С О Ц И Н Т Е Г Р У М

цивилизационный форум
     На главную страницу сайта Социнтегрум      Люди и идеи      Организации      Ресурсы Сети      Публикации      Каталог      Публикатор_картинок
                       
 
Текущее время: Сб апр 20, 2024 12:52 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Гл. 7. Гегель и "диалектическая логика"
СообщениеДобавлено: Пн сен 12, 2011 8:08 am 
Не в сети
Новый участник

Зарегистрирован: Вт сен 06, 2011 10:42 am
Сообщения: 16
Откуда: Казахстан
Была ли у Гегеля развёрнутая система диалектической логики?

(Компеляция из различных источников.)

В отношении самого Гегеля, следует сказать, что он создал первую в истории мысли развернутую систему спекулятивной логики.
Ибо Гегель ни о какой диалектической логике не помышлял и этот термин не использовал в своих трудах.
К сожалению, дезинформация по поводу создания Гегелем системы диалектической логики гуляет не только по студенческим рефератам, но подчас является общим местом в статьях их преподавателей.

Например, А.И. Бродский (1999) утверждает: "Как известно, термин «диалектическая логика» был введен в философию Г.В.Ф. Гегелем" ( Бродский А.И. Тайна диалектической логики. Гегелевская диалектика в советской России.) (http://forumkiev.com/redirector.php?url ... 30976.html)).

Ранее, с претензией на регистрацию факта, эту же идею транслирует Н.И. Кондаков (1975) в своем логическом словаре: "Поставив перед собой задачу «оживотворить» духом «мертвые кости логики» [12, стр. 32], Гегель противопоставил формальной логике свою диалектическую логику" (Кондаков Н.И. Диалектическая логика/Логический словарь-справочник / (http://forumkiev.com/redirector.php?url ... 87505.html) изд. 2-е испр. и доп., Москва. 1975 - С.145-147)

Я. Берман (1908): "Из предисловия Гегеля к его "Логике" видно, что логика для Гегеля есть нечто большее, чем специальная наука о приемах научного мышления; она есть квинтэссенция науки, она тождественна с метафизикой; да и самое представление о строгом разграничении области науки и философии, что было совершенно чуждо мировоззрению Гегеля. Поэтому для него вопрос был поставлен таким образом: или формальная или диалектическая логика" ... "Итак, диалектическая логика должна быть поставлена на м е с т о формальной" (Я. Берманъ. Дiалектика въ свете современной теорiи познанiя. - М., "Московское книгоиздательство", 1908 - С. 72).

Житловский Х.И. (1898): Материализм и диалектическая логика. В последнее время в нашем обществе пробудился интерес к отвлеченным философским вопросам. Особенно посчастливилось при этом Гегелю и тем его ученикам (Марксу и Энгельсу), которые старались сочетать его его диалектику, охватывающую области логики, теории развития и методологии, с основами материалистической философии (Житловский Х.И. МАТЕРИАЛИЗМ И ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА. - Русское богатство, июнь [— июль] 1898).

Так создавалось ложное представление о Гегеле как основателе современной диалектической логики.

Но зачинателями этой "мифологизации" спекулятивной логики Гегеля (куда не кинь и как не изворачивайся), явили себя Маркс, Энгельс и Ленин. (Господи меня прости!)

Разумеется не всё так беспочвенно, т.к. кое-какая предпосылка есть и у самого Гегеля.
В той же "Науке логики", Гегель так отзывается о формальной логике:
"Указанный же приобретенный материал (т.е. "материал" из формальной логики) — уже известные формы мысли — должен рассматриваться как в высшей степени важный подсобный материал (Vorlage) и даже как необходимое условие, как заслуживающая нашу признательность предпосылка, хотя этот материал лишь кое-где дает нам слабую нить или мертвые кости скелета, к тому же еще перемешанные между собой в беспорядке" (Гегель Г.В.Ф. Наука логики, том 1. - М. 1970. - С.82).

(Т.е. эти "слабая нить или мертвые кости скелета" для новой спекулятивной логики как "приобретенный материал", - Гегелем, якобы, уже найдены в формальной логике. Только "где" и "что" им найдено он не показал.)

Причем, содержание материала мало касалось "спекулятивной стороны", подчеркивает Гегель. И эти «мертвые кости скелета» и «слабую нить», которые пусть и в таком состоянии, но есть в «материалах» старой формальной логике, следует оживить, создав новую спекулятивную логику (теоретическую категориальную).

Вот этому то созданию «теоретической категориальной логики познания» в её диалектической ипостаси (в форме спекулятивной логики Гегеля) и были заняты все и вся в философии Советского Союза, поддерживаемые авторитетами Маркса, Энгельса и Ленина. Не понимая того, что это, пусть и близкая, и даже пересекающаяся ветвь, но всё же другая самостоятельная задача по отношению к созданию диалектической логики в собственном смысле этого слова.

Ведь в самом общем смысле логика есть наука о рассуждении.

(Вообще-то и здесь не так. Скорее:
- Логика есть методология и метод ИССЛЕДОВАНИЯ, уже формально выраженных в среде языка, рассуждений (суждений), чему служат доказательством все достижения формальной логики от Аристотеля до компьютера.
А в общем, только средствами логики представления одного становятся доступными другому.)
-------------------------------
Не мудрено, что попытка диамата преобразовать спекулятивную логику Гегеля в концепт диалектической логики встретил дружный отпор со стороны логиков и философов:
Свинцов В.И.: "То, что в течение длительного времени именовалось диалектической логикой, всегда отличалось крайне неопределенными представлениями о собственном содержании и предмете" (Свинцов В.И. Существует ли диалектическая логика? / Общественные науки и современность. 1995. № 4. С. 95-104)

Зинченко В.П.: "Лукавство так называемой диалектической логики, развивавшейся в контексте теории познания, состояло в том, что она третировала формальную логику, а вместе с ней и рассудочное мышление в целом" ( Зинченко В.П. ВОЗМОЖНЫ ЛИ ЦЕЛОСТНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЫШЛЕНИИ? // Психологическая наука и образование, 2001, № 2)

Смирнов В.А.: "Все попытки создать принципиально новую логику оказались иллюзорными. Такая попытка была предпринята Геге-лем. Сторонники К. Маркса (хотя сам Маркс не использовал термин «диалектическая логика») постулировали существование особой диалектической логики, в противовес логике формальной "(Смирнов В.А. К. Поппер прав: Диалектическая логика невозможна/ "Вопросы философии", 1995, №1, С.148-151)

Джахая Л.Г.: "В дальнейшем изложении я, постараюсь, «следуя бакрадзевской линии, доказать, что под названием «диалектическая логика» никакая научная дисциплина, тем более логика, не кроется" (Джахая Л.Г. К вопросу о диалектической логике /"Философские науки" 1990 N12 стр.86-93)

Бакрадзе К.С.: "Не существует двух наук о формах и законах правильного мышления; существует одна наука - и эта наука логика или формальная логика... Диалектическая логика это не учение о формах и законах правильного последовательного мышления, а общая методология познания" (Бакрадзе К.С. "Логика", Тб. 1951, с.79-80).

Уемов А.И.: "Всякая логика формальна; если она претендует на то, чтобы не быть формальной, то она и не логика" (Уемов А.И. Основы практической логики с задачами и упражнениями. - Одесса, 1997. - С.7).
А теперь допустим, что диалектическая логика возможна не только в качестве философской метафоры, но и в действительном статусе именно логической дисциплины.
Вопрос:
Станет ли такое намерение тем обстоятельством, из которого следует, что существует реальная возможность формализовать диалектику?

И как заключение.
------------------
А из этого следует, что диалектикой Гегеля надо пользоваться с точными границами её действенности, и не следует её расширять и на мир материи. И именно диамат (диалектический материализм) и его служители организовали информационные завалы в коммуникационных каналах нашего общения, и в которых, в конце-концов, и сами заблудились. И именно их бессмысленное блуждание позволило евреям вытеснить их из СМИ и превратить СМИ в каналы "индустрии развлечений", рекламы, в источники провокаций, лжи, лицемерия, насилия, клеветы, и прочих "замечательных и прекрасных преступных деяний", а в общем, - в Средства Массового Оболванивания (СМО).
-------------------------
Кроме того. Надо точно уяснить для самого себя, что:

- для словесного выражения наших представлений из размышлений об отношениях как из материального мира, так и из мира идеального (т.е., для "восхождения" от частного к общему) мы пользуемся алетической модальной логикой Аристотеля и её расширениями, с её законами: "тождества", "противоречия" и "исключение третьего";

- а для словесного расширения ("восхождения" от абстрактного (общего) к конкретному (к частному)) наших представлений межчеловеческих отношений мы пользуемся спекулятивной логикой Гегеля.
и только для этого расширения нам необходимы спекулятивная логика Гегеля и её законы: "единства и борьбы противолежащих Идиом", "перехода количества в качество" и "отрицание отрицания";

- а диалектика - есть СПОСОБ нашего мышления, т.е. ДИАЛЕКТИКА всеобъемлющая и является связью между первой сигнальной системой (т.е. образами-представлениями) и второй сигнальной системой нашего мозга, (т.е., символьными дубликатами этих представлений), а, следовательно,

- ДИАЛЕКТИКА - есть "инструмент" преобразующий представления в их символьный дубликат, либо наоборот.
------------
А то, что мы в настоящем называют "диалектикой" есть та же спекулятивная логика Гегеля.
И без неё не обойтись при формализации становления и развития межчеловеческих отношений, т.е. семейных, коллективных, социальных, а в общем, для любых Общественных и социальных отношений, и для любого их состава.
-------------------
Из этого следует, что слово "диалектика" и которое мы используем в нашем общении необходимо заменить на "спекулятивная логика" .

- Материализму оставим всё то, что базируется на инструментальных данных от результатов натурального эксперимента, а, в общем, - тому, что ЕСТЬ в действительном мире;

- а Идеализму вернём всё то, чего НЕТ в мире материи, но "ДОЛЖНО БЫТЬ" и достоверно необходимое для нашего Самосохранения.

И всё встанет на свои места.
------------------------
МАТЕРИЯ –> СОЗНАНИЕ –> ДУХ –> ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 35


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron






Powered by phpBB2
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB