Нередко высказывается мнение, что 'экономическая теория' не является научной в традиционном понимании естествознания, а является реализацией идеологии, во всяком случае, как никакая другая, зависит от предварительно сформулированных утверждений. Действительно, для этого мнения имеются некоторые основания: 'экономическая теория', излагаемая в многочисленных учебниках по экономикс и университетских курсах политической экономии, представляет забавную смесь установленных по всем научным правилам соотношений и утверждений с политическими, идеологическими заявлениями. И это не только мнение автора. Так, например, советник президента Российской Федерации утверждает (Фадеев, 2024), "...что в современных курсах экономики немало мифов; особенно не дорожат реальностью в тех разделах, которые относятся к политической и социальной областям деятельности. Сегодня почти все обитатели российской общественной сферы - преподаватели, журналисты, работники разных областей хозяйства, в том числе государственные служащие и менеджеры госкорпораций, наконец, просто обыватели - находятся в плену этих и других подобных идеологем. Какие-то из этих идеологем являются традицией определенных научных школ, отражающие их базовые ценности, а какие-то внедрены намеренно".
Очевидно, возникает вопрос о том, существует ли объективная экономическая теория, как свободная от идеологических мифов наука об организации хозяйственной жизни общества. Впрочем, само обсуждение вопроса о присутствии идеологии при объяснении экономических явлений предполагает, что существуют некоторые представления о реальности, которые и представляют объективную экономическую теорию. Во всяком случае, вопрос следует обсудить более детально, и попытаться разделить 'науку' \, и 'идеологию'. При этом следует иметь в виду, что в народном хозяйстве естественно протекают две больших группы различных процессов и, соответственно, возникают два раздела экономической науки: теория производства и теория распределения (Mill, 1848). Эти разделы формулируются на различных основаниях и используют различные методы; влияние идеологии в этих разделах различно.
Теория производства
Величина произведённой стоимости определяется технологическим уровнем и количеством использованных общественных ресурсов (производственных факторов). Это утверждение являются объективным естественным законом, справедливость которого подтверждается эмпирическими данными, что обсуждалось в первой и второй главах. Тем не менее, некоторые исследователи полагают, что следует обращаться к более идеологически правильным законам производства богатства, даже, если эти законы и не вполне соответствуют эмпирическим наблюдениям.
Так, Самуэльсон (Samuelson, 1971) сообщает нам, что, исследуя отраслевую структуру производства, Маркс обнаружил, что действительные конкурентные 'цены'\, (меновые стоимости) товаров, изготовленных с максимальной интенсивностью труда, относительно низки, а цены на товары, изготовленные с минимальной интенсивностью труда (или, пользуясь терминологией Маркса, с самым высоким 'органическим строением капитала'), крайне высоки, что не соответствовало его представлениям о труде как единственном источнике стоимости. Тем не менее, Маркс предпочёл сохранить свои убеждения и утверждать, что истинная стоимость определяется только затратами труда, а продукты обмениваются по некоторым {\it ценам производства} лишь в силу преходящих обстоятельств, поскольку полагал, что трудовая теория стоимости крайне важна для глубокого понимания сущности капиталистической эксплуатации и законов капиталистического развития.
Подобным образом, для маскировки сущности капиталистической эксплуатации неоклассическими экономистами было разработано представление о производительной силе капитала, под которым понимается не только непосредственные средства производства (физический капитал), но и разнообразные свидетельства о собственности (деньги, акции и прочие бумаги). В теорию было введено представление о производственном капитале как факторе, производящем стоимость. Созданный миф прочно вошел в состав господствующей идеологии капитализма.
Чтобы представить адекватную картину общественного развития, теория должна быть освобождена от всякого рода мифов, при этом идеологические установки определяют направление развития производственной системы через управляющие параметры (величины инвестиций, например), но эти политические утверждения находятся вне производственной системы, так что можно сказать, что теория производства может быть сформулирована как объективная, независимая от идеологии теория.
Теория конечного распределения
Произведённый предприятиями выпуск частично потребляется производственной системой по определённой технологической необходимости; оставшаяся часть представляет конечный продукт, распределяемый для того или иного использования. По этому поводу Миль сообщает (Mill, John Stuart (1848) BOOK II (DISTRIBUTION), CHAPTER I (OF PROPERTY), pp. 239-241. It is not so with the Distribution of Wealth . That is a matter of human institution , solely . ... The distribution of wealth , therefore, depends on the laws and customs of society. The rules by which it is determined , are what the opinions and feelings of the community make them, and are very different in different ages and countries ; and might be still more different, if mankind so chose.), что правила распределения определяются не относящимися к экономической теории утверждениями: 'Распределение всецело является делом человеческого учреждения. ... Следовательно, распределение богатства зависит от законов и обычаев общества. Правила, которые определяют распределение богатства, таковы, какими их делают мнения и желания правящей части общества, и весьма различны в разные века в разных странах; и могли бы быть еще более разнообразными, если бы того пожелали люди'.
Обоснование существующего в настоящее время в "рыночных" \, странах распределения было дано в конце девятнадцатого века Кларком (Clark, 1899), представления которого мы уже обсуждали в разделе 3.2.1. Во времена Кларка еще не было острой необходимости задумываться, что значит стремление капитала к самовозрастанию (механизм самовозрастания обсуждается в разделе 1.2.4), и Кларк полагает источником богатства не только труд людей, но и сам капитал и формулирует правила распределения общественныго продукта по оценке доли вклада производственных факторов в производство. Производительная сила капитала оказывается при этом оцененной и переоценённой, что дало 'научное'\, обоснование эксплуатации и гигантских доходов предпринимателей. Созданный миф прочно вошел в состав идеологии капитализма.
Распределение общественного продукта по доходу от производственных факторов порочно само по себе и не даёт возможности установить справедливое распределение. Более разумно учитывать не доходы, а объём потребленных производственных факторов. Требование, чтобы использованные общественные ресурсы были полностью компенсированы предпринимателями приводит к соотношениям, позволяющим оценить оптимальное в этом случае распределение общественного продукта (см. раздел 3.3). Теория содержит управляющий параметр, который назначается из политических идеологических соображений.
Заключительные замечания
В книге Мифы капитализма и математические законы общественного производства представлена теория производства и распределения, как совокупность понятий и объективных истин в форме соотношений, не зависит от каких либо сторонних установок. Объективное исследование экономических явлений опровергает идеологические мифы в экономических теориях, если они туда случайно попадают как рудименты более ранних представлений, сохраняющихся в силу тех или других обстоятельств. Однако, обсуждаемые теории производства и распределения содержат множество управляющих параметров, которые назначаются на основе некоторых политических (идеологических) соображений не относящихся к экономической теории, которая указывает лишь необходимость назначить определённые параметры. Назначение параметров является особой наукой и искусством, тесно связанными с общественными ценностями и идеологией. При специфических управляющих параметрах организация производства и распределения (но не экономическая теория!) является реализацией идеологических утверждений.
В основе научных теорий лежат гипотезы, которые принимаются за истинные лишь постольку, поскольку следствия теорий, построенных на основе гипотез, соответствуют наблюдениям интересующих нас явлений. Гипотезы позволяют разрабатывать методы интерпретации наблюдаемых явлений, определяющие научную парадигму, в которую свято верят до тех пор, пока не обнаруживается существенные противоречия между наблюдениями и предписываемыми теорией следствиями; в этом случае приходится обращаться к фундаментальным представлениям, чтобы осознать ситуацию, и дело заканчивается, в конце концов, формулировкой новых гипотез и установлением новой парадигмы. Такая схема развития наших представлений о реальности подтверждается для любой области знания, в том числе и для науки об обществе, которая в настоящее время, по свидетельству многих исследователей, переживает кризисную ситуацию: наши представления об общественном развитии очень запутаны и, в силу этого, требуют внимательного рассмотрения.
|