С О Ц И Н Т Е Г Р У М

цивилизационный форум
     На главную страницу сайта Социнтегрум      Люди и идеи      Организации      Ресурсы Сети      Публикации      Каталог      Публикатор_картинок
                       
 
Текущее время: Вт апр 13, 2021 9:29 am

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Экономика переходного процесса
СообщениеДобавлено: Сб янв 26, 2019 12:04 pm 
Не в сети
Давний участник
Давний участник

Зарегистрирован: Пт апр 01, 2016 1:54 pm
Сообщения: 94
Откуда: москва
Нетоварная экономика
Эскизы экономики переходного процесса
Глава 1
Экономика переходного процесса от товарной к нетоварной представляет собой динамично развивающуюся систему. Система должна с одной стороны сохранять устойчивость, с другой стороны все время изменяться.
А что такое устойчивость? Это способность системы возвращаться к своему равновесному состоянию после внешнего возмущающего воздействия. Но возвращение к предыдущему состоянию это отсутствие развития. Следовательно, развитие предполагает изменение равновесного состояния, причем такое изменение, которое заставляет ситуацию саму без воздействий меняться в необходимом направлении. И этот принцип должен соблюдаться в течение всего переходного процесса.
О чем нам говорит диалектика. Она говорит, что при установлении равновесия противоречия сглаживаются, снимаются, Силовое напряжение вызывает противоречия, накопление которых несет разрушительные тенденции.
Чтобы построить последовательность и порядок изменения общественного строя необходимо использование законов исторического материализма, иначе общество отвергнет ваши планы , какие бы блага они не обещали. Такое отвержение может стать катастрофой.
В первую очередь необходимо руководствоваться законами смены формаций.
1. Каждая формация сохраняется до тех пор, пока имеет внутри себя возможности развития. Потеря возможностей ведет к гибели формации.
2. Каждая новая формация зарождается внутри предыдущей
3. Переход от закончившей развитие формации к другой возможен только к самому началу развития другой формации
4. В развивающемся обществе присутствуют, по крайней мере, две формации: в начале развития формация соседствует с предыдущей, в конце развития она вынуждена терпеть зачатки новой.
5. Образование каких либо новых, неизвестных формаций вполне возможно, но для переходного процесса это противопоказано
Эти законы касаются не только классических формаций, но и неустановившихся формаций, с какими приходится иметь дело в переходном процессе.

Стадии переходного процесса
Экономика в переходном процессе проходит через несколько стадий, начиная с товарной системы государственно-капиталистического строя и заканчивая нетоварной экономикой коммунизма.
Пролетарская демократия в качестве первого шага не может предпринять никаких мер, кроме национализации основных производств, приводящей к государственному капитализму. Государственный капитализм допускает формирование государственных социальных фондов и введение государственного планирования, что является первыми шагами к социализации общества.
Следующий шаг – развитие общественных структур производственного управления, учета и контроля.
Переход к нетоварной экономике сложен и не может быть произведён одноразово, а могут проходить только постепенные шаги, не нарушающие устойчивости экономики. Первые шаги не нарушают устойчивости экономики, поскольку производственные отношения не изменились.
Учет и контроль являются элементами социализации, только если они осуществляются трудовыми массами. Однако трудовые массы без соответствующего образования не могут осуществлять учет и контроль. Функции учета и контроля являются одними из функций управления. Таким образом, трудовые массы должны быть обучены азам управления, предварительно или параллельно с введением народного учета и контроля.
Обученные представители трудящихся из органов учета и контроля могут быть привлечены к участию в государственных фондах и в органах планирования.
Следующий шаг – популяризация и развитие свободного труда с целью дополнительного развития общественных фондов. Поначалу общественные фонды существуют благодаря отчислениям из государственных фондов. Развитие свободного труда позволяет расширить и умножить работу общественных фондов до уровня, когда они станут обеспечивать значительную часть удовлетворения потребностей трудящихся.

Введение прогрессивной налоговой системы осуществляется после развития всеохватывающих общественных структур учета и контроля, которые не допустят возникновения попыток ведения серого бизнеса. Дополнительные полученные средства направляются на инвестиции в производство. Чтобы прибыль предприятий не уходила за рубеж, внешние финансовые операции должны осуществляться исключительно через государственный банк.
Устойчивость экономики государственного капитализма осуществляется за счет параллельной работы двух механизмов:
- рыночного механизма , реализующего стремление обмена с одной стороны к эквивалентному, с другой стороны к приносящему максимум прибыли,
- государственного регулирования, призванного обеспечить равномерное развитие производства и сглаживание противоречий возникающих из-за стихийности рынка. Цели государственного регулирования две – повышение коэффициента эффективности производства и повышение уровня удовлетворения потребностей.

Мы не должны опережать события, главная задача на этом этапе - развитие производства, способного обеспечить достижение необходимого уровня удовлетворения потребностей трудящихся.
Удовлетворение потребностей трудящихся обеспечивается за счет зарплаты и государственных и общественных фондов. Очень важным является преимущественный рост степени удовлетворения потребностей за счет фондов по сравнению с ростом заработной платы.
На этой стадии происходит процесс развития производительных сил и производственных отношений. Если производительные силы развиваются и со стороны рабочих сил и со стороны средств производства. то производственные отношения меняются только появлением отдельных ограниченных возможностей работников влиять на процесс производства и распределения

После достижения необходимого уровня удовлетворения потребностей трудящихся начинается переход от государственного капитализма к государственному социализму. Этот переход осуществляется в две стадии.
Первая стадия заключается в преимущественном росте общественных и государственных фондов и их роли в обеспечении потребностей.
Поддерживается развитие существующих фондов социальных , благотворительных, детского, пенсионного, образования, здравоохранения и т. п . и формируются новые - жилищный, транспортный, общественного питания,
Когда будет достигнуто развитие фондов, такое что они будут в состоянии обеспечить необходимые потребности помимо зарплаты, наступает пора второй стадии. Общественные фонды становятся ведущими центрами руководства производственной и общественной жизнью общества. Развитие свободного труда, реализация лозунга «от каждого по способности» как гражданской обязанности, стирание граней между физическим и умственным трудом. Этот порог возможно преодолеть только с ростом производительности труда. Появляется возможность привлечения рядовых трудовых масс к непосредственному руководству производством.
Во второй стадии меняются функции диктатуры пролетариата. Диктатура пролетариата в лице Советов включается в систему централизованного хозяйственного самоуправления как её неотъемленная часть. Это будет первый шаг к отмиранию государства. Реализуется важнейшая функция диктатуры пролетариата - формирование обратной связи в системе хозяйственного и политического управления. Эта функция является единственным средством сохранения устойчивости при сокращении рынка на этой стадии.
Внедряется система ОГАС ресурсного регулирования производства. Программа системы ОГАС меняется в соответствии реорганизацией фондов и увеличением доли самоуправляемых предприятий и районов. По мере достижения достаточного уровня удовлетворения потребностей, сводятся на нет финансовые отношения предприятий между собой, и государства с предприятиями. Главная задача второй стадии добиться равномерного развития производства и потребления по регионам для получения результата - установления эквивалентного нетоварного обмена. Устойчивость начинает поддерживаться автоматически.
Приближение к достаточному уровню позволяет вообще отказаться от рыночного регулирования экономики. Возникает дополнительная роль фондов – контролировать и регулировать потребление. На них возлагается обязанность расчетов потребительной стоимости продукции по результатам её потребления. Использование результатов расчетов в системе ОГАС и централизованном хозяйственном самоуправлении дает устойчивость экономики на этом этапе.

Достижение уровня близкого к достаточному позволяет установиться начальной стадии коммунизма. Переход к новому свободному распределению, отказ от буржуазного принципа оплаты по труду (зарплаты), передача оставшихся государственных функций общественным организациям. Это дальнейшее отмирание государства. Устанавливается полностью нетоварная экономика по всем уровням сверху до низу.
Необходимо понимать, что коммунистическая экономика это еще не коммунизм. Коммунизм рождается, в головах членов его общества, прежде всего в головах его строителей.
Развитие морали и менталитета
Единое общество связано единой целью. Свобода, равенство и братство – пустой звук пока члены общества имеют в мыслях эгоистические намерения получить преимущества по сравнению с прочими. В течение всего переходного процесса в обществе будет наблюдаться некоторая несинхронность бытия и сознания. Сознание будет постепенно меняться под воздействием изменения производственных отношений и государственных законов. Но законы и отношения меняются шагами, ступенями. Когда сознание подтянется до бытия, оно продолжает меняться и опережает бытие. Противоречия разного характера будут иметь место все время.
Каждая стадия требует своего уровня развития сознания, и этот вопрос упускать из внимания нельзя.
Строительство нового сознания не однозначно определено , в течение переходного процесса могут возникать разные видения путей дальнейшего развития. Важно организация обмена мнениями и выработка единого решения . Следовательно необходима системы взаимного общения и воспитания. Тонкость отношений без экономического и силового принуждения требует соответствующего менталитета в обществе и моральных устоев, не обязательно идеальных, но необходимых для сохранения равенства и справедливости независимо от обстоятельств.

О распределении
Распределение является важной функцией управления, и это распределение необходимо меняется. Распределение всегда было мощным рычагом стимулирования деятельности всех членов товарного общества. Не только самой деятельности, но и направления этой деятельности. а действия (бытие) как известно определяют сознание. При капитализме свобода и благоденствие индивидуума определяются его благосостоянием. Воспитывается стремление к личному благосостоянию. Человек ощущает, прежде всего, зависимость своей жизни фигурально говоря от наличия денег в кармане. Стремление к обогащению - необходимый фактор развития капиталистических тенденций.
Для переходного периода это недопустимо. Перестройка сознания на стремление к работе на всеобщее благо невозможна без непосредственной связи работы на общее благо с возрастанием личного блага работника. Такое осуществляется только при коллективном труде, индивидуальный вклад в общее дело слишком мал, чтобы лично ощутить результат. Реализация связи производится общественными фондами при переходе к свободному труду и повышении производительности труда. Именно поэтому общественные фонды предприятий должны субсидироваться государством при организации свободного труда.
Переход к свободному распределению происходит постепенно , по мере перехода к коммунистическим отношениям.
При государственном капитализме вплоть до достижения необходимого уровня удовлетворения потребностей используется буржуазный принцип заработной платы плюс государственные социальные выплаты и жизненно необходимые услуги. При достижении необходимого уровня появляется возможность безвозмездного распределения некоторых продуктов и услуг. Для ряда продуктов и услуг применяется нормированное распределение.
Этап государственного социализма развивается на фоне роста уровня производства и удовлетворения потребностей. Приближение к достаточному уровню дает возможность перехода к безвозмездному распределению по большинству позиций, нормативное распределение по некоторым направлениям конечно останется.
С этой точки зрения становится ясна ошибка 1947 года по полной ликвидации карточной системы. Карточная система является не только способом справедливого распределения при еще не достигнутом необходимом уровне, но и способом воспитания населения и подготовки его к свободному распределению. Нужно было ликвидировать карточную систему постепенно, в соответствии с соответствием производства с уровнем обеспечения населения конкретным ассортиментом продукции так, чтобы избежать развития спекуляции и появления дефицита.
Нормативы должны меняться с развитием производства. и даже при бесплатном распределении ограничительные нормативы должны сохраняться, как например, было с жильем.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Экономика переходного процесса
СообщениеДобавлено: Вт апр 16, 2019 11:13 pm 
Не в сети
Давний участник
Давний участник

Зарегистрирован: Пт апр 01, 2016 1:54 pm
Сообщения: 94
Откуда: москва
Политика в переходном периоде
Политика переходного периода не может быть оторвана от экономики . Соответствующие экономические реформы обеспечивают действенность политики, а грамотная политика содействует проведению экономических реформ.
Поэтому синхронность политики и экономики важна для успешности переходного процесса.
А что понимать под политикой? Это не только мероприятия действующей власти. Это и настроения масс и пресса и другие СМИ .
Наши преобразования революционны, а революции делает народ, так что задача нашей власти организовать народ на поддержку преобразований. Без поддержки преобразования провалятся.
Будем рассматривать политические действия по этапам.
Первый шаг национализация основных производств при сохранении прежних управляющих структур. Чтобы перейти к второму шагу нужны серьезная подготовка . Чтобы подготовить новые кадры управления, необходимо обучение широких масс трудящихся. После этого можно будет выделять из них лучших и привлекать их к управлению, к учету и контролю.
Учет и контроль должен развиваться не только на национализированных предприятиях, но и на всех остальных.
Обучение должно продолжаться непрерывно , иначе будет невозможна постепенная передача управляющих производством функций Советам. А обучение это политическое мероприятие, требующее подготовки преподавательского состава, учебников и вспомогательных материалов. Практику будущие депутаты советов должны проходить на национализированных предприятиях. Их подготовка должна позволить сформировать общественные структуры контроля и на частных предприятиях.
Третий этап – формирование государственных и общественных фондов. Важным для формирования общественных фондов является развитие системы свободного труда. Осознание общественных фондов своими фондами приходит, когда в их формирование вложен свой труд.
Начать развитие свободного труда по-видимому следует с организации участков и дней свободного труда.

Следующий шаг после организации учета и контроля есть повышение производительности труда вплоть до достижения необходимого уровня обеспечения потребления трудящихся. Это позволяет постепенно переходить к новым производственным отношениям. Во-первых преимущественное развитие общественных фондов, позволяющее достичь удовлетворения большей части потребностей трудящихся по сравнению с заработной платой.
С этого момента для малых предприятий становится более выгодным работать в коалиции и под руководством общественных фондов. То есть в единой системе с государственными и национализированными предприятиями. При этом сокращается влияние рынка.
Внедрение системы ОГАС и подготовка пролетарских кадров управления позволяет привлекать Советы непосредственно к хозяйственному управлению. Исчезает необходимость в исполнительной вертикали, Советы становятся не только представительными органами. С этого начинается фактическое отмирание государства.
Очень важной стороной отмирания государства является перестройка всей юридической системы. Прежние юридические системы были основаны на праве собственности. Поскольку отмирание государства это кроме изменения властных полномочий , еще и сокращение прав частной, общественной и государственной собственности, при всеобъемлющем преобладании общенародной, то прежние денежные отношения и существующие отношения в денежном выражении должны быть аннулированы. Новая юридическая система должна носить главным образом морально-этический характер.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Экономика переходного процесса
СообщениеДобавлено: Пн апр 29, 2019 4:39 pm 
Не в сети
Давний участник
Давний участник

Зарегистрирован: Пт апр 01, 2016 1:54 pm
Сообщения: 94
Откуда: москва
О противодействии контрреволюции
Наши преобразования будут враждебно встречены некоторыми социальными группами. История показала, что при ослаблении или распаде старой властной системы возникают попытки захвата власти и собственности отдельными представителями эксплуатирующих классов внутри страны и внешними властителями капиталистического мира.
Кто будет жестко противодействовать внутри? Это, прежде всего , олигархические группировки, слившиеся с чиновничеством и государственно-политическими структурами, в результате преобразований теряющие власть и доходы. Вторая группа врагов – это паразитирующая часть мелкой буржуазии , спекулянты, офисный планктон и т.п.
Внешние враги , в лице правительств некоторых стран и спецслужб будут использовать , националистические, религиозные карты, а также методы экономической блокады.
Противостоять врагам можно только силой, эта сила должна быть грамотно организована. Во-первых это организация армии , способной противостоять агрессии, это создание экономических резервов и развитие собственных производств для импортозамещения и поддержание связей с дружественными партнерами. Борьба с внутренними врагами, ограниченная формированием эффективных спецслужб, имеет недостаток - возникновение - противодействия населения силовым мероприятиям.
По этому, в этой борьбе должны активно участвовать органы советской власти, народная милиция, и добровольные организации самого населения. Организация государственной и общественной пропаганды в состоянии сформировать нетерпимое отношение народных масс к контрреволюционерам.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Экономика переходного процесса
СообщениеДобавлено: Пн апр 29, 2019 6:35 pm 
Не в сети
Вычислитель
Вычислитель

Зарегистрирован: Чт июн 01, 2006 3:57 pm
Сообщения: 9406
Антонов Ю. писал(а):
С этой точки зрения становится ясна ошибка 1947 года по полной ликвидации карточной системы. Карточная система является не только способом справедливого распределения при еще не достигнутом необходимом уровне, но и способом воспитания населения и подготовки его к свободному распределению. Нужно было ликвидировать карточную систему постепенно, в соответствии с соответствием производства с уровнем обеспечения населения конкретным ассортиментом продукции так, чтобы избежать развития спекуляции и появления дефицита.

А мне всегда казалось, что карточная система - это позор социализма. Помню горбачевские талоны на мыло, водку и т.п.

Изображение

Источник: https://maxim-nm.livejournal.com/413389.html

Помню у меня был непьющий сосед по даче, так он складировал водку на антресолях и когда-то в 1996 г. принес бутылку для эксперимента. Водка совсем не испортилась и была даже очень ничего. (Кстати, где-то в 1965 г. мой отец как-то принес болгарские сигареты, утолщенные с золотым мундштуком. Оказалось, что в годы войны его знакомый "пошерстил" немцев и у него на чердаке было множество ящиков с подобным немецким товаром. Скажу вам, что качество сигарет было, так сказать, настоящее. Такого табака в СССР болгары не поставляли, однако.)

Вообще ошибка не в отмене карточек-талонов, или в их внедрении, а в самой системе, для которой потребности трудящихся были второстепенным делом. Поэтому они и не противились развалу СССР, понимая, что хуже не будет.
Написанное, однако, не означает, что я против социализма. Но социализм социализму рознь, как и разница между двумя женщинами.

_________________
Здоровая нация не ощущает своей национальности, как здоровый человек не ощущает, что у него есть кости.
Джордж Бернард Шоу


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Экономика переходного процесса
СообщениеДобавлено: Вт апр 30, 2019 8:46 am 
Не в сети
Давний участник
Давний участник

Зарегистрирован: Пт апр 01, 2016 1:54 pm
Сообщения: 94
Откуда: москва
Горбачевские талоны и карточки - две большие разницы. Талоны предназначались для борьбы со спекуляцией при дефиците (во многом искусственном).
В 1947 году дефицита не было. У людей не хватало денег. Карточки позволяли обеспечить только минимальное удовлетворение потребностей, но зато всех работников предприятий. Наличие карточек означает, что государство не может обеспечить с помощью буржуазной рыночной системы необходимый уровень удовлетворения потребностей по ряду основных видов продукции. А карточки решали этот вопрос.
Кстати Вам казалось зря, при социализме ТДО - позор.

В студенческом городке, где мы учились и жили в 50ых- 60ых годах хлеб был бесплатен, и то чиновники ухитрялись воровать.

Валерий, Вы бы попробовали во время войны кому-нибудь сказать, что карточки это позор. За последствия я бы не ручался.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Экономика переходного процесса
СообщениеДобавлено: Вт апр 30, 2019 2:08 pm 
Не в сети
Вычислитель
Вычислитель

Зарегистрирован: Чт июн 01, 2006 3:57 pm
Сообщения: 9406
Антонов Ю. писал(а):
Горбачевские талоны и карточки - две большие разницы. Талоны предназначались для борьбы со спекуляцией при дефиците (во многом искусственном).
В 1947 году дефицита не было. У людей не хватало денег. Карточки позволяли обеспечить только минимальное удовлетворение потребностей, но зато всех работников предприятий. Наличие карточек означает, что государство не может обеспечить с помощью буржуазной рыночной системы необходимый уровень удовлетворения потребностей по ряду основных видов продукции. А карточки решали этот вопрос.
Кстати Вам казалось зря, при социализме ТДО - позор.

В студенческом городке, где мы учились и жили в 50ых- 60ых годах хлеб был бесплатен, и то чиновники ухитрялись воровать.

Валерий, Вы бы попробовали во время войны кому-нибудь сказать, что карточки это позор. За последствия я бы не ручался.

Что значит не хватало денег?
Такое впечатление, что Вы слабовато знаете историю. Вот общеизвестная информация из Интернета:

Отмена карточек
1 января 1947


В СССР карточное распределение продовольствия было введено с июля 1941 года, отменено в декабре 1947 года. Одновременно была проведена денежная реформа в форме деноминации с конфискацией. В ходе реформы обмен наличных денег проводился в течение одной недели, в отдалённых районах Крайнего Севера — в течение двух недель.

ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА 1947 Г. И ОТМЕНА КАРТОЧНОЙ СИСТЕМЫ

Именно сельское хозяйство оставалось самым уязвимым звеном послевоенной экономики.

Тяжелым ударом по деревне стала денежная реформа. 14 декабря 1947 г. И. Сталиным и А. Ждановым было подписано постановление Совмина СССР и ЦК ВКП(б), в котором говорилось, что реформа проводится с целью укрепления рубля и изъятия из обращения большого количества фальшивых денег. Кроме того, это должно было воспрепятствовать спекулятивным элементам, накопившим значительные суммы за годы войны, скупать товары после отмены карточной системы. Обмен старых денег на новые производился с ограничениями, а именно - 10 рублей в старых деньгах на 1 рубль в новых. Переоценка вкладов населения в сберкассах и Госбанке осуществлялась на более льготных условиях - вклады размером до 3 тыс. рублей включительно оставались без изменения, т. е. переоценивались 1 рубль старыми деньгами на 1 рубль новыми. В постановлении 14 декабря 1947 г. отмечалось, что при проведении денежной реформы произойдут "известные жертвы". Объявлялось, что "большую часть жертв государство берет на себя. Ho надо, чтобы часть жертв приняло на себя и население, тем более, что это будет последняя жертва". Реформа привела к принудительному изъятию денег у всех, кто каким-либо образом накопил значительные суммы. Пострадали в основном те, кто хранил деньги в "кубышках", вне государственных сберегательных касс. Больше всего среди этой категории населения оказалось именно сельских жителей.

Одновременно с денежной реформой была проведена отмена карточной системы. В СССР это произошло раньше, чем в других странах – участницах Второй мировой войны. Устанавливались единые розничные государственные цены на продовольственные и промышленные товары. При этом цены на хлеб, муку, крупу и макароны были снижены на 10-12%; а на мясо, рыбу, жиры, сахар, соль, картофель, овощи и кондитерские изделия сохранялись на прежнем уровне. Одновременно отмечалось, что цены на молоко, яйца, чай, фрукты, а также на ткани, обувь, одежду "слишком низки". После проведения в жизнь реформы и упразднения карточной системы цены на потребительские товары стали выше прежних нормированных, но ниже коммерческих, соответствуя условиям рынка. При среднем размере заработной платы в стране, не достигающем и 500 рублей в месяц, это означало, что большая часть населения далеко не сразу почувствует на себе "повышение уровня материального благосостояния", обещанного постановлением от 14 декабря. Тем не менее денежная реформа позволила оздоровить финансы государства и способствовала восстановлению экономики в целом.

В последующие несколько лет в СССР регулярно проводились снижения розничных цен на товары народного потребления. Как правило, объявлялось, что эта мера связана с "успехами, достигнутыми в области промышленного и сельскохозяйственного производства, ростом производительности труда и снижением себестоимости продукции". Однако в основе данной политики лежала перекачка средств из сельского хозяйства. В значительной степени снижение цен было подчинено политическим, а не экономическим целям. Оно вырастало из колониальной политики по отношению к деревне и приводило к еще большему ухудшению материального положения крестьян.

И.С. Ратьковский, М.В. Ходяков. История Советской России

http://www.bibliotekar.ru/sovetskaya-rossiya/76.htm

ВВЕДЕНИЕ КАРТОЧЕК

В соответствии с приказом Наркомторга Союза ССР за № 275 от 16 июля 1941 г. в целях установления твёрдого порядка и организации бесперебойного снабжения населения г. Москвы основными продовольственными и промышленными товарами в условиях военного времени и недопущения очередей предлагаю:

1. Ввести с 17 июля 1941 г. в Москве продажу:

По продовольственным карточкам:

Хлеба, хлебобулочных изделий и муки, крупы и макарон.

Сахара и кондитерских изделий.

Масла животного, растительного и маргарина, мяса, мясопродуктов.

Рыбы и рыбопродуктов.

По промтоварным карточкам:

Хлопчатобумажных, льняных и шёлковых тканей, швейных товаров.

Трикотажных товаров.

Чулочно-носочных товаров.

Кожаной и резиновой обуви.

Мыла хозяйственного и туалетного.

[Продажу всех других продовольственных и промышленных товаров производить без карточек.]

2. Установить нормы отпуска по карточкам хлеба, крупы, макарон, сахара и кондитерских изделий, мяса и мясопродуктов, рыбы и рыбопродуктов, масла животного и растительного согласно приложению № 2.

3. Установить, что продажа по карточкам хлопчатобумажных, льняных и шёлковых тканей, швейных товаров, трикотажных товаров, чулочно-носочных товаров, кожаной и резиновой обуви производится в пределах установленных норм отпуска этих товаров в одни руки по купонам карточек с предоставлением права выбора и покупки из перечисленных в приложении № 4 товаров, но не превышая следующего количества купонов:

Для рабочих и инженерно-технических работников ....... 125 купонов

Для служащих .............................................................. 100 купонов

Для иждивенцев (включая детей и учащихся) ................... 80 купонов

Продажу мыла хозяйственного и туалетного производить по разовым талонам ежемесячно - по 1 куску хозяйственного и туалетного на 1 карточку.

4. Отпуск мясных блюд и хлеба в столовых производить по талонам продовольственных карточек в счёт установленных норм на хлеб и мясо в порядке, определенном прилагаемой инструкцией.

Распоряжение отдела торговли Мосгорисполкома «О введении в г. Москве карточек на некоторые продовольственные и промышленные товары» №289 от 16 июля 1941 г.

http://www.mintorgmuseum.ru/trade/documents/normal/37/

«ТРЕБУЮТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ЖЕРТВЫ»

В СССР ликвидация последствий войны и денежная реформа проводятся не за счет народа. Количество занятых рабочих и служащих у нас не сокращается. У нас нет и не будет безработицы. Размеры заработной платы рабочих и служащих не только не снижаются, а наоборот - увеличиваются, ибо в несколько раз снижаются коммерческие цены, а на хлеб и крупу снижаются и пайковые цены, что означает повышение реальной заработной платы рабочих и служащих.

Все же при проведении денежной реформы требуются известные жертвы. Большую часть жертв государство берет на себя. Но надо, чтобы часть жертв приняло на себя и население, тем более, что это будет последняя жертва. Обмен наличных денег на новые, ввиду указанных ограничений, затронет почти все слои населения. Однако этот порядок обмена ударит прежде всего по спекулятивным элементам, накопившим крупные запасы денег и держащим их в "кубышках". Потери же подавляющего большинства трудящихся, связанные с обменом денег, будут кратковременны и незначительны и будут полностью перекрыты благодаря отмене высоких коммерческих цен и снижению существующих пайковых цен на хлеб и крупу.

Одновременно с проведением денежной реформы Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) решили провести отмену карточной системы на продовольственные и промышленные товары, отменить высокие коммерческие цены и перейти к продаже товаров по единым государственным ценам при снижении пайковых цен на хлеб и крупу. Тем самым для населения создаются большие материальные выгоды.

Отмена карточной системы на продовольственные и промышленные товары будет осуществлена на следующих основах.

Во-первых. Продажа продовольственных и промышленных товаров будет производиться в порядке открытой торговли без карточек.

Во-вторых. Вводятся единые государственные розничные цены взамен существующих коммерческих и пайковых цен.

В-третьих. Единые цены на хлеб и крупу устанавливаются на более низком уровне, чем нынешние пайковые цены, причем пайковые цены на хлеб снижаются в среднем на 12%, на крупу - на 10%, а по сравнению с нынешними коммерческими ценами снижаются более, чем в два с половиной раза.

В-четвертых. Единые цены на другие продовольственные товары в основном сохраняются на уровне действующих пайковых цен.

В-пятых. Единые цены на промышленные товары устанавливаются на несколько повышенном уровне по сравнению с низкими пайковыми ценами, а по сравнению с коммерческими ценами снижаются в среднем более, чем в три раза.

Таким образом, в результате денежной реформы, отмены карточек и перехода к открытой торговле по единым ценам население вместо ныне обращающегося рубля с пониженной покупательной способностью получит полноценный рубль. Упорядочение денежного обращения, рост производства товаров широкого потребления и розничного товарооборота сделают возможным снижение цен и в дальнейшем, т.е. приведут к новому повышению реальной заработной платы и доходов колхозников.

Постановление Совмина СССР, ЦК ВКП(б) от 14.12.1947 N 4004 «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары»

http://ppt.ru/texts/index.phtml?id=42378&PrintVersion=1

АФЕРА БЕРИИ

Берия признал, что перед проведением в 1947 году денежной реформы он поручил Людвигову тайно разместить в различных сберкассах значительную денежную сумму (более 40 тыс. рублей), чтобы избежать переоценки денег. Людвигов выполнил это преступное распоряжение Берия (т. л. д.).

Из Постановления Президиума ЦК КПСС от 1 июля 1954 г. о проекте обвинительного заключения на П. А. Шария, С. С. Мамулова, Б. А. Людвигова, Г. А. Ордынцева, и Ф. В. Муханова

http://istmat.info/node/22317

РЕАКЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ

С 30 ноября в городе Москве повысился спрос покупателей в коммерческих магазинах на продовольственные товары, пригодные для длительного хранения (копченая колбаса, сыры, балыки, консервированные продукты, масло, конфеты, чай, сахар и др. ). В связи с этим по распоряжению Московской конторы "Главособгастроном" во всех магазинах с утра 30 ноября эти продукты были изъяты из продажи. Значительно повысился также спрос на водку, в результате чего магазины Московской конторы "Особгастроном" на 30 ноября выручили против обычных дней на 3 000 000 рублей больше. 1 декабря магазины этой системы закрыты ввиду выходного дня. Торгуют только два магазина №№ 5 и 19, в которых нормирован отпуск продуктов, например, масло продается по 100 граммов в одни руки. С 29 ноября увеличился приток посетителей в московские рестораны. Сумма выручки ресторанов возросла в несколько раз… предъявляется большой спрос на кондитерские изделия, особенно на шоколад. В "Восточном ресторане" отдельные лица в пьяном виде вынимали из карманов пачки денег и выкрикивали: "Вот сколько бумаги"

(... )

Из 12-ти магазинов "Ювелирторга" 1 декабря работает только 3 магазина. Остальные 9 магазинов закрыты на учет. В торгующие магазины были выпущены в продажу вещи, лежавшие в витрине 3-4 года, которые были проданы. В Скупочном ювелирном пункте поступило от населения золота всего лишь на 2 000 рублей…

Магазин № 8 имел 12 пианино, из которых с 1 октября по 28 ноября было продано только одно. 30 ноября и 1 декабря были проданы 11 пианино. Покупатели брали эти инструменты, совершенно не интересуясь их качественным состоянием. В этом же магазине имелось в наличии большое количество патефонов, которые в обычные дни реализовывались по 1-2 в день, а 1 декабря продано 100 патефонов. Также распроданы 4 аккордеона и 12 баянов, не имевшие ранее спроса. 1 декабря усилился также спрос покупателей на струнные инструменты: скрипки и дорогие гитары.

(…)

В магазине Узбекской промкооперации (Петровский пассаж) долгое время находились тюбетейки стоимостью от 150 до 350 рублей; 28, 29 и 30 ноября все тюбетейки были распроданы, несмотря на то, что даже в летний период спрос на них совершенно отсутствовал.

(…)

На рынках г. Москвы большой наплыв населения, желающего купить дорогостоящие вещи. Так, например, слесарь завода № 1 Уваров П. Е. купил отрез темно-синей шерсти за 3500 рублей. На вопрос, откуда у него такие деньги, он объяснил, что продал корову (... )

Из разговоров населения и по письмам, отправляемым из Ленинграда, распространившиеся слухи сводятся к следующему:

а) с 15 декабря будут отменены хлебные карточки и установлены средние цены между коммерческими и карточными. Высказывается предположение относительно норм отпуска продуктов и товаров в одни руки;

б) с 15 по 30 декабря будет проведена денежная реформа. При этом будут меняться все деньги с курсом замены одного рубля новых за два рубля старых. При этом меняться будут не больше двух окладов зарплаты на каждого человека;

в) курсируют также слухи о том, что деньги будут аннулированы и никакой замены не будет.

Этим объясняют выдачу зарплаты за ноябрь месяц досрочно.

Большое отрицательное влияние оказывают на жителей Ленинграда приезжающие москвичи за товарами в ленинградские магазины.

(…)

[Из] полученных от периферийных органов МВД данных видно, что источниками распространения слухов о предстоящей замене денег в ряде случаев являются работники финансовых органов. Так, МВД Украинской ССР сообщает, что 30 ноября с. г. гражданин Кашинчук, дочь которого работает в Киевской областной конторе госбанка, в разговоре со своими знакомыми заявил: "В госбанке, который помещается на Институтской улице, на днях происходило совещание представителей областных контор госбанка. На совещании в присутствии представителя из Москвы рассматривался вопрос об обмене денег".

Начальник УМВД Рязанской области сообщает, что "распространение слухов об обмене денег активно пошло после возвращения с совещания из Москвы торговых и финансовых работников Рязанской области".

Докладная записка министра внутренних дел СССР Круглова о распространении слухов о подготовке денежной реформы и реакции населения на эти слухи Товарищу Сталину И В товарищу Берия Л. П. товарищу Вознесенскому Н. А. товарищу Кузнецову А. А от 2 декабря 1947 г.

ЛИТЕРАТУРА:
А.А. Щелоков. Монеты СССР
Ю.Л. Бокарев. Денежная реформа 1947 г. в СССР и конфискационные денежные реформы в Европе 1944—1948 гг.

P.S. Дополнительная информация:

https://sites.google.com/site/ocerkipoi ... -1947-goda

В частности, подготовка реформы 1947 г. потребовала осуществления ряда организационных мероприятий. Художники получили задание разработать дизайн банкнот нового образца. Как утверждают некоторые источники, представляемые на рассмотрение в Совет Народных Комиссаров СССР образцы не находили одобрения руководства страны. Когда казалось бы вопрос зашел в тупик Председатель СНК Иосиф Сталин как будто бы задал вопрос: «...а чем плохи были банкноты царского правительства?...». Таким образом решилась судьба внешнего вида новых денежных знаков.

И правда, банкноты образца 1947 года своим внешним видом напоминали денежные знаки Российской империи.

Изображение

https://youtu.be/V2paMTRKrig

_________________
Здоровая нация не ощущает своей национальности, как здоровый человек не ощущает, что у него есть кости.
Джордж Бернард Шоу


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Экономика переходного процесса
СообщениеДобавлено: Ср дек 23, 2020 2:55 pm 
Не в сети
Давний участник
Давний участник

Зарегистрирован: Пт апр 01, 2016 1:54 pm
Сообщения: 94
Откуда: москва
Вот уж упрек в незнании истории не по адресу. Ну это простительно, возраст вынуждает Вас обращаться к опубликованным документам. Мне нет необходимости где-то искать источники. Я в этом жил.
До 47 торговля была не по карману. Только что-то продать , а на вырученные деньги купить.
Прекрасно помню коммерческие магазины до 47 года, и их цены, зайти в них было как сходить в музей, даже на рынке было дешевле.
Карточки только и выручали, позволяли иметь товары первой необходимости в каждой семье. Меня самого родители посылали в пункт выдачи карточного продовольствия, дефицит кое на что тоже был. Иногда очереди были с химическим карандашом на ладони. Особенно за мукой перед праздниками. После реформы в коммерческих магазинах установились гос-цены и уже на рынках стало дороже, чем в магазинах.
Так что между талонами 80-х годов и карточками 40-х нет ничего общего.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron






Powered by phpBB2
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB