Социализм - как способ выживания человечества в условиях надвигающегося экосистемного кризиса.ЭГОИЗМ - тот фундамент, на котором строилось до сих пор развитие человеческих цивилизаций. По принципу - "для-себя-любимого бытие". Любой ценой, лишь бы побольше урвать кусок для себя. Это и есть сущность капитализма - в его фундаменте заложен эгоизм.
Законы борьбы за собственное выживание - это законы животного царства прежде всего. Человек же как носитель духовного начала ("искры Божьей") не просто может, но - это его историческая задача - обязан выйти за пределы законов животного существования - освободить себя - лучшую свою часть от подчинения законам Дарвина. Подняться до осознания законов высшего плана - законов развития, солидарности, взаимопомощи и соучастия-служения цели развития не только Человечества, но и Природы, Планеты в целом, каждого живого существа. Человек может стать разумным и организующим началом нового способа развития. Но чтобы достичь этого уровня, ему придется отказаться от фанатичного служения законам "борьбы всех против всех", от эгоизма - разорвать цепь "законов Дарвина" и переориентировать всю свою жизнь - экономическую и политическую на исполнение законов Ламарка, которые регулируют развитие сложных адаптивных систем (САС).
Человек, фирма, предприятие, страна, регион... - каждый агент САС - должен будет включиться в новую систему взаимоотношений, где выгода и процветание всех - всей Планеты - станут главным критерием для оценки деятельности всех ее агентов.
Человечеству придется объединяться и совместно искать пути решения проблем, потому что проблемы будут глобальными, которые затронут всех и решать которые можно будет лишь совместными консолидированными усилиями. Эгоизмы отдельных стран, корпораций и народов должны быть ограничены - лишь при этом условии станет возможным преодоление глобальных угроз: экологического кризиса, растущего неравенства и бедности, терроризма...
Мы приближаемся к моменту, когда человечеству ставится ТЕСТ НА ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ - сможет ли современная цивилизация доказать на деле, что она является носителем разумного и духовного начала? Если нет, если возобладают эгоистические устремления и гордость, желание брать, а не давать - если "агенты" системы не окажутся способны подчинить свой эгоизм высшим законам процветания всей Системы - то человечеству будет вынесен вердикт - "не пригоден". Можно сказать, что сейчас ставится вопрос о "пригодности человечества" выполнять функции управляющего и организующего начала внутри системы ЗЕМЛЯ. Человечество может стать мозгом этой системы, разумно для всеобщего блага распределяя условия для реализации потенциала биосферы Земли. Может. Но это - трудный процесс, потому что он сопряжен с кардинальным перераспределением "условий" на планете. Преодоление внутренних нарастающих напряжений и дисбалансов невозможно без жесткого ограничения эгоизмов множества агентов. Такие странные явления как яхты "Пелорес" на фоне бездомных ребятишек, живущих в ходах вентиляционной системы - совершенно несовместимы с законами Ламарка. Так же как голод в Африке на фоне шумных пикников в Куршавеле. Ключ к разрешению лежит в осознании реального БРАТСТВА всех людей. Вот этого не понимают. А это действительно так. Если бы каждый видел в остальных своего Брата - никакого бы экологического кризиса, никакого бы голода на Земле не было бы. Нет ясности понимания родства всех живущих на этой Земле - понимания того, что твердо знал мудрый герой Киплинга - "Маугли":
МЫ С ТОБОЙ ОДНОЙ КРОВИ - ТЫ И Я.Сейчас - особенно в нынешней павшей нравственно, и духовно деградировавшей Россиянии - эта простая мысль кажется иллюзией или громкой напыщенной фразой. И не только у нас. Нравственные законы вообще воспринимаются не как ЗАКОНЫ, а как идеологические хитрости. В этом состоит основная причина падения человечества - в отсутствии веры, что нравственный закон - это именно ЗАКОН, который действует реально и объективно, вне зависимости от того, верим мы в него или нет. Все знают, что нельзя не не учитывать законы физического мира, если мы хотим достичь контроля над физическими процессами - научиться летать в космос, например. Но мало кто верит, что для контроля над СИСТЕМНЫМИ процессами необходимо соблюдение законов нравственности - потому что развитие Системы как целого подчинено законам Ламарка, действие которых, перенесенное на уровень агентов системы, эквивалентно жестким ограничениям эгоизма в пользу развития всей Системы как единого Целого. Ограничение эгоизмов и служение интересам всей Системы - суть нравственных законов во всех религиях Мира. Народ, который первым осознает силу нравственного закона, станет будущим лидером развития цивилизации. Эпоха эгоистов подходит к концу.
На эту тему есть интересное интервью с членом Европарламента, автором книги-памфлета «Война империй. Восток–Запад» Джульетто Кьеза:
http://www.sovross.ru/modules.php?name= ... e&sid=3280Цитата:
Дж. Кьеза.
Хотел бы высказаться о проблемах глобализации. Полагаю, мы находимся в терминальном пункте исхода громадного исторического периода. Мы, левые силы, не можем просто начать все сызнова, не оценив всей масштабности нашего поражения. Это не только политическое, но и философское, мировоззренческое поражение. Оказалось, мы все жили, и я в том числе, переживший со всеми единомышленниками эту трагедию, во власти иллюзий... Когда я говорю все – и капиталисты, и коммунисты, – подразумеваю, что мы исповедовали иллюзорную идею, предполагавшую развитие цивилизации как бесконечный процесс. Никто, между прочим, ни Маркс, ни Энгельс, ни Ленин не предвидели такого исхода, какой пришелся на XXI век.
Все так или иначе, но мыслили в парадигме линейного развития общества. От начала промышленной революции весь драматизм исторического развития сводился к классическому противостоянию труда и капитала. И вот наступившая глобализация породила иное, как бы геометрическое развитие. Это совершенно другая система координат.
Что происходит? Глобализация породила взрывной рост производительных сил в тех регионах мира, которые веками влачились в отсталой, доиндустриальной фазе развития. Поставщики сырья в третьем мире превратились теперь в крупных потребителей энергетических и продовольственных ресурсов. Прежнее разделение труда между западной метрополией и бывшими колониями отходит в прошлое.
Это геометрическое развитие делает проблематичным дальнейший рост мирового ВВП. Мир приблизился к той черте, которая в докладе Римского клуба 70-х годов умозрительно была обозначена как пределы роста. Человеческое сообщество уже не располагает в достатке ресурсами сырья, энергии для поступательного роста мирового ВВП. Мы даже не знаем, куда пристроить отходы индустриального производства. Противоречие в том, что среда обитания изменяется медленно, постепенно, на линейной основе. Природа уже не может держать на себе удар геометрического развития. Этого драматического поворота мировых судеб не предвидели ни коммунисты, ни капиталисты.
Коммунистическая система, возможно, и рухнула первой под давлением именно этого геометрического развития, имея, в силу своей юности, более слабый фундамент. Но и капитализм начинает сегодня ощущать, что прежний непомерный тип развития заказан и не для него.
Значит, у себя на Западе мы находимся на начальном этапе исчерпания возможностей геометрического развития. Западу нужно срочно изыскать какое-то решение. Прежнее долгое преуспевание «золотого миллиарда» может застопориться. Нашла коса на камень: сама природа как ресурс пользования ненасытных экономик «взбунтовалась», ограничив нашу жажду потреблять жесткими пределами. В следующие 10, 15, 20 лет это станет совершенно очевидно.
К сожалению, когда драма разразится, будет уже поздно. Такому контрапункту линейного и геометрического развития, конфликту среды обитания и техносферы, по моему убеждению, будут сопутствовать большие войны. Надо быть готовыми к этому. Возникает вопрос, как построить новые системы конкурентных отношений между странами и внутри обществ на базе предыдущих идеологий? Практически невозможно.
Для нас, левых сил, на повестке дня построение партии нового типа. Как бы мы ни были подвержены ностальгии по «старым, добрым» временам, воссоздание коммунистических или социалистических партий старого типа уже несбыточно. Совсем другие реальности и типы противоречий перед нами возникают.
Нам не отпущено исторического времени для продолжения борьбы социальных сил, которые жестко противостояли друг другу со времен «Манифеста Коммунистической партии». Речь уже идет о выживании рода людского. Нам, сохранившим приверженность социалистическим ценностям, а более широко – людской солидарности и социальной справедливости, надо искать новое самоопределение в ситуации, когда одна часть мира сойдется в схватке за выживание против другой. И неважно, окажется ли в выигрыше состарившийся американский империализм или восходящая Поднебесная.
В планетарной борьбе разных цивилизаций и миров не предвидится передышки, какие наступали между мировыми войнами. Когда глобальное столкновение произойдет, а мы все не в силах окажемся его упредить, это обернется трагедией для всего человечества. А после грядет совсем другая, сумеречная, историческая фаза. Потрясение окажется так велико, что население всего мира не будет уже насчитывать 6 миллиардов душ, а намного-намного меньше. И условия обитания для выживших будут совершенно иные, которые сейчас и представить себе нам не дано…
Мне часто говорят с укором: ваше видение не оставляет никакой надежды. Но, что попишешь, если у меня сложилось убеждение, что шанс избежать катастрофы очень и очень невелик. Тем не менее оптимистическая сторона моей натуры, взгляда на мир противится и обнадеживает: всегда, когда человечество оказывалось перед наихудшими испытаниями, оно находило способы защитить себя. И такое спасительное благословенное озарение еще возможно. Но потребуется новый, небывалый синтез идей, знаний, духовности и прагматики. Потребуется совершенно исключительный мировоззренческий прорыв. Надо собрать воедино интеллектуальные силы разных стран и культур, чтобы попытаться выработать новые парадигмы мышления и развития.
«Последний поезд в Чатанугу»
Дж. Кьеза. Мировоззренческий прорыв, разумеется, востребует и выдвижения нового поколения политиков. Но даже если завтра или послезавтра выдвинется просвещенное и продвинутое поколение политических деятелей, то и этого будет недостаточно. Потому что ответственный и волевой глава правительства или партии принужден будет обстоятельствами отстаивать, проводить в жизнь драматические решения. И в самые короткие сроки! Полагаю, лидеры, воспитанные в политической культуре прошлого, на это едва ли способны. Потому что когда им придется предъявить обществу революционные решения, заведомо непопулярные, «толпа» и масс-медиа ополчатся против них. И не сносить им головы. Не бросятся ли они на попятную? Вы можете представить себе президента Америки, у которого хватит духа выступить по телевидению и сказать в глаза всей нации: сограждане, до сих пор мы жили выше предела наших возможностей, мы расточали почем зря ресурсы, и этому надо положить конец. Придется затянуть пояса. И нет никакой возможности на будущее защитить в неприкосновенности наш высокий уровень жизни, который был нашей гордостью... Даже самый исполненный достоинств и высоких побуждений лидер нации сто раз подумает, прежде чем решится. Трудно представить такое наяву. Что же остается, на что уповать? Один-единственный выход: чтобы миллионы людей, отцов и матерей и молодое поколение осознали всю неотвратимость надвигающейся драмы, прониклись трагизмом ситуации…
В. Бадов. Это, образно говоря, последний «Поезд в Чатанугу» – название известного жизнерадостного джазового шлягера, и этот поезд, увы, уже скоро скроется за горизонтом, и – веселью конец?.. Известный американский аналитик Чалмерс Джонсон опубликовал в «Азия таймс» (Гонконг) статью, которая представляет собой тезисы его только что вышедшей книги «Немезида: последние дни Американской республики». И он утверждает: краткий период истории США в качестве единственной сверхдержавы закончен… В начале 2008 года США находятся в ненормальной ситуации, не имея возможности платить ни за свой завышенный уровень жизни, ни за свою дорогую, непомерно большую военную машину… Администрация Буша предоставляет «право оплатить или отказаться оплачивать эти издержки будущим поколениям». Ч.? Джонсон возлагает вину за финансовые и экологические бедствия Америки на администрацию Буша: «Эта дошедшая до крайности финансовая безответственность маскируется разными мошенническими финансовыми схемами (например, побуждает более бедные страны одалживать нам беспрецедентные суммы), но расчетный час быстро приближается».
Дж. Кьеза.
Не только янки с их провинциальной непрошибаемостью, но и все мы, подверженные национальному эгоизму, обязаны расстаться с прежним образом реальности и стереотипами узкого здравого смысла. И простые люди, и те, кто принимает ответственные решения наверху…
Как переменить самые основы массового сознания?
Первое – научить размышлять по-новому, сознавая пиковую ситуацию в мире, лучше сказать, на планете Земля.
Второе – внушить сознание опасности миллионам, миллиардам людей.
Это очень непросто. И нет у нас другого инструмента воздействия, кроме мощи мировых масс-медиа. Новые системы воспитания и просвещения масс должны покончить с прежней, торгашеской запроданностью масс-медиа, которые всегда насаждали безответственный гедонизм.
Последние пятьдесят лет мы жили в обществе потребления, и всех нас превратили в заядлых потребителей. Это уже давно не досточтимое гражданское общество, главной ценностью которого является сознание долга. Эта всеобщая идея, внушенная масс-медиа одержимость все больше потреблять и покупать, пользовать в повседневном обиходе все новые продукты современных технологий, охватила весь мир.
Теперь уже не только Запад, но и Китай, Индия, Бразилия, Россия – все включились в эту гонку. Стало быть, большинство людей превратились в пожирателей невосполнимых ресурсов и всеми овладела мечта поспевать за Америкой…
И вот однажды этот вал потребительского бума должен развернуться вспять! Люди должны быть к этому готовы загодя, пройти своего рода перевоспитание. Эту новую этику самоограничения органично внедрить в обыденное сознание – дело неслыханно трудное, сравнимое разве что с переменой вероисповедания, в котором личность воспиталась с детства.
Попробуйте объяснить миллиардам людей, почему им придется не ропща менять всю их жизнь и культуру потребления. На высоком этическом уровне самосознания общество должно выработать новую культуру потребления материальных благ, энергии, сырья, даже питьевой воды.
Под попечением политических и экономических сил, которые в наши дни управляют миром, к этому не подступиться. Нужно будет создать новые центры принятия решений, у которых достаточно властных полномочий, чтобы решать спорные проблемы в солидарных интересах всего человеческого сообщества. Мы должны делегировать этим структурам права наших душеприказчиков, уполномоченных без проволочек принимать решения.
В неотложном плане это касается острой проблемы парникового эффекта, которую невозможно решить в рамках Киотского протокола. По последним экспертным данным, нам отпущено всего десять лет, не больше. По истечении этого короткого срока будет уже поздно и глобальное потепление не повернуть вспять никакими затратами.
Кто способен принять эти судьбоносные решения в течение скоротечных десяти лет? Такой структуры в мировом сообществе нет. Напрасным было бы возлагать бремя ответственности на плечи Соединенных Штатов, которые расточают 40 процентов мировых ресурсов. Между Европой, Китаем, Россией тоже нет согласия. Эту разноголосицу мы видим и у себя в Европарламенте. Меня назначили членом чрезвычайной комиссии Европарламента по климату. В работе ее участвуют эксперты многих стран. Между тем действие Киотского протокола ограничено 2012 годом. Что после? Эксперты настаивают, что выброс парниковых газов надо резко и незамедлительно ограничить. Если все останется как есть, районы выращивания зерновых будут опустынены.
Согласится ли Китай на эти ограничения, ведь рост экономики в Поднебесной невероятно высок – 11 и больше процентов в год. Китайцы не готовы поступиться темпами экономического развития, потому что они наверстывают упущенное и хотят достичь западных стандартов благосостояния. Таково же отношение к ограничительным мерам и в бурно растущей Индии. Есть доклад Спенсера (Великобритания), согласно которому увеличение средней температуры на Земле на 3 градуса приведет к необратимому ущербу, сильнейшим потрясениям во всем мировом хозяйстве.
Есть, правда, и другой взгляд на феномен потепления климата Земли, согласно которому колебания климатической нормы, даже такие значительные, имеют циклический характер. Но даже если мы имеем дело с природным, редким циклическим явлением, это мало что меняет. Все равно гигантские потрясения, к которым надо готовиться, грядут. 200 миллионов вынужденных мигрантов нужно будет где-то расселить. На юге Италии, например, климат будет напоминать Африку. Сельское хозяйство Средиземноморья понесет огромные потери. Кризис среды обитания неизбежно повлечет и нарастание межгосударственных конфликтов. Жесткое соперничество разразится за источники пресной воды. А это опять же значит – война!..