часто рассматривают общины мусульман из титульного населения стран Европы и Америки как нетрадиционные добровольные секты, то несмотря на коммунитаризм самой исламской идеологии идеологема «коммунитаристы» применяется и радикальными миссионерами ислама в Европе и Америке, и озабоченными их диктатом радикальными активистами как единая замена прежних идеологем «крестоносцы», «сионисты», «фашисты», «лейбористы», «коммунисты», «профсоюзные активисты», «правозащитники», «феминисты», особенно после заявления римского папы Бенедикта 13 января 2013 года, что «развитие коммунитаризма — это план Бога»[18]. На самом деле папа в своей написанной в высоком стиле речи, в первую очередь, имел в виду «развитие общинности» и, возможно, традиционный философский коммунитаризм христиан, а не современный идеологический коммунитаризм и его защиту традиционных ценностей местных общин и от приезжих (в том числе салафитов), и от противостоящих им местных неоязычников, и не современную философию коммунитаризма[источник не указан 2011 дней]. Обращают внимание на эклектичность коммунитаризма, апелляции к Священному Преданию, Библии, Корану, конфуцианству, даже иногда к теософии, Блаватской, Каббале, сходство идеологического коммунитаризма с различными идеями национал-коммунизма о построении социализма в одной отдельной стране на базе её собственных традиций[19][20][21][22].
Либертарный социализм — совокупность социалистических политических философий, посвящённых сопротивлению авторитарному принуждению и социальной иерархии, в частности институтам капитализма и государства.
РазновидностиНекоторые наиболее известные либертарные социалистические идеологии — социальный анархизм (в частности, анархо-коммунизм и анархо-синдикализм), люксембургианство, коммунизм рабочих советов, автономистский марксизм (автономизм) и социальная экология (Мюррей Букчин). К либертарному социализму относят такие движения, как ситуационизм, неосапатизм и «социализм снизу» (предложенный троцкистом Хэлом Дрейпером), а также представителей левых коммунистов (группа «Социализм или варварство»), неомарксистов, «новых левых» («йиппи») и марксистских гуманистов (Группа Джонсон-Форест).
Наконец, с либертарным социализмом себя отождествляют отдельные течения внутри демосоциалистических политических партий — «Эмансипативные левые» (Катя Киппинг, Юлия Бонк) в немецких «Левых» и «Либертарная социалистическая платформа» (Уфук Урас) в турецких Партии свободы и солидарности и Партии зелёных и левого будущего, а также бразильская Партия социализма и свободы.
Возникновение терминаКак утверждает историк анархизма Макс Неттлау, анархист Жозеф Дежак выпустил журнал «Le Libertaire, Journal du Mouvement Social» в Нью-Йорке между 1858 и 1861 годами, а термин «либертарный коммунизм» появился в ноябре 1880 года, когда его приняли на съезде французских анархистов.[1] Термины «либертарий» и «либертарный» становятся популярными с 1890-х, когда их стали использовать во Франции чтобы обойти законы против анархистов и избежать негативных ассоциаций со словом «анархия» — так анархисты Себастьен Фор и Луиза Мишель выпустили газету «Le Libertaire» («Либертарий») в 1895 году во Франции.[2]
Краткая характеристикаЛибертарные социалисты выступают за отмену частной собственности на средства производства и отмену государства как ненужного и вредного института. В конечном итоге, с этим согласно большинство марксистов («Государство и революция» В. И. Ленина), но для либертарных социалистов принципиальны антиавторитаризм и антиэтатизм, а также антипарламентаризм. Являясь антикапиталистами и противниками рыночной экономики (за исключением прудоновских мютюэлистов), либертарные социалисты чётко отличаются от правых либертарианцев.
Отрицая использование парламентаризма и государственного аппарата для преобразования общества (хотя обычно они считают, что парламент и государственный аппарат необходимо захватить, чтобы он не мешал), либертарные социалисты поддерживают разные формы низовой самоорганизации, включая рабочие советы, независимые синдикаты, добровольные ассоциации, коммуны, кооперативы, механизмы прямой демократии и демократии участия. Считается[кем?], что подобные либертарно-социалистические принципы самоорганизации были реализованы в годы Испанской революции.
Большинство либертарных социалистов поддерживает революционное свержение капиталистического строя (в революционном синдикализме, например, посредством всеобщей забастовки), при этом существует отводимая к Генри Дэвиду Торо и Льву Николаевичу Толстому традиция анархо-пацифизма и ненасильственного гражданского сопротивления.
Особое внимание в либертарно-социалистических течениях уделяется вопросам личной свободы (известны
слова Михаила Бакунина: «Свобода без социализма — это привилегия, несправедливость, социализм без свободы — это рабство и животное состояние»). Соответственно, они поддерживают борьбу против патриархата и за равноправие женщин (анархо-феминизм и социалистический феминизм).
Либертарные социалисты, в особенности экоанархисты (крайняя форма — анархо-примитивисты) и экосоциалисты, выступают за охрану окружающей среды, защиту животных и гармоническое сосуществование человека и природы.
На мой взгляд, те идеологии, которые выдают себя за марксизм, не понимают, что наряду с не восприятием рыночной экономики, основанной на принципах свободного предпринимательства и многообразии форм собственности на средства производства
допустимы рыночное ценообразование, договорные отношения между хозяйствующими субъектами, ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность субъектов при условии сдачи в аренду трудовым коллективам земли, средств производства и жилого фонда.
Разумеется, это не все современные левые идеологические течения.
С уважением,
Валерий
P.S.
Предлагаю также ознакомиться с великолепной книгой
А.Шубин. СОЦИАЛИЗМ. «Золотой век» теории. М.: 2007 http://novsoc.ru/category/nashi-knigi/a ... ek-teorii/Алекса́ндр Владле́нович Шу́бин (род. 18 июля 1965) — российский историк и общественный деятель левого направления. Доктор исторических наук. Главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН. Руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии Института всеобщей истории РАН в 2007-2015 гг. Ответственный секретарь журнала Ассоциации историков стран СНГ «Историческое пространство». Профессор Государственного академического университета гуманитарных наук и Российского государственного гуманитарного университета. Один из авторов «Большой Российской энциклопедии», «Энциклопедии для детей», энциклопедии «Кругосвет», «Россия: иллюстрированная энциклопедия», а также один из авторов и научный редактор «Иллюстрированной энциклопедии „Руссика“». Автор 25 монографий, 7 учебников и пособий, более 200 научных работ и сотен энциклопедических и публицистических статей по различным проблемам современности[1].
А вот и ссылка на вышеупомянутую книгу Шубина из моего Облака:
https://cloud.mail.ru/public/4AnR/2eYdmGwyZ