Зарегистрирован: Чт июн 01, 2006 3:57 pm Сообщения: 10442 Откуда: ХАРЬКОВ
|
практик писал(а): Это оценка производительного труда НАЕМНОГО работника с точки зрения капиталиста. А я говорю о производительном труде ЧЕЛОВЕКА, а не приставки к чужим средствам производства.
Об этом же самом говорит и Маркс. "Производительным является только тот наемный труд, который производит капитал. » Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, с. 133 ).
Мы с Вами говорим о совершенно разных вещах. Я говорю о труде ЧЕЛОВЕКА, а Вы говорите о труде наемного РАБА. А труд раба - это труд рабочей скотины (быдла), а не человека. Уважаемая Ирина Валентиновна, когда я спорю с Вами, то меня не покидают две крамольные мысли: 1. Я спорю с человеком, живущим в некоем будущем коммунизме и этот человек как бы повествует как там будет всем хорошо. 2. Я спорю с человеком с очень крепким и увесистым черепом, через который не проходят самые очевидные аргументы оппонента. Оказывается, что Вы говорите о некотором царстве-государстве, в котором свершается труд Человека с большой буквы в некотором ПРОИЗВОДСТВЕ ВООБЩЕ, а я, как умственно отсталый, говорю о некотором рабовладельческом обществе с наемной рабочей силой. Но это Вам так бы хотелось представить дело. На самом деле я говорю о том обществе, о котором только и мог говорить Маркс в свои неполные 40 лет, т.е. еще до написания даже произведения «К критике политической экономии». Об этом прямо написано в первой же сноске в цитируемом Вами произведении «ВВЕДЕНИЕ (Из экономических рукописей 1857–1858 годов)», а именно: «Введение», над которым Маркс работал с конца августа до середины сентября 1857 г., представляет собой неоконченный набросок «общего введения» к задуманному им большому экономическому произведению, в котором Маркс предполагал исследовать всю совокупность проблем капиталистического способа производства и вместе с тем подвергнуть критике буржуазную политическую экономию. Основные пункты плана этого большого произведения указаны Марксом уже в самом «Введении». В процессе дальнейших исследований Маркс неоднократно менял свой первоначальный план и в соответствии с новыми его вариантами создал «К критике политической экономии» и «Капитал». Упомянутая рукопись 1857–1858 гг. явилась как бы черновым наброском обоих этих произведений. Это «Введение» можно прочитать здесь: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 12, с 709-738. Сам Маркс так начинает свое «Введение»: «Таким образом, если речь идёт о производстве, то всегда о производстве на определённой ступени общественного развития — о производстве общественных индивидуумов. Может поэтому показаться, что для того, чтобы вообще говорить о производстве, мы должны либо проследить процесс исторического развития в его различных фазах, либо с самого начала заявить, что мы имеем дело с определённой исторической эпохой, например, с современным буржуазным производством, которое, в сущности, является нашей подлинной темой. Однако все эпохи производства имеют некоторые общие признаки, общие определения. Производство вообще — это абстракция, но абстракция разумная, поскольку она действительно выделяет общее, фиксирует его и потому избавляет нас от повторений. Между тем это всеобщее или выделенное путём сравнения общее само есть нечто многократно расчленённое, выражающееся в различных определениях. Кое-что из этого относится ко всем эпохам, другое является общим лишь некоторым эпохам. Некоторые определения общи и для новейшей и для древнейшей эпохи. Без них немыслимо никакое производство; хотя наиболее развитые языки имеют законы и определения, общие с наименее развитыми, всё же именно отличие от этого всеобщего и общего и есть то, что составляет их развитие. Определения, которые действительны для производства вообще, должны быть выделены именно для того, чтобы из-за единства, которое вытекает уже из того, что субъект, человечество, и объект, природа, — одни и те же, не было забыто существенное различие. В забвении этого заключается, например, вся мудрость современных экономистов, которые доказывают вечность и гармонию существующих социальных отношений. Они доказывают, например, что никакое производство невозможно без орудия производства, хотя бы этим орудием была только рука, что никакое производство невозможно без предшествующего, накопленного труда, хотя бы этот труд был всего лишь сноровкой, которую рука дикаря приобрела и накопила путём повторяющихся упражнений. Капитал есть, между прочим, также и орудие производства, и прошлый, объективированный труд. Стало быть, капитал есть всеобщее, вечное естественное отношение. Это получается потому, что отбрасывают как раз то специфическое, что одно только и делает «орудие производства», «накопленный труд», капиталом. Вся история производственных отношений представляется поэтому, например у Кэри, лишь фальсификацией, злонамеренно учинённой правительствами. Если не существует производства вообще, то не существует также всеобщего производства.» http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Vved/vved.html С.2-3 И далее: «Резюмируем: есть определения, общие всем ступеням производства, которые фиксируются мышлением как всеобщие; однако так называемые общие условия всякого производства суть не что иное, как эти абстрактные моменты, с помощью которых нельзя понять ни одной действительной исторической ступени производства.». С.6. И ещё далее: «Противники политико-экономов, — будь то противники из среды этой самой науки или вне её, — упрекающие их в варварском разрывании на части единого целого, либо стоят с ними на одной и той же почве, либо ниже их. НЕТ НИЧЕГО БОЛЕЕ БАНАЛЬНОГО, ЧЕМ УПРЁК, БУДТО ПОЛИТИКО-ЭКОНОМЫ ОБРАЩАЮТ СЛИШКОМ БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ НА ПРОИЗВОДСТВО, РАССМАТРИВАЯ ЕГО КАК САМОЦЕЛЬ. Распределение, мол, имеет такое же большое значение. В основе этого упрёка лежит как раз представление экономистов, будто распределение существует как самостоятельная, независимая сфера рядом с производством. Или делают упрёк, что эти моменты якобы не охватываются в их единстве. Как будто бы этот разрыв проник не из действительности в учебники, а наоборот, из учебников — в действительность, как будто здесь дело идёт о диалектическом примирении понятий, а не о понимании реальных отношений!» С.7-8.
Перефразируя эту мысль, можно сказать: НЕТ НИЧЕГО БОЛЕЕ БАНАЛЬНОГО, ЧЕМ УПРЁК АРЗАМАСЦЕВОЙ И.В., БУДТО ПОЛИТИКО-ЭКОНОМЫ ОБРАЩАЮТ СЛИШКОМ БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ НА ПРОИЗВОДСТВО, РАССМАТРИВАЯ ЕГО КАК САМОЦЕЛЬ. В ОСНОВЕ ЭТОГО УПРЁКА ЛЕЖИТ КАК РАЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ АРЗАМАСЦЕВОЙ, БУДТО ПОТРЕБЛЕНИЕ (РАСПРЕДЕЛЕНИЕ) СУЩЕСТВУЕТ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ, НЕЗАВИСИМАЯ СФЕРА РЯДОМ С ПРОИЗВОДСТВОМ, А В УСЛОВИЯХ СВЕТЛОГО БУДУЩЕГО ПОТРЕБЛЕНИЕ ВО ИМЯ ПРОИЗВОДСТВА САМОГО ЧЕЛОВЕКА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ГЕНЕРАЛЬНУЮ ЦЕЛЬ ТАКОГО ПРОИЗВОДСТВА ВООБЩЕ. Однако Маркс в пункте a) [Производство и потребление] пытается донести читателю мысль о том, что производство и потребление — это две стороны одной медали и нельзя выдвигать производство или потребление в качестве главной цели, особенно если речь идет о капиталистическом производстве. Но, разъясняет Маркс, нельзя и отождествить производство и потребление, так как потребление выступает лишь как момент производства. Нахватавшись вершков у Маркса, Арзамасцева утверждает: «К сожалению, проблема в том, что все привыкли понимать под трудом только то время, в течение которого, что-то производится в процессе общественного разделения труда. Но ведь все, что производится с помощью общего труда, в конечном счете, нужно для индивидуального потребления, которое тоже является трудом, в процессе которого человек производит самого себя. Если нет труда потребления, необходимого для воспроизводства самого человека, то не нужен и весь остальной труд. Потому что такой труд превращается в бесполезный мартышкин труд. Именно это и демонстрируют полки современных супермаркетов и универмагов, заполненные никому не нужными продуктами и вещами. Надо глубоко осознать это марксистское положение о труде человека, чтобы понять, что труд человека - это круглосуточный процесс и что конечный результат общественного труда - это ЖИВЫЕ ЛЮДИ, а не те или иные вещи, производимые людьми. Вещи, производимые людьми, - это всего лишь СРЕДСТВО для сохранения и продления их жизней, а не цель человеческого труда.» Что здесь ошибочного? Во-первых, только труд в сфере производства создает стоимость, а у Арзамасцевой получается некое тождество труда в производстве и труда при потреблении произведенных благ. Следовательно, когда человек жует хлеб, то он трудится, создавая новую стоимость. Это глупость несусветная. Во-вторых, труд человека, как производительный труд, это вовсе не круглосуточный процесс, состоящий из труда производства и труда потребления. Согласно Марксу стоимость создается только в сфере производства, а в сфере потребления она поглощается, уничтожается, но не созидается. В-третьих, живые люди вовсе не являются конечным продуктом производства вообще. При капитализме, когда рабочий без работы, продуктом являются мертвые люди в виде конкретных трупов конкретных людей. При капитализме продуктом труда наемного рабочего является сумма стоимостей рабочей силы, достающейся рабочему, и прибавочной стоимости, достающейся капиталисту. При социализме дело обстоит получше, но если власть находится в руках кретинов и безбожников, то тоже не миновать гор трупов в результате голодомора и геноцида. Ну а при коммунизме все будет, конечно, в порядке — примерно так, как если бы все общество сразу попало в рай. К счастью, большинство людей хотят жить на земле сейчас, а не в мифическом раю потом.
_________________ Здоровая нация не ощущает своей национальности, как здоровый человек не ощущает, что у него есть кости. Джордж Бернард Шоу
|
|