 |
Модератор |
 |
Зарегистрирован: Сб сен 04, 2004 8:18 pm Сообщения: 4663 Откуда: Санкт-Петербург
|
СООБЩЕНИЕ ВТОРОЕ. Влияние уровня оплаты труда на цены и добавленную стоимость. Соотношение между заработной платой и прибылью.
Согласно стандартной версии ТТС Маркса добавленная стоимость состоит из оплаты труда работников и прибыли. Причём общая величина добавленной стоимости определяется количеством живого труда работников и если затраченный работниками труд зафиксирован, то добавленная стоимость тоже должна быть фиксированной величиной. Если стоимость денег не меняется, то денежное выражение добавленной стоимости тоже не меняется. Так как стоимость товара равна стоимости потреблённых средств производства плюс добавленная стоимость, то она также должна быть фиксированной. А если стоимость денег фиксирована, то и цена товаров должна быть постоянной и не зависеть от уровня оплаты труда.
О том, что Маркс именно так понимал этот вопрос о соотношении зарплаты, цен и прибыли, мы узнаём из его Доклада, с которым Маркс выступил на заседании Интернационала 20 мая 1865 года, в котором он критиковал экономические взгляды оуэниста Уэстона.
В письме Энгельсу от 20 мая 1865 года он пишет:
Цитата: «Сегодня вечером экстренное заседание Интернационала. Один славный чудак, старый оуэнист Уэстон (плотник) выставил два положения, которые он постоянно защищает в “Bee-Hive”: 1) Что общее повышение уровня заработной платы не может принести рабочим никакой пользы; 2) Что вследствие этого и пр. тред-юнионы приносят вред…. Разумеется, от меня ждут опровержения этих взглядов… Я, разумеется, знаю заранее, к чему сводятся оба основных пункта: 1) Что стоимость товаров определяется заработной платой; 2) Что если капиталисты сегодня платят 5 шилл., вместо 4, то они будут завтра (возросший спрос даст им эту возможность) продавать свои товары за 5 шилл., вместо 4. Хотя всё это плоско и затрагивает только поверхность явлений, однако не легко разъяснить людям несведущим все связанные с этим экономические вопросы. Невозможно изложить курс политической экономии в течение одного часа. Но постараюсь сделать всё, что в моих силах»
Доклад, в котором Маркс «опровергает» тезисы Уэстона, был опубликован отдельной брошюрой в 1898 году под названием «Заработная плата, цена и прибыль». В ней Маркс пытается доказывать неочевидную и не подтверждаемую статистикой закономерность – будто общий рост оплаты труда никак не влияет на рост равновесных цен.
Рассмотрим основные аргументы Маркса по этому вопросу. Маркс пишет:
Цитата: «Если нам дано определённое число, скажем 8, то абсолютные границы этого числа не мешают его частям изменять свои относительные границы. Если прибыль равна 6, а заработная плата 2, то заработная плата может возрасти до 6, а прибыль упасть до 2, и всё же общая сумма останется равной 8» (К. Маркс «Заработная плата, цена и прибыль». В книге К. Маркс, Ф. Энгельс «Избранные произведения в двух томах», том. 1, ОГИЗ, Институт Иаркса-Энгельса-Ленина, Москва 1948).
С самого начала Маркс исходит из предположения, что сумма зарплаты и прибыли есть величина фиксированная, если брать состояние равновесия в экономике с фиксированными технологиями производства. В данном примере эта сумма равна 8 и изменение её составных частей не может повлиять на саму величину этой суммы. Далее мы на примере простой модели покажем, что это предположение, из которого исходит Маркс ошибочно.
Капиталистическая экономика – это система, анализ поведения которой требует применения математических методов, отражающих всю совокупность взаимосвязей в ней. Применение системного анализа – единственный путь для верного понимания того, что будет, если тот или иной параметр системы изменится.
К сожалению, необходимые для такого анализа методы во времена Маркса ещё не были разработаны и Маркс мог использовать лишь силу своей гениальной логики, которая не всегда давала верные ответы. Логика оперирует с нечётко очерченными понятиями и уже по этой причине её выводы не всегда могут дать верный ответ там, где необходимы точные расчёты и количественные сопоставления.
Будучи уверенным в своих выводах, он говорит:
Цитата: «Мысли доклада, прочитанного нам гражданином Уэстоном, могли бы уместиться в ореховой скорлупе» (там же, стр. 359).
Обычный метод "марксистов" - высмеять и заклеймить. И далее - Маркс даёт логический анализ влияния роста зарплаты на цены. Он верно отмечает, что первым результатом такого роста будет увеличение спроса но жизненные средства и, как следствие, некоторый рост цен. Но поскольку одновременно снизится спрос на предметы роскоши цены на роскошь упадут и часть капиталистов перейдёт в сферу производства жизненных средств, в итогу чего в конце концов цены опять снизятся до прежнего уровня, а значит в итоге рост зарплаты не скажется на росте цен. Маркс проводит эту простую логическую схему более детально (рассматривая отдельно случай, если рост зарплаты позволит рабочим покупать предметы капиталистов) но суть от этого не меняется.
В итоге Маркс делает следующий вывод:
Цитата: «Мы приходим к следующей дилемме: либо прирост заработной платы расходуется в одинаковой мере на все предметы потребления – и в этом случае расширение спроса со стороны рабочего класса должно компенсироваться сокращением спроса со стороны класса капиталистов, - либо прирост заработной платы расходуется только на некоторые предметы, рыночные цены которых временно вырастут, - и в этом случае вызванное этим повышение нормы прибыли в некоторых отраслях и соответствующее падение нормы прибыли в остальных отраслях промышленности вызовут изменение в распределении капитала и труда, изменение, которое будет продолжаться до тех пор, пока предложение в одной отрасли промышленности не поднимется соответственно возросшему спросу, а в другой – не понизится соответственно сокращению спроса. При первом предположении не произойдёт никакого изменения в ценах товаров; при втором же предположении после некоторых колебаний рыночных цен меновые стоимости товаров понизятся до своего прежнего уровня. При обоих предположениях общее повышение уровня заработной платы не вызовет в конечном счёте никакого другого следствия, кроме общего падения нормы прибыли» (там же, стр. 363).
Маркс говорит:
Цитата: «…Остановлю Ваше внимание на том повышении заработной платы, которое действительно имело место в Великобритании в период с 1849 по 1859 год. Всем вам известен проведённый в 1848 г. десятичасовой билль, или, вернее билль о 10 ½ -часовом рабочем дне… Этот билль означал внезапное и принудительное повышение заработной платы не в каких-либо местных промыслах, а в ведущих отраслях промышленности… Доктор Юр, профессор Сениор и все другие экономисты… доказывали… что этот билль является похоронным звоном для английской промышленности… Они запугивали уменьшением накопления, повышением цен, потерей рынков, сокращением производства… Ну, а что же оказалось на деле? Повышение денежной заработной платы фабричных рабочих, несмотря на сокращение рабочего дня; значительное увеличение числа рабочих, занятых на фабриках; непрерывное падение цен на фабричные продукты; поразительное развитие производительных сил труда фабричных рабочих; неслыханное, всё прогрессирующее расширение рынков сбыта для фабричных товаров» (там же, стр. 364).
Маркс, перечисляя то, что произошло за эти 10 лет, в одном ряду упоминает и снижение цен на продукцию фабричных рабочих, и развитие производительных сил этих рабочих. Но если это так, то начало и конец рассматриваемого периода должны были отличаться по преобладающим технологиям и способам реализации продукта. Чудес не бывает. Если, как говорит Маркс, наблюдалось «поразительное развитие производительных сил труда фабричных рабочих», то объясняется это изменениями в технологиях производства, новыми усовершенствованиями, внедрением новых машин, новыми методами экономии ресурсов и т.п. Изменилась технологическая основа экономики – как следствие, понизились цены. Маркс прекрасно знает эту закономерность: рост производительной силы труда ведёт к снижению цен, но здесь почему-то о ней забывает, приводя этот пример как своего рода фактическое опровержение тезиса Джона Уэстона. Но пример этот, очевидно, некорректен при рассмотрении данного вопроса. Далее Маркс говорит:
Цитата: «… я выдвигаю положение, что в период с 1849 по 1859 г. средний уровень заработной платы сельскохозяйственных рабочих Великобритании повысился приблизительно на 40%. В подтверждение этого я мог бы привести обширный и подробный материал, но для цели, стоящей передо мной, считаю достаточным отослать вас к… реферату, прочитанному в 1960 г. покойным Джоном Ч. Мортоном в Лондонском обществе искусств на тему о «Силах, применяемых в земледелии»… Согласно взглядам… Уэстона, особенно если принять во внимание одновременное повышение заработной платы фабричных рабочих, в 1849-1959 гг. должно было бы произойти ужасающее повышение цен на сельскохозяйственные продукты. А что произошло в действительности? Несмотря на войну с Россией и ряд неурожаев, последовавших в 1854 – 1856 гг., средняя цена пшеницы, основного сельскохозяйственного продукта Англии, стоявшая в 1838 – 1848 гг. приблизительно на уровне 3 ф. ст. за кватер, упала приблизительно до 2 ф. ст. 10 шилл. За кватер в 1849 – 1859 годах…. Цена пшеницы упала больше чем на 16% при одновременном повышении зарплаты сельскохозяйственных рабочих на 40%»(там же, стр. 366).
Падение цен на пшеницу в этот период вполне можно объяснить отменой ограничений на ввоз хлеба из-за границы. Маркс об этом осведомлён, но это объяснение он отметает:
Цитата: «Могут сказать, что вследствие отмены хлебных законов ввоз хлеба из-за границы в период с 1849 по 1859 г. больше чем удвоился по сравнению с периодом 1838-1848 годов. Но что из того? С точки зрения гражданина Уэстона следовало ожидать, что этот внезапный, громадный и непрерывно возрастающий спрос на иностранных рынках должен был бы поднять цены сельскохозяйственных продуктов на огромную высоту, так как влияние возросшего спроса остаётся одним и тем же, независимо от того, возникает ли этот спрос вне страны или внутри неё. А что произошло в действительности? За исключением нескольких неурожайных лет в течение всего этого периода во Франции раздавались постоянные жалобы на разорительное падение хлебных цен, американцы не раз были вынуждены сжигать излишки своего продукта…» (там же, стр. 367).
Опять мы видим, что берётся некорректный пример сектора экономики, рынок которого в значительной мере зависит от притока товаров извне. Природные и климатические условия европейских стран и Америки, очевидно, гораздо более благоприятны для сельского хозяйства, а сельскохозяйственный продукт этих стран соответственно намного дешевле, чем продукт Английских фермеров. «Хлебные законы» в Англии действовали в период с 1815 по 1846 гг. и были направлены на защиту английских фермеров от конкуренции с более дешёвым зерном Европы и Америки. Как только эта таможенная преграда была устранена, поток зерна хлынул в Англию и обвалил цены на сельскохозяйственную продукцию. Это понижение цен не имело никакой связи с тезисом, который отстаивал рабочий Джон Уэстон.
Таким образом, оба «опровергающих» примера Маркса некорректны.
Во времена Маркса статистические материалы были довольно ограничены. В наше время мы имеем возможность использовать базы данных по истории цен, собранные за столетие кропотливой работы экономистов-историков.
Воспользуемся, например, данными Кларка . Ниже приведены Графики зависимости индекса цен на разные группы товаров и индексы подённой оплаты труда. Расчёт выполнен на основе данных, взятых из исторической базы данных GBIH: “England prices and wages since 13th (Clark)” (от 10 декабря 2013).
График 1. Подённая зарплата в Англии.[b]

[b]График 2. Индексы цен на основные и неосновные жизненные средства в Англии.

Что же мы видим из этих Графиков? Очевидна корреляция между индексом цен и индексом подённой оплаты труда. Говорить, что рост оплаты труда является причиной роста цен, конечно, нельзя. Но и утверждать, что рост зарплаты никак не связан с ростом цен – это значит противоречить тому, что ты видишь. За один и тот же период зарплата (все данные были взяты в граммах серебра) увеличилась примерно в 2.2. раза, а цены выросла примерно вдвое.
Эта связь между уровнем зарплаты и ценами была замечена экономистами задолго до Маркса. В 1776 году Адам Смит публикует своё фундаментальное «Исследование о природе и причинах богатства народов», в котором высказывает предположение, что между ценами и зарплатой должна существовать прямая зависимость и рост одной из них должен сопровождаться ростом другой величины. Адам Смит отмечает как факт, не подлежащий никакому сомнению, что:
Цитата: «Рост заработной платы необходимо ведет к возрастанию цены многих товаров, поскольку увеличивает ту часть ее, которая приходится на заработную плату» (А. Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов» (гл. VIII)).
Давид Рикардо в своей работе "О принципах политической экономии и налогообложения" («On the Principles of Political Economy and Taxation», 1817) возражает:
Цитата: «Адам Смит и все последующие писатели без единого исключения утверждали, что за повышением цены труда последовало бы однообразное повышение цены всех товаров… Этот взгляд совершенно не обоснован. Поднялись бы только цены тех товаров, при производстве которых употребляется меньше основного капитала, чем при производстве товара, служащего мерой, которой определяется цена; цены же тех товаров, на производство которых его идет больше, непременно упали бы при повышении заработной платы» (гл. 1, отд. 6)»
Графики, которые мы приводим, по-видимому свидетельствуют, что прав был всё же Адам Смит и те экономисты, которые отмечали влияние роста заработной платы на уровень цен. Прав был высмеянный Марксом простой работяга-самоучка Уэстон, плотник и оуэнист, а Маркс в вопросе о влиянии уровня зарплаты на цены - ошибался
Ниже мы приведём несколько Графиков, полученных в модели трёх секторов, описанной выше, и построенных с помощью программы Mathematica 10.4.
Графики эти опровергают следующие два утверждения Маркса: Утверждение Маркса номер 1. Добавленная стоимость не меняется при изменении уровня оплаты труда. По Марксу, происходит лишь перераспределение фиксированной добавленной стоимости между капиталистами и рабочими, а сама величина этой стоимости остаётся фиксированной.
Утверждение Маркса номер 2. Цена товаров не зависит от уровня оплаты труда.
Модель трёх секторов, сформулированная в первом сообщении, (1. сектор производства драгоценного металла, выполняющего функции денег, 2. сектор производства средств производства и 3. сектор производства предметов потребления) показывает, что рост оплаты труда приводит к изменению добавленной стоимости и к росту цен. Соотношение между заработной платой и прибылью более сложное, чем отношение деления фиксированной величины на две части.
При расчётах были использованы следующие значения параметров: a0 = 0.1; a1 = 0.4; a2 = 0.5 d0 = 0.2; d1 = 0.02; d2 = 0.06 l0 = 0.1; l1 = 1; l2 = 1
Изучались следующие зависимости? 1. Зависимость прибылей (Profit) в единице продукции от оплаты труда W = w*l в трёх секторах. 2. Зависимость добавленной стоимости (VA) в единице продукции от оплаты труда W = w*l в трёх секторах. 3. Зависимости цен (p1; p2) от оплаты труда W = w*l в единице продукции в секторах производства средств производства и предметов потребления. 4. Трёхмерные графики зависимости цен (p1; p2) и добавленной стоимости (VA) в единице продукции от оплаты труда во втором W1 и третьем W2 секторах при фиксированной оплате труда в секторе производства драгоценного металла. Для этих графиков было взято значение W0 = 0.2.
Величина W – это реальная заработная плата в единице продукции (количество единиц предметов потребления, которые рабочий может купить на оплату труда по производству единицы продукции). Оплата труда в денежной форме равна W*p2 и соответствующие графики также можно построить.
График 3. Прибыль в производстве единицы денежного металла в зависимости от оплаты труда в единице продукции в этом секторе.
График 4. Прибыль в производстве единицы средств производства в зависимости от оплаты труда в единице продукции в этом секторе.

График 5. Прибыль в производстве единицы предметов потребления в зависимости от оплаты труда в единице продукции в этом секторе.

График 6. Прибыль в производстве единицы предметов потребления в зависимости от оплаты труда в единице продукции в этом секторе. Синий цвет – расчётная модель. Красный цвет - зависимость, которая соответствует теории стоимости Маркса - она получается при фиксированной добавленной стоимости, не зависящей от оплаты труда.

График 7. Добавленная стоимость при производстве единицы денежного металла в зависимости от оплаты труда в единице продукции в этом секторе.

График 8. Добавленная стоимость при производстве единицы средств производства, в зависимости от оплаты труда в единице продукции в этом секторе.

График 9. Добавленная стоимость при производстве единицы предметов потребления, в зависимости от оплаты труда в единице продукции в этом секторе.

График 10. Цена единицы средств производства, в зависимости от оплаты труда в единице продукции в этом секторе.

График 11. Цена единицы предметов потребления, в зависимости от оплаты труда в единице продукции в этом секторе.

ТРЁХМЕРНАЯ ГРАФИКА.
График 12. Зависимость цены единицы средств производства p1 от оплаты труда по производству единицы средств производства W1 и от оплаты труда по производству единицы предметов потребления W2 – зависимость p1(W1; W2)

График 13. Зависимость цены единицы предметов потребления p2 от оплаты труда по производству единицы средств производства W1 и от оплаты труда по производству единицы предметов потребления W2 – зависимость p2(W1; W2)

График 14. Зависимость добавленной стоимости в единице средств производства VA-1 от оплаты труда по производству единицы средств производства W1 и от оплаты труда по производству единицы предметов потребления W2 – зависимость VA-1(W1; W2)

График 15. Зависимость добавленной стоимости в единице предметов потребления VA-2 от оплаты труда по производству единицы средств производства W1 и от оплаты труда по производству единицы предметов потребления W2 – зависимость VA-2(W1; W2)

Вся совокупность этих графиков, построенных для исторических данных, а также результаты решения системы уравнений для цен равной рентабельности указывают на то, что Утверждения 1 и 2 теории стоимости Маркса не выполняются.
|
|