Валерий здравствуйте. С Новым Годом, и с новыми вопросами, на которые Вам не захочется отвечать. Простите меня, судьба у меня такая, задавать Вам неудобные вопросы.
1) при обмене эквивалентами (по стоимости) эквивалентность достигается не в каждом отдельном случае, а лишь тогда, когда вся масса продукта А обменивается на всю массу продукта В. Объяснять эту элементарщину подробнее — выше моих сил. Тем не менее наш Антошенко Игорь выводит из случайной неэквивалентности обмена в частном случае какую-то «прибавочную стоимость». И это конец всему, что называется логикой.
Валерий, а Вас никогда не интересовало, что же происходит в каждом отдельном случае, ведь именно эти случаи на практике и представляют обмен. А обмен всей массы продукта А на всю массу продукта В это абстрактная категория, то есть вымышленная. Найти средний количественный показатель обмена одного продукта на другой конечно можно, но как с его помощью объяснить причину существования обмена? Давайте все таки спустимся на грешную землю к тем лицам, что совершают обмен, к их интересам, и, исходя из последних, попытаемся понять, почему обмен существует. В простейшем обмене присутствует два контрагента и два вида продуктов. Давайте попробуем, разыскивая причину существования обмена, принять в расчет не только представленные временем затраты труда на изготовление этих продуктов их производителями, но и те затраты труда (времени) что понес каждый из контрагентов если бы изготавливал получаемое в ходе обмена благо самостоятельно. Обратите внимание Валерий, берем в расчет только труд, в том или ином его виде, никто ни к кому в карман, как Вы изволили выразиться, не лезет. Пусть первый из них обладает продуктом Т1, который произвел для обмена, надеясь получить продукт Т2. В то время как его партнер, напротив, для обмена произвел продукт Т2, а в замен рассчитает получить продукт Т1. О чем говорит даже не обмен, а стремление первого обменять скажем Х единиц своего продукта на У единиц чужого. В первую очередь о том, что он нуждается в таком количестве этого блага. Получить его он может двумя способами: произвести самостоятельно, либо прибегнув к обмену выменять на продукт Т1, соответственно в определенном количестве, которое должно быть произведено им. Предположим его партнер готов обменять У единиц продукта Т2 на Х единиц продукта Т1. Причем, тратит на производство У единиц продукта Т2 такое же время как владелец Т1 на производство Х единиц своего продукта (обратите внимание Валерий я начал с так горячо любимого Вами равенства, надеюсь раз Вы научились расставлять запятые, то безусловно знакомы с методом доказательства от противного). Итак, считая эти условия неизменными, по размыслим, как повлияет, на желание осуществлять обмен, изменение времени которое первому производителю необходимо потратить на производство У единиц продукта Т2, взявшись за него самостоятельно. Допустим, это время больше того что тратит этот человек на изготовление Х единиц продукта Т1, необходимых для обмена. В этом случае, произведя требуемое количество продукта Т1 и совершив обмен, он не только получит необходимый ему продукт Т2, но и затратит меньшее количество труда, проявляющееся как в экономии времени, так и сохранении части физических и интеллектуальных сил при достижении конкретной цели. Теперь представьте что, по каким либо причинам, затраты труда этого человека на производство продукта Т2 сократились на столько что время, которое ему приходится тратить на производство У единиц этого блага, стало меньше чем то что он тратит на изготовление Х единиц Т1. Не только обмен, но и само производство для этой цели продукта Т1 теряет всякий смысл, поскольку достичь желанной цели, получить У единиц продукта Т2, для него теперь проще произведя этот продукт самостоятельно. При этом, как и в первом случае, критерий остается тот же, меньшие затраты труда, времени, или если хотите самой жизни, на процесс производства. Очевидно, что обмен в такой ситуации не имеет смысла, даже не смотря на то, что равенство, к которому Вы так тяготеете, сохраняется. С другой стороны, обмен может иметь смысл даже в случае если это равенство не соблюдается. Предположим первый производитель тратит на производство 50-ти единиц продукта Т1 столько же рабочих часов как второй на 15-ть единиц продукта Т2, 30 часов (Валерий Ваше равенство). А время которое ему понадобится на изготовление этих 15-ти единиц Т2, вздумай он сам взяться за их производство, будет в полтора раза больше, 45 часов. Замете, за это время он сможет изготовить 75-ть единиц продукта Т1. При таком соотношении затрат времени обмен 50-ти единиц Т1 на 15-ть единиц Т2 для него имеет смысл, поскольку на получение продукта что самостоятельно он способен изготовить за 45 часов он расходует 30. Обратите внимание Валерий, производителю, для того чтобы пронять имеет ли смысл для него обмен, нет надобности знать сколько времени на производство продукта тратит его партнер. Поскольку, принимая решение, он сопоставляет свои затраты времени на изготовление отчуждаемого и получаемого блага. Все очень просто, если ему предлагают продукт, на производство которого ему требуется больше времени, чем он расходовал на изготовление отчуждаемого продукта, сделка имеет смысл. Замете, решение принимается по принципу оценки больше-меньше, по этому принципу решение могут принимать даже дикари, у которых понятие чисел либо только закладывается, либо вовсе не существует. Для времени в семь тысяч лет назад, когда по утверждению Энгельса возникает обмен, это очень актуально. С другой стороны, при таком способе оценки нет надобности в продвинутых крестьянах, которые высчитывают издержки производства. Вы и вправду верите, что у них было время, а самое главное желание, заниматься тем, о чем говорит Энгельс.
Однако продолжим. Предположим, второй производитель предложит обменять 15-ть единиц своего продукта на 60-ят единиц чужого, вместо 50-ти обусловленных упомянутым выше равенством. Для первого производителя и на таких условиях сделка будет иметь смысл. Поскольку, откажись он от предложения, в случае если подобную сделку заключить больше не с кем, для получения 15-ти единиц продукта Т2, производя их самостоятельно, ему придется затратить труд длительностью 45 часов, тогда как производство 60-ти единиц продукта Т1 требует лишь 36 часов. Замете, то имеет ли смысл обмен для этого производителя не зависит от того соблюдается ли почитаемое Вами равенство. Кроме того, не упустите из вида что здесь имеет место сокращение затрат времени жизни производителя на получение необходимого ему блага. Применительно к последнему случаю 9 часов. А поскольку время, потраченное на производство товара и его количество величины взаимосвязанные, то можно утверждать, что имеет место увеличение количества получаемого блага. Поясню. По факту первый производитель, в последнем случае, на достижение намеченной цели тратит 36 часов. За это время самостоятельно он способен произвести 12 единиц продукта Т2, а благодаря иному способу достижения цели, содержащему обмен, получает 15, то есть имеет место приращение в 3 единицы, та самая ∆Т что не дает Вам спать спокойно. Вы, вслед за Марксом, видите ее только в промышленном капитале, где она, суммируясь, проступает в явном виде. Суммируется в силу того что в обмене имеющем место в обороте капитала с одной стороны, в качестве контрагента сделки, присутствует одно лицо, наниматель, с другой группа лиц рабочие. Разглядеть эту ∆Т в простом товарообмене сложно, но можно. В последующем, в ходе эволюции, простой товарообмен перевоплотился в более высокоразвитые формы, но при этом его суть, связанная с экономией времени, с той самой дельтой, осталась неизменной. Увы, не будь ее в простом товарообмене, ее бы не было и в тех обменах, что присутствуют в оборотах торгового и промышленного капитала, а стало быть, и в них самих, но об этом позже. А пока поспешу, а то не дай Бог Валерий Вы обвините первого производителя, из приведенного примера, что он, получая выгоду, нажился за счет партнера по сделке.
В простом товарообмене участвует два лица, их никто к нему не принуждает, если они участвуют в нем, то видят в этом смысл. Какой было показано на примере одного из них. Ссылаясь на это можно было бы утверждать, что все сказанное относительно одного контрагента справедливо и для другого, правда, в иных количественных показателях. Однако подозреваю, для Валерия этого будет не достаточно, поэтому придется иллюстрировать ситуацию на том уровне, на котором он привык объяснять марксизм своему внуку.
Пусть на производство восьми единиц продукта Т1, необходимого второму производителю, и способного послужить в качестве средства для обмена, первый производитель расходует 16 часов (t1.1. = 16ч.). Тогда как на изготовление собственно необходимых ему 6-ти единиц продукта Т2, которые он может получить в обмен на продукт Т1, ему тре¬буется 24 часа (t1.2. = 24ч.). Второй производитель, 6-ть единиц продукта Т2, которые он имеет возможность обменять на продукт Т1, способен изготовить за 12-ть часов (t2.2. = 12ч.), в то время как на производство 8-ми единиц про¬дукта Т1 он расходует 32-ва часа (t2.1.= 32ч.). Давайте посмотрим, имеет ли для них смысл сделка в ходе которой 8 единиц продукта Т1 и 6 единиц продукта Т2 поменяют своих владельцев. Для любого человека, об этом шла речь выше, сделка имеет смысл, если ему предлагают продукт, на производство которого ему требуется больше времени, чем он расходовал на изготовление отчуждаемого продукта. Применительно к приведенным обозначениям, математически, для первого производителя, это условие описывается неравенством t1.2. > t1.1. Указанная сделка для него имеет смысл, принося ему экономию времени в 8 часов. Для второго производителя, условия, в которых имеет смысл осуществлять обмен, описываются таким же по сути, но иным неравенством t2.1. > t2.2. Осуществив сделку, он также экономит время, правда в количестве 20 часов. Обратите внимание Валерий, выгоду получают оба, при этом ни кто никого не надувает, никто ни у кого ничего не крадет, прямо ужас какой то. Причем обмен между ними имеет место при соблюдении двух вышеприведенных неравенств (системы неравенств), а то уравнение, что Маркс положил в основу своей трудовой теории стоимости, не имеет к его осуществлению никакого отношения. Замете, придя к подобному заключению я рассматривал не абстрактный усредненный обмен, а тот что имеется на практике, принимая в расчет лишь интересы взаимодействующих лиц. Причем в расчет брались лишь затраты времени на изготовление продуктов, так что этот подход, как не крути, тоже трудовая теория стоимости, правда отличная от той что исповедуете Вы вслед за Марксом.
Именно исходя из представленных в упрощенном виде суждений я и утверждал, в самом начале нашего спора, что эквивалентного обмена, в том виде, в котором видите его Вы, не существовало и не существует.
Тем не менее наш Антошенко Игорь выводит из случайной неэквивалентности обмена в частном случае какую-то «прибавочную стоимость». И это конец всему, что называется логикой.
Валерий, а как вам такая логика, исходя из которой неэквивалентный обмен повсеместное явление, а эквивалентный, в Вашем понятии, лишь его разновидность, в вышеприведенных примерах я проиллюстрировал это. Далее, опираясь на эту примитивную логику, я отвечу на те вопросы от которых Вы Валерий увильнули. К примеру, исходя из представленного взгляда на обмен, вернувшись к случаю, где крестьянин обменял зерно на лошадь, а затем ее вновь на зерно, не придумывая надуманные категории, можно будет показать, откуда берется то приращение продукта, что Маркс называет прибавочной стоимостью, а Вы не хотите называть. Иными словами то, как зарождается торговый капитал. Причем если хотите, покажу в числах, что каждый из трех присутствующих там контрагентов извлекает выгоду, то бишь что никто там никого не надувает.
«До этого момента цены тяготеют к определенным, по закону Маркса, стоимостям и колеблются вокруг них так, что чем полнее развивается простое товарное производство, тем больше средние цены за продолжительные периоды, не прерываемые внешними насильственными нарушениями, совпадают со стоимостями с точностью до величины, которой можно пренебречь».
Это утверждение чем то доказывается? Наверное уже тогда были статистические данные, или нет? Что то я нашел их ни у Маркса ни у Энгельса. Если их нет то это лишь утверждение, на уровне предположения, ничем не обоснованное, абстракция, не подтвержденная практикой. Живое созерцание было, абстрактное мышление тоже, а вот до практики дело не дошло. Но дело не только в этом, раз уж эти колебания имеют место, покажите, в каких пределах они происходят. Или, по-другому, способна ли теория стоимости Маркса указать их? Все что я нахожу у Энгельса в приведенной Вами цитате, имеющее отношение к данному вопросу так это «Можно ли предположить, что крестьяне и ремесленники были так глупы, чтобы обменивать продукт 10-часового труда одного на продукт часового труда другого»?
Представленный мной подход во взгляде на обмен дает ответ на этот вопрос. Проиллюстрирую это на последнем числовом примере. Первый производитель единицу продукта Т1, используемого в качестве средства для обмена, изготавливает за 2 часа (8единиц он производит за 16 часов). В обмен он получает 6 единиц продукта Т2, самостоятельно произвести которые способен за 24 часа. Обмен 8 единиц Т1 на 6 единиц Т2 для него имеет смысл, поскольку позволяет экономить ему 8 часов. Теперь представим что его партнер по сделке стал нуждаться, не важно по каким причинам, не в восьми, а в девяти единицах продукта Т1, которые хочет получить в обмен на прежнее количество продукта Т2. Возникает вопрос. Имеет ли смысл первому производителю осуществлять обмен на таких условиях? Конечно, поскольку при нем он тоже получает экономию времени, только меньшую – 6 часов. А если партнер потребует 10 единиц Т1? Сделка имеет смысл, правда, выгода сократится до четырех часов. А вот если партнер возжелает 12 единиц Т1, за прежнее количество Т2, он поставит отношения обмена на ту грань за которой использование обмена для первого производителя утратит смысл. Здесь отчуждая 12 единиц Т1, на производство которых расходует 24 часа в обмен он получает 6 единиц Т2, самостоятельное изготовление которых требует тех же 24 часов. Экономия времени, при таком меновом отношении, равна нолю. По сути, те границы, одна из которых была представлена только что в упрощенном виде, являются границами области решения системы неравенств (t1.2. > t1.1. , t2.1. > t2.2.). Здесь t1.1. – время расходуемое первым производителем на изготовление Х единиц продукта Т1; t1.2. – время в течении которого первый производитель изготавливает У единиц продукта Т2; t2.1. – время производства вторым производителем Х единиц продукта Т2; t2.2. – затраты времени второго производителя на производство У единиц продукта Т2. Замете Валерий, представленный Вам взгляд на причину существования обмена поясняет как работая на другого можно работать на себя только более эффективно, и что некто работая на Вас, на самом деле работает на себя. Этот парадокс называется разделением труда. Проблема теории стоимости Маркса отчасти заключена в том, что он отрывает рассмотрение обмена от разделения труда, хотя обмен без разделения труда не существует. В том же подходе что положен мною в основание теории стоимости, хотя он и представлен Вам в жутко урезанном и упрощенном виде, связь между обменом и разделением труда присутствует в виде соотношения трудозатрат лиц участвующих в сделке на производство отчуждаемых и получаемых в обмен благ.
Валерий следующий вопрос. Поставлю я его Вам сделав вставку из главы «Различные взгляды на причину возникновения и существования обмена « моего нью-васюкинского произведения. ««Первая предпосылка, необходимая для того чтобы предмет потребления стал потенциальной меновой стоимостью (отмечает он), сводится к тому, что данный предмет потребления существует как непотребительная стоимость, имеется в количестве, превышающем непосредственные потребности своего владельца. Вещи сами по себе внешни для человека и потому отчуждаемы. Для того чтобы это отчуждение стало взаимным, люди должны лишь молчаливо относится друг к другу как частные собственники этих отчуждаемых вещей, а потому и как не зависимые друг от друга личности. Однако такое отношение взаимной отчужденности не существует между членами естественно выросшей общины, будет ли то патриархальная семья, древнеиндийская община, государство инков и т.д. Обмен товаров начинается там, где кончается община, в пунктах ее соприкосновения с чужими общинами или членами чужих общин. Но раз вещи превратились в товары во внешних отношениях, то путем обратного действия они становятся товарами и внутри общины. Их количественное меновое отношение первоначально совершенно случайно. Они вступают в обмен лишь благодаря тому, что владельцы желают взаимно сбыть их друг другу. Между тем потребность в чужих предметах потребления мало-помалу укрепляется. Постоянное повторение обмена делает его регулярным общественным процессом. Поэтому с течением времени по крайней мере часть продуктов труда начинает производится преднамеренно для нужд обмена». Капитал. Том первый. Отдел первый. – Товар и деньги. Глава 2. – Процесс обмена (стр. 98). Итак, согласно вышеприведенной точке зрения, предпосылка, а вместе с тем и причина зарождения обмена кроется в возникновении такой ситуации, когда некий предмет потребления оказывается в количестве превышающем потребности своего владельца. Он не может быть получен им посредством обмена, раз мы говорим о моменте зарождения последнего, а должен быть произведен. Здесь следует напомнить, что обмен возникает у народов на ранней стадии развития, когда они пребывают в диком состоянии, постоянно испытывая острый недостаток в продуктах. Говоря о таком состоянии А.Смит в ведении к «Исследование о природе и причинах богатства народов» отмечает «У диких народов, охотников и рыболовов каждый человек, способный к труду, более или менее занят полезным трудом и старается по мере сил добывать все необходимое для жизни для самого себя или для тех лиц из своего семейства и племени, которые по своей старости, молодости или слабости не могут заниматься охотой и рыбной ловлей. Такие народы, однако, бывают так ужасно бедны, что нужда подчас вынуждает их, — или, по крайней мере, они думают, что она вынуждает их, — прямо убивать своих детей, стариков и страдающих хроническими болезнями или же покидать их на голодную смерть и на съедение диким зверям». То есть произвести переизбыток некого продукта на этом этапе развития для них довольно сложно. Но подобное положение вещей отнюдь не означает что представители этих народов, в определенные моменты времени, не могли оказаться в указанной ситуации, когда некое благо, ввиду объективных обстоятельств, «вываливалось» за пределы того что они реально могли потребить в текущий момент (немного погодя о том как это происходит нам предстоит вести речь более подробно). Безусловно, при этом избыточная часть блага может быть использована для обмена, поскольку иначе она попросту будет утрачена, и обмен своим появлением в этом случае обязан именно объективно сложившейся ситуации. Однако это никоим образом не объясняет почему в последующем, при довольно скудном обеспечении продуктами, некие блага начинают производится преднамеренно для нужд обмена. Ведь для этого необходимо, согласно излагаемой точке зрения, произвести часть бесполезного продукта, искусственно создавая ту ситуацию, что прежде возникла под воздействием объективных обстоятельств, и это в условиях, когда других продуктов катастрофически не хватает. Более того, изготовив излишнее для личного потребления благо люди отнюдь не застрахованы от того что не потратили время зря. В самом деле, обладая неким бесполезным благом Вы не станете обменивать его на другое бесполезное, а будете пытаться получить необходимое. Но сможете сделать это только в том случае если оно будет, в данный момент времени, у кого то в переизбытке, причем сам он, в тоже время, должен нуждаться в продукте которым обладаете Вы. То есть для того чтобы обмен состоялся требуется целый набор совпадений, вероятность которых в условиях описанных А. Смитом не высока. Производство бесполезного продукта при таком «раскладе» видится не логичным. Но все же на практике, даже в те тяжелые времена, определенные блага все же начинают производиться преднамеренно для нужд обмена, и та ситуация, что прежде сложилась помимо воли человека, теперь воссоздается им намеренно. Почему? Причина может крыться лишь в том, что в самой этой ситуации, или иными словами в том, что сопряжено с обменом и через него проявляется, содержится выгода, к которой и стремиться человек. Не будь ее, зачем производить бесполезную часть продукта, когда можно в это же время заниматься добычей необходимого блага. Проявляется эта выгода изначально в случайно сложившейся ситуации, а уже затем стремление к ней превращает обмен в регулярный общественный процесс. При этом предпосылка, о которой говорит К.Маркс, на деле представляет лишь атрибут, неотделимый от процесса извлечения данной выгоды».
Так вот Валерий, объясните мне, исходя из эквивалентного обмена, для чего люди производят в таких условиях бесполезные для личного потребления вещи? Зачем тратить время на ее производство, да плюс еще подвергаться риску обмена, если в замен Вы получаете вещь что изготавливаете за тоже время? Это ж надо быть с какого бодуна? Что касается моего подхода, то он справляется с этим с легкостью. Та выгода, о которой я пишу, согласно ему, состоит в экономии времени на получение необходимых благ, именно стремление к ней и толкает людей на производство бесполезных вещей.
В качестве шутки. Полагаю, обмен зародился у нас в Крыму, вина тьма, перепили ребята, и давай ваять, что не попадя.
И последнее на сегодня. Если теория, которая как Вы утверждаете, вездесуща и правильна, она должна объяснять все что может иметь место на практике. Так почему же она не дает ответов на те вопросы, на которые дает мой подход. Валерий Вы очень пренебрежительно относитесь не только к людям, но и к явлениям. Простой товарообмен не такая простая вещь как кажется. Это ключ к пониманию почти всех экономических явлений, этот обмен лежит в основе, он прародитель. Не разобравшись в нем нет смысла двигаться дальше, к сожалению это те грабли на которые наступил Маркс, хоть и был гением. Правда, его гениальность связанна не с выдвинутой им теорией стоимости.
Расскажу ка я Вам анекдот. Возможно Вы его знаете. Шли по пустыне два чудака, нашли два мешка, один с золотом другой с салом. Естественно один достался одному другой другому. Вечером на привале тот, кому перепало сало, достал шмат и начал есть. Другой взвыл, дай кусочек. Что значит дай, купи. А сколько будет стоить кусочек? Мешок золота. Побойся Бога, отвечает ему хозяин золота. Ну не хочешь как хочешь, прошвырнись по базару найди дешевле.
К чему я его рассказал? Дело в том, что здесь речь идет об явно не эквивалентном обмене, который, тем не менее, может состояться. Замете здесь нет конкурентов, влияния капиталов, только два человека и их интересы, так сказать явление в чистом виде. Поясните с позиций Марксизма, почему этот обмен может состояться. Я, опираясь на свой подход, объясню в легкую.
|