Насчет аргументов. Вы путаете производство излишка товаров (переход к товарному производству) с расширенным производством (производство добавочных средств производства). Торговый капитал может образовываться не только в условиях расширяющегося производства, но и при переходе к товарному производству, иначе он не был бы предшественником промышленного капитала.
Что писал Маркс о купеческом капитале:«Так как торговый капитал не выходит из сферы обращения и его функция состоит исключительно в том, чтобы опосредствовать обмен товаров, то, — если оставить в стороне неразвитые формы, вытекающие из непосредственной меновой торговли, — для его существования не требуется никаких других условий, кроме тех, которые необходимы для простого товарного и денежного обращения. Или, лучше сказать, последнее является условием его существования. Каков бы ни был способ производства, на основе которого производятся продукты входящие в обращение как товары, — будет ли это первобытнообщинное хозяйство, или производство, основанное на рабском труде, или мелкокрестьянское и мелкобуржуазное, или капиталистическое производство, — это нисколько не изменяет их характера как товаров, и в качестве товаров они одинаково должны пройти процесс обмена и сопровождающие его изменения формы. Крайние члены, между которыми служит посредником купеческий капитал, даны для него, как они даны для денег и для движения денег. Единственно необходимое заключается в том, чтобы эти крайние члены имелись в наличии как товары, — безразлично, является ли производство во всём своём объёме товарным производством
или же производители, сами ведущие хозяйство, выносят на рынок только излишек, остающийся за покрытием их непосредственных потребностей, удовлетворяемых их производством. Купеческий капитал лишь опосредствует
«358»
движение этих крайних членов, товаров, которые являются для него заранее данными предпосылками.
Размер, в котором продукция поступает в торговлю, проходит через руки купцов, зависит от способа производства и достигает своего максимума при полном развитии капиталистического производства, когда продукт производится уже только как товар, а не как предмет непосредственного потребления. С другой стороны, на основе любого способа производства торговля способствует созданию избыточного продукта, предназначенного войти в обмен, для того чтобы увеличить потребление или сокровища производителей (под которыми здесь следует понимать собственников продуктов); следовательно, она всё более придаёт производству характер производства ради меновой стоимости.
Метаморфоз товаров, их движение состоит: 1) вещественно — в обмене различных товаров друг на друга, 2) в отношении формы — в превращении товара в деньги, в продаже, и в превращении денег в товар, в купле. И к этим функциям, к обмену товаров посредством купли и продажи, сводится функция купеческого капитала. Следовательно, он опосредствует только товарный обмен, который, однако, нельзя понимать с самого начала просто как товарный обмен между непосредственными производителями. При рабовладельческих отношениях, при крепостных отношениях, при отношениях дани (поскольку имеется в виду примитивный общественный строй) присваивает, а следовательно и продаёт продукты, рабовладелец, феодал, взимающее дань государство. Купец покупает и продаёт для многих. В его руках сосредоточиваются купли и продажи, вследствие чего купля и продажа утрачивают связь с непосредственными потребностями покупателя (как купца).
Но какова бы ни была общественная организация в тех сферах производства, для которых купец служит посредником при обмене товаров, его имущество всегда существует как денежное имущество, и его деньги постоянно функционируют как капитал. Форма этого капитала постоянно одна и та же: Д — Т — Д'; деньги, самостоятельная форма меновой стоимости, есть исходный пункт, и увеличение меновой стоимости, — самостоятельная цель. Самый товарный обмен и опосредствующие его операции — отделённые от производства и совершаемые непроизводителями — суть лишь средство увеличения не просто богатства, но богатства в его всеобщей общественной форме, богатства как меновой стоимости. Побудительный мотив и определяющая цель состоит в том, чтобы превратить Д в Д + ΔД; акты Д — Т и Т — Д' опосредствующие акт Д — Д', являются
«359»
лишь переходными моментами этого превращения Д в Д + ΔД. Это Д — Т — Д' как характерное движение купеческого капитала отличает его от Т — Д — Т, от торговли товарами между самими производителями, конечной целью которой является обмен потребительных стоимостей.
Поэтому, чем менее развито производство, тем более денежное имущество концентрируется в руках купцов, или тем более оно является специфической формой купеческого имущества.
При капиталистическом способе производства, — т. е. когда капитал овладевает самим производством и придаёт ему совершенно изменённую и специфическую форму, — купеческий капитал выступает лишь как капитал с особой функцией. При всех прежних способах производства, — и тем в большей мере, чем более производство есть непосредственно производство жизненных средств для самого производителя, — купеческий капитал оказывается функцией капитала par excellence[165].
Итак, не представляет ни малейших затруднений понимание того, почему купеческий капитал появляется в качестве исторической формы капитала задолго до того, как капитал подчинил себе само производство. Его существование и развитие до известной степени само является историческим условием для развития капиталистического способа производства 1) как предварительное условие концентрации денежного имущества и 2) потому что капиталистический способ производства предполагает производство для торговли, сбыт в крупных размерах и не отдельным покупателям, а следовательно уже предполагает купца, который покупает не для удовлетворения своих личных потребностей, но в своём акте купли концентрирует акты купли многих лиц. С другой стороны, всё развитие купеческого капитала влияет на производство таким образом, что всё более придаёт ему характер производства ради меновой стоимости, всё более превращает продукты в товары. Однако, как мы скоро увидим из дальнейшего изложения, его развитие, взятое само по себе, недостаточно для того, чтобы вызвать и объяснить переход одного способа производства в другой.
При капиталистическом производстве купеческий капитал от своего прежнего самостоятельного существования низводится до такой роли, когда он является лишь особым моментом применения капитала вообще, а выравнивание прибыли сводит его норму прибыли к общему среднему уровню. Он функционирует уже только как агент производительного капитала.
«360»
Общественные отношения, складывающиеся с развитием купеческого капитала, теперь уже не являются определяющими; напротив, там, где преобладает купеческий капитал, господствуют устаревшие отношения. Это наблюдается даже в пределах одной и той же страны, где, например, чисто торговые города больше напоминают о прошлых отношениях, чем фабричные города[166].
Самостоятельное и преобладающее развитие капитала как купеческого капитала равносильно неподчинению производства капиталу, т. е. равносильно развитию капитала на основе чуждой ему и независимой от него общественной формы производства. Следовательно, самостоятельное развитие купеческого капитала стоит в обратном отношении к общему экономическому развитию общества».
Т.23.http://www.marxists.org/russkij/marx/18 ... ol3/21.htm
История возникновения купечества Торговые посредники появляются в период разложения первобытнообщинных отношений, однако необходимым элементом социальной структуры купечество становится лишь в классовом обществе, развиваясь с ростом общественного разделения труда и обмена и в процессе развития распадаясь на различные имущественные группировки: на одном полюсе выделяется богатое купечество, представляющее торговый капитал, на другом - мелкие торговцы.
В Древней Руси употреблялось два термина - "купец" (горожанин, занимающийся торговлей) и "гость" (купец, торгующий с другими городами и странами). С 13 века появляется термин "торговец". Первое упоминание о купечестве в Киевской Руси относится к 10 веку. В 12 веке в наиболее крупных экономических центрах возникли первые купеческие корпорации. Процесс роста купечества был прерван монголо-татарским нашествием и возобновился в Северо-Восточной Руси на рубеже 13-14 веков. Развитие городов и численный рост купечества привели к выделению наиболее богатых и влиятельных групп купцов-гостей в Москве, Новгороде, Пскове, Твери, Нижнем Новгороде, Вологде и др. В это время, как и раньше, накопление купеческих капиталов происходило главным образом в сфере внешней торговли. Объединение русских земель вокруг Москвы сопровождалось ликвидацией податной и иной автономии местных купеческих корпораций, а позднее и их разрушением.
http://1doklad.ru/index.php?option=com_ ... mitstart=1
Особенности торгового капитала Еще в эпоху классического капитализма возникли два вида предпринимательства: бизнес в сфере производства и бизнес в сфере торговли. Так сложилось разделение хозяйственной деятельности между, с одной стороны, массовым производством товаров и, с другой - продажей оптовых партий изделий в розницу населению.
Это разделение труда оказалось выгодным производителям. Фирмы-изготовители не содержат сеть розничных магазинов по реализации своей продукции, а быстро сбывают все изделия торговцам-оптовикам и сразу же получают деньги, позволяющие расширять производство. В свою очередь, торговый бизнес сосредоточивается на продаже товаров, создавая сеть универсальных и специализированных магазинов. Это, естественно, позволяет лучше изучать потребительский спрос, качественнее и быстрее удовлетворять потребности людей.
Рассмотрим подробнее, как действует торговые посредники. Узловыми пунктами их хозяйственного движения являются оптовая и розничная торговля.
Оптовые закупки могут осуществляться в двух вариантах:
а) в форме прямых поставок товаров в торговое предприятие из фирмы-изготовителя, которые предусмотрены договором этих хозяйственных субъектов; б) в виде заключения сделок о поставке продукции на товарной бирже.
Товарная биржа - оптовый рынок, где продаются массовые заменяемые сырьевые и продовольственные товары. Эти блага называются "заменяемыми", поскольку речь идет не о каких-то совершенно определенных, точно и конкретно установленных, а о любых товарах данного вида.
Товарная биржа - такое учреждение, где реализуются не сами товары, а лишь заключатся контракты (соглашения со взаимными обязательствами для договаривающихся сторон) на их поставку; При этом продукты продаются: а) по стандартам, в которых дай перечень необходимых признаков (качество, сортность и т.п.) б) по образцам (зерно, сахар, шерсть, хлопок, кофе, каучук, металлы).
Биржевые сделки заключаются на куплю-продажу продуктов двух видов: а) реального товара (имеющегося в продаже); после заключения контракта продукт поставляется покупателю в обусловленный срок; б) товара, который еще будет произведен (например, пшеница будущего урожая); это так называемые фьючерсные торговые операции.
Товарные биржи позволяют выявить реальные (оптовые) ночные цены с учетом складывающегося спроса и предложения. Поэтому фирмы, закупающие товары оптом (не только торговые предприятия, но и промышленные фирмы-изготовители), где следят за биржевыми ценами, которые складываются на национальных и мировых оптовых рынках. Известны, например, товарные биржи в Нью-Йорке (специализированные биржи хлопка, кофе, сахара, какао и др.), в Чикаго (зерновая биржа).
Торговый капитал доводит продукцию производителей до потребителей через розничную торговлю, где товары продаются населению в небольших количествах. На начальном этапе развития торгового капитала в розничной торговле преобладали сравнительно мелкие торговцы и торговые кооперативы (которые закупали товары у производителей и продавали их членам кооператива или же сбывали на рынке продукцию крестьян и ремесленников). В интересах потребителей получили распространение разные формы торговых операций и предприятий: специализированные и универсальные магазины, посылочная торговля-продажа товаров в кредит. Наряду с предприятиями, обслуживающими массовых покупателей, на Западе имеются магазины, где продаются сверхмодные и престижные товары для богатых людей. Например, в штате Техас прославился магазин Маркуса, где можно купить носовой платок за 500 долл., здесь же можно заказать подарок, скажем, слона, и его доставят в нужный срок...
В последние десятилетия в западных странах в сфере торговли наблюдаются новые процессы, связанные с укрупнением торгового капитала, централизацией торговых предприятий, интеграцией торгового и промышленного предпринимательства.
Во-первых, широко развивается франчайзинг - объединение крупных фирм с множеством мелких торговых предпринимателей. Соглашение между ними предусматривает, что мелкий торговый бизнес сбывает продукцию крупной фирмы на определенной территории. Так повсеместно возникают, например, бензоколонки, рестораны и закусочные быстрого обслуживания (Макдональд и т.п.). Так, в 1985 г. в США 1800 крупных фирм сбывали свои изделия через посредничество полумиллиона мелких торговых предприятий.
Во-вторых, между торговым и промышленным капиталами устанавливаются тесные связи в форме контрактных соглашений, которые охватывают огромное число участников и формируют целые системы. Контрактные системы объединяют не только крупный, но и средний и мелкий торговые капиталы. Для последних вхождение в такую систему служит единственным способом выживания в условиях острой конкуренции. Промышленные фирмы через контрактные системы выходят на местные и удаленные рынки. Мелкие торговые предприятия служат для крупных производителей своеобразными "датчиками" информации, чутко реагирующими на изменения рыночной конъюнктуры.
В-третьих, крупные торговые монополии, сосредоточившие в своих руках огромную массу товарооборота, диктуют "правила поведения" не только субъектам рынка, но и промышленным предприятиям. Например, торговые монополии Японии возглавляют монополистические кланы (группы родственников), куда входят промышленные и банковские монополии, а также мелкие и средние предприятия промышленности и сферы услуг.
В-четвертых, в сфере реализации товаров образуются крупнейшие торговые монополии, которые обслуживают сбыт продукции многих промышленных фирм. Скажем, американская торговая компания "Сирд, Робак" продает изделия нескольких тысяч поставщиков по самому широкому ассортименту промышленных потребительских товаров. Такое обслуживание производственных фирм позволяет сделать функции торгового капитала универсальными, создать товарное разнообразие на рынке и улучшить удовлетворение потребительского спроса.
В итоге возросшая концентрация и централизация торгового капитала усиливает реальное обобществление сферы торговли. Экономическим последствием этого процесса является ускорение оборота промышленного капитала и возрастание промышленной прибыли. Одновременно повышается выгодность торгового бизнеса.
http://vuzlib.net/beta3/html/1/2639/2763/Как сказал Ленин, надо трижды учиться и поменьше материться (моя интерпретация).