Здравствуйте, Валерий.
Спасибо за интересные ссылки. Особенно "понравился" вывод второй статьи:
http://alternativy.ru/ru/node/780Цитата:
стоимость нельзя сосчитать. Она принципиально не поддается кванитификации. Этот тезис выглядит, возможно, неожиданно для тех, кто никогда всерьез не изучал «Капитал» или забыл об этом, но это именно так. Именно для этих читателей Маркс в свое время заметил, что стоимость тем и отличается от известной вдовицы, что ее нельзя «пощупать», сосчитать.
Не понятно, почему авторы пишут глаголы "пощупать" и "сосчитать" через запятую. Это что - синонимы? "Пощупать" - это "сосчитать", а "сосчитать" - это что значит - "пощупать" что ли? А ведь Маркс ничего подобного не писал. В первой главе первого тома, в подглавке 3) "Форма стоимости и меновая стоимость" Маркс пишет следующее:
Цитата:
Стоимость [Wertgegenständlichkeit] товаров тем отличается от вдовицы Куикли, что не знаешь, как за неё взяться (в ссылке к этой фразе делается пояснение: Маркс использует здесь диалог из исторической хроники Шекспира «Король Генрих IV», часть I. В сцене третьей акта III Фальстаф говорит вдовице Куикли, что «неизвестно, как за неё взяться». На это она отвечает: «Врёшь: и ты и другие отлично знают, как за меня взяться» - Г.). В прямую противоположность чувственно грубой предметности товарных тел, в стоимость [Wertgegenständlichkeit] не входит ни одного атома вещества природы. Вы можете ощупывать и разглядывать каждый отдельный товар, делать с ним что вам угодно, он как стоимость [Wertding] остаётся неуловимым.
http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Ka ... .html#c1.3Стоимость неуловима не потому, что её нельзя посчитать, а потому, что в неё "не входит ни одного атома вещества природы", - потому что стоимость не имеет натуральных (или природных) качеств, которые присущи вещам (вес, форма, запах, цвет, вкус ...). Её "не пощупать" в том смысле - что стоимость - это вне-чувственная вещь, недоступная чувственному восприятию. Но это вовсе не значит, что её нельзя посчитать.
Далее авторы пытаются "доказать" свой тезис о невозможности "посчитать стоимости".
Цитата:
Сосчитать, непосредственно увидеть можно только форму стоимости, в частности, цену товаров. Но она так же отличается от стоимости как одежда женщины от того, что скрыто под ней (совпадение в обоих случаях возможно, но только как исключение). Если оставить шутки в стороне, то раскрытие этого следствия – а оно принципиально важно – потребует от нас исследования субстанции, содержания и формы стоимости, исследования, доведенного как минимум до выведения денег и феномена цены (а эта категория в «Капитале» – в отличие от «economics» – не постулируется, а строго выводится).Эту, едва ли не самую главную задачу я предлагаю решить ниже...
Сначала цитату из Шекспира, которую привёл Маркс, авторы статьи "вульгаризировали" в терминах "посчитать-пощупать". Теперь эта вульгаризация Шекспира-Маркса ещё дополнительно растолковывается - мол, форма стоимости - это как одежда у женщины.
"Если оставить шутки в стороне", то утверждение авторов статьи, что "непосредственно увидеть можно только форму стоимости, в частности, цену товаров. Но она так же отличается от стоимости как одежда женщины от того, что скрыто под ней" - глубоко ошибочно.
Авторы не понимают, что аналогия с "одеждой" здесь совершенно не годится. В этой аналогии проявляется полное непонимание отношения, которое существует между категриями "сущность" и "форма её проявления". Одно без другого просто не существует - это одно из основных утверждений диалектики, которое Ленин в своё время прокоментировал так: "Сущность является, явление - существенно". Эти термины "форма проявления и сущность" глубоко связаны друг с другом. Здесь мы имеем случай так называемых "относительных определений", примерами которых являются, например, "правое - левое", "положительное - отрицательное", "высокое - низкое". Один термин БЕЗ другого - это бессмыслица.
То же самое и со "стоимостью". Она существует лишь вместе со своей формой проявления - с меновой стоимостью. В отличие от "одежды", в данном случае, если "стоимость" раздеть - отбросить форму её проявления, то в итоге останется лишь бессодержательная метафизическая абстракция: "расходование, мозга, мускулов, нервов, рук и т.п.". Отделение формы от сущности лежит в основе метафизической интерпретации ТТС, внутри которой "сосчитать" стоимости действительно весьма проблематично. Но эта версия ТТС, которой до сих пор придерживается подавляющее большинство советских политэкономов, несостоятельна по многим пунктам, о чём мы уже неоднократно писали.
Авторы забывают, что Маркс был диалектиком. Он НЕ СЛУЧАЙНО использует в своей книге те или иные диалектические категории. Если Маркс говорит "сущность" или "субстанция" или "форма проявления" - то это значит, что он с самого начала предполагает наличие определённой системы взаимосвязей между этими терминами. А взаимосвязь эта выявлена внутри диалектики. Маркс в своём анализе опирается на эту известную взаимосвязь диалектических терминов. Как ученик Гегеля, Маркс считал знание диалектики таким же необходимым теор-минимумом, каким сейчас при поступлении в ВУЗ считается, например, знание алгебры. Этот минимум знаний: привычка и способность мыслить диалектически - предполагались как необходимый фундамент для правильного понимания текста.
Ситуация в данном случае осложняется ещё тем, что все основные термины "Капитала" так или иначе завязаны на диалектические категории - либо непосредственно, как "стоимость" и "меновая стоимость", либо опосредствованно - как "прибыль" или "цена". И если самые исходные, фундаментальные термины истолкованы однобоко (односторонне), то есть если из них удалена часть их содержания и смысла, то эта ограниченность понимания ОСНОВ будет сказываться на интерпретации всего остального ТЕКСТА. И тогда неизбежно будут рождаться "объяснения", например, такие:
Цитата:
стихийно складывающаяся за спинами производителей система пропорций конкретных видов труда и их затрат (проявляющаяся в системе определенных пропорций обмена на рынке) и определяет в своей основе то, какая часть труда, воплощенного в том или ином продукте, окажется востребована системой общественного воспроизводства (производства, обмена, распределения и потребления, повторяющихся как постоянный процесс). Этот востребованный, общественно-необходимый труд и есть субстанция стоимости, что Маркс выводит из анализа реального процесса взаимодействия обособленных производителей. «Увидеть», «пощупать», сосчитать эту общественную субстанцию невозможно по определению. Если бы это могло произойти, то мы бы получили сознательно организованное непосредственно общественное производство, т.е. очевидно не-рыночную экономику.
То есть авторы НЕ пишут, что научившись "считать" стоимости, общество в принципе могло бы контролировать процесс товарообмена, воздействуя на него таким образом, чтобы минимизировать его стихийные разрушительные последствия и максимизировать полезный результат для всего общества. Авторы почему-то думают, что стоит научиться "считать" стоимости, как тут же всей рыночной экономике придёт конец. Они почему-то не задаются вопросом - а насколько правомерна вообще абстракция свободного рынка в современном мире, где господствуют монополии, ТНК, всевозможные мафиозные кланы и чиновничьи группировки, где рынок постоянно контролируется и регулируется, но только НЕ в интересах 99% населения, а 1% новых "господ". Нерегулируемого, свободного рынка и чистой конкуренции давно в мире нет. Поэтому подсчёт "стоимостей" "на глазок" успешно ведётся уже давно - теми, кто не очень-то думает о каких-либо теориях, но старается "посчитать" всё правильно, чтобы, облагая данью своих подопечных, "не перегнуть палку" и не лишиться надоя в будущем от своих "дойных коров".
Если бы ТТС в советские времена развивалась, а не идеологизировалась нашими профессорами политэкономии, как знать, мы могли иметь бы сейчас нормально-работающую рыночную экономику под централизованным мягким контролем со стороны "умного государства" в интересах всего общества, а не то, что мы сейчас имеем в реальности.
Цитата:
«Увидеть», «пощупать», сосчитать эту общественную субстанцию невозможно по определению. Если бы это могло произойти, то мы бы получили сознательно организованное непосредственно общественное производство, т.е. очевидно не-рыночную экономику.
Почему умение "считать", то есть умение прогнозировать, понимать происходящее, используя ТТС, означает не-рыночную экономику? Разве знание закона стоимости (как он работает) отменяет его действие, а понимание происходящего равносильно его качественному изменению?
Рынок сам по себе ни плох и ни хорош. Это - просто инструмент для осуществления сделок между агентами. Рынок является существенно нелинейной сложной адаптивной системой, работу которой мы только-только ещё начинаем понимать. Знание, что такое рынок и как он работает даёт новые возможности для контроля над ним в интересах всего общества. Как знание законов цепной реакции позволило человеку поставить себе на службу ядерную энергию - точно так же знание о цепных реакциях в экономическом реакторе (в рыночной системе) позволит в будущем людям подчинить стихию рынка сознательному контролю. Но процесс этот долгий и требует длительных усилий постепенной инсталляции знаний и новых управленцев, обладающих этими знаниями. Уровень реального социализма можно измерять по уровню контроля со стороны общества над своим социо-экономическим реактором. Знание - это альфа и омега социализма.
Цитата:
Другое дело, что конкретные пропорции обмена товаров обязательно непосредственно, практически определимы: их знает, уходя с рынка, каждый продавец и покупатель. Если вы продали пару произведенных вами башмаков и купили двух поросят, то это значит, что стоимость этих башмаков равна… двум поросятам. И иначе ее не измеришь. И ни в чем другом, кроме как в поросятах, воплощенный в произведенных Вами башмаках общественный труд не проявляется.Отсюда известнейшее, но ныне, как я уже заметил во введении, многими прочно забытое положение Маркса: стоимость товара проявляется только в потребительной стоимости другого товара и ни в чем ином. Соответственно, если говорить о количественной стороне, то стоимость определенного товара внешне выражается в определенном количестве того товара, на который первый был обменен. (Но никогда не в часах труда!).
Авторы опять, мягко говоря, вводят нас в заблуждение, уверяя, что "стоимость определенного товара внешне выражается в определенном количестве того товара, на который первый был обменен. (Но никогда не в часах труда!)".
Их "анализ" кончается там, где у Маркса он только начинается - на "простой, единичной или случайной форме стоимости"
http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Ka ... .html#c1.3Маркс пишет, что простая форма стоимости не выражает ещё всех внутренних моментов понятия стоимость:
Цитата:
Выражение стоимости товара A в каком-либо товаре B отличает стоимость товара A только от его собственной потребительной стоимости и ставит его поэтому лишь в меновое отношение к какому-либо единичному, отличному от него самого товару; но оно не выражает его качественной тождественности и количественной пропорциональности со всеми другими товарами. Простой относительной форме стоимости одного товара соответствует единичная эквивалентная форма другого товара.
Так, например, сюртук в относительном выражении стоимости холста обладает эквивалентной формой, или формой непосредственной обмениваемости, только по отношению к этому единичному товару, холсту.
Между тем единичная форма стоимости сама собой переходит в более полную. Хотя посредством единичной формы стоимость одного товара A выражается лишь в одном товаре другого вида, однако при этом совершенно безразлично, каков именно этот товар: сюртук ли, железо ли, пшеница ли и т. д. По мере того как один и тот же товар вступает в стоимостные отношения то с тем, то с другим видом товара, возникают различные простые выражения его стоимости 22a). Число возможных выражений его стоимости ограничено только числом отличных от него видов товара. Единичное выражение стоимости товара превращается, таким образом, в ряд различных простых выражений его стоимости, причём ряд этот может быть удлинён как угодно.
http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Ka ... .html#c1.3Далее авторы ещё точнее аргументируют свой главный тезис:
Цитата:
Выше мы привели очень краткое изложение известного положения Маркса о том, что в условиях товарного производства и обмена стоимость не выражается в часах рабочего времени, а общественно необходимые затраты труда не могут быть подсчитаны (ни априори, ни, кстати, апостериори). Как именно может быть аргументирован этот тезис?Ответ на этот вопрос затруднителен. Но не потому, что нет аргументов, а потому, что они состоят именно в выведении путем теоретического отображения реальных процессов развертывания товарного отношения при помощи восхождения от абстрактного к конкретному, что мы, вслед за Марксом, кратко проделали выше.
Короче, вывод такой: "стоимости мы считать не умеем, да это и невозможно. А невозможно оно потому, что по определению сделать этого нельзя. А аргументов у нас нет, да их и не нужно, потому что само "теоретическое отображение.. при помощи восхождения от абстрактного к конкретному" и так всё доказывает". Просто замечательное объяснение - годится для чего угодно. Видимо, чувствуя шаткость таких "объяснений", авторы чуть ниже добавляют:
Цитата:
Впрочем, возможны и дополнительные аргументы. Учет величины стоимости как некоторых количественно определенных («сосчитанных») общественно-необходимых затрат труда априори, до процесса производства и обмена продуктов в товарном производстве невозможен, ибо это мир обособленных, независимых друг от друга агентов, производящих продукцию на свой страх и риск, вне какой-либо общественной связи и координации их деятельности. Какая часть их труда окажется востребована общественным воспроизводством (внешне – продана/куплена на рынке) и окажется ли вообще – принципиально не может быть установлено до того, как это признание состоится. Что же касается апостериорного измерения затрат общественно-необходимого труда, то на рынке общественная необходимость товара признается только как акт обмена на другой товар, который продавцу объективно необходим только как потребительная стоимость.
Помогая авторам, добавим от себя, что технологии производства товаров постоянно меняются и кроме того постоянно меняется ассортиммент, марки и модели представленной продукции. Всего этого учесть просто невозможно. Мир непредсказуем как непредсказума мода и вкусы людей. Но значит ли это, что закон стоимости нельзя "квантифицировать" и поставить на службу людям? Вовсе нет. Вообще случайность сама по себе не означает непредсказуемости. В квантовой физике, например, отдельные события всегда случайны, но есть железные законы, которые работают на уровне ансамблей микрочастиц и определяют форму РАСПРЕДЕЛЕНИЙ случайных событий и динамику изменения во времени таких статистических распределений. Так же и в случае ТТС - спрос на конкретную марку автомобиля - в значительной мере случаен, но доля доходов, которые общество расходует на покупку автомобилей уже совсем не случайная величина. Распределение национального дохода между классами, деление труда на производительный и непроизводительный труд, динамика добавленной стоимости в разных отраслях - эти и многие другие наблюдаемые закономерности агрегированного поведения агентов вовсе не случайны и глубоко связаны с законом стоимости.
Авторы, видимо, не знают, что существуют так называемые эмерджентные свойства сложных адаптивных систем, которые возникают и оказывают своё влияние вне зависимости от конкретных решений, которые принимаются агентами этой системы. Сами агенты в своих представлениях, оценках, вкусах и предпочтениях в сильной мере зависят от этих самых эмерджентных свойств, воспроизводя их своим поведением в той или иной степени.
Простой пример - современный кризис. Ещё вчера бывший притчей во языцах Маркс, сегодня один из наиболее читаемых экономистов на Западе. Эмерджентное свойство (кризис) привело к глубоким изменениям в ценностях и предпочтениях агентов. Например, Президент Франции читает Маркса, большими тиражами издаются сочинения Маркса. Вот и у нас В России, как видно, снова вспомнили о Марксе. Вспомнили, можно предположить, лишь потому что тема эта - марксова ТТС - опять становится популярной ТАМ и, как следствие - актуальной ЗДЕСЬ.
Цитата:
Подводя промежуточный итог наших размышлений, зафиксируем: трудовая теория стоимости не конструируется Марксом как один из более или менее удобных способов исчисления и соизмерения затрат. Последнее наиболее типично для многих сторонников трудовой теории стоимости, особенно из числа тех, кто исходит в своей методологии либо из естественно-научных аналогий, либо из приоритета математических методов исследования, когда все то, что не квантифицируется, не существует (во всяком случае, для науки…). Теория Маркса принципиально иная. Перед этим ученым задача «сосчитать» стоимость не стоит в принципе. Более того, своей работой он показывает, что ее вообще не нужно и не правильно ставить, ибо сосчитать стоимость в принципе невозможно, что он и доказывает в «Капитале».
Это, конечно, не так. Маркс всю свою жизнь искал пути придания своей теории строгой математической формы. Достаточно лишь перелистать "Капитал" и посмотреть на многочисленные формулы и его численные примеры, достаточно вспомнить, что Маркс на конкретном примере для реального производства того времени вычислял как добавленную стоимость, так и норму прибавочной стоимости - чтобы понять всю искусственность сделанного авторами вывода.
Вообще в этой статье очень многое вызывает серьёзные возражения. Подробный разбор всех спорных пунктов занял бы много времени да и вряд ли он нужен.