С О Ц И Н Т Е Г Р У М

цивилизационный форум
     На главную страницу сайта Социнтегрум      Люди и идеи      Организации      Ресурсы Сети      Публикации      Каталог      Публикатор_картинок
                       
 
Текущее время: Пн дек 18, 2017 5:20 am

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Глуховский: забытое "Метро", марксизм и безголовые мутанты
СообщениеДобавлено: Пн сен 05, 2016 2:09 am 
Не в сети
Администратор форума
Администратор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср авг 25, 2004 12:26 am
Сообщения: 1041
Откуда: Москва
Иной раз в художественной литературе встречается описание закономерностей общественной жизни, столь полное и точное, что его вполне можно рассматривать как научное. К таким книгам можно отнести "Метро" Дмитрия Глуховского, где показаны кое-какие скрытые пружинки, движущие историей человечества. Причём самое удивительное, что в этом именно в этом качестве книга как раз-таки обычно и не воспринимается, хотя тому есть, правда, веские причины.

Впервые роман "Метро 2033" был издан в 2005 году, а второе издание вышло в 2007. Жанр книги - постапокалипсис, разновидность антиутопии, когда рассматривается жизнь людей после каких-то глобальных потрясений, приведших к разрушению всего привычного уклада их жизни, например, войны, экономического кризиса, экологической катастрофы, столкновения с астероидом и т.д.
Применительно к "Метро" речь идёт о ядерной войне, которая привела к тому, что жизнь на поверхности Земли стала невозможной из-за высокого уровня радиации. Действие в книге разворачивается спустя 20 лет после войны. О самой прошедшей войне каких-либо подробностей не сообщается. Место действия - Московский метрополитен, ставший пристанищем для нескольких десятков тысяч человек, научившихся добывать себе под землёй пищу и воду, создавать скудное освещение на бывших станциях. Здесь они и живут, точнее, выживают, растят детей, умирают.
Лишь немногие смельчаки, называемые сталкерами, выходят иногда на короткое время наверх, в противогазах и спецодежде, для того, чтобы принести оттуда вещи, оставшиеся от той, довоенной жизни (несмотря на прошедшую войну, здания, в основном, сохранились). Помимо радиации, сталкерам угрожают ещё и обитающие на поверхности неизвестно откуда взявшиеся чудовища-мутанты - это, конечно, уже элемент жанра фэнтези.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Глуховский: забытое "Метро", марксизм и безголовые мутанты
СообщениеДобавлено: Пн сен 05, 2016 2:19 am 
Не в сети
Администратор форума
Администратор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср авг 25, 2004 12:26 am
Сообщения: 1041
Откуда: Москва
Жизнь в самом метро тоже полна опасностей. Обитаемыми являются далеко не все станции, прочие заброшены как непригодные для жизни людей, либо завалены. Туннели же, за редким исключением, - это средоточие разных угроз, причём перемещаться по ним можно лишь пешком или на дрезине, приводимой в действие вручную. (Поезда метро давно разрушены или превращены в жилые помещения). В темноте туннелей и
заброшенных станций таятся какие-то жуткие существа; там происходят загадочные, необъяснимые явления. Поэтому каждая из занимаемых людьми станций живёт в режиме осаждённой крепости, а путешествие от одной станции до другой связано со смертельным риском. "Опасность далеко не всегда исходила с <...> двух возможных направлений в туннеле. Она могла таиться вверху, в вентиляционных шахтах, слева или справа, в
многочисленных ответвлениях, за задраенными дверями некогда хозяйственных помещений или секретных выходов, даже внизу, в загадочных люках, оставленных метростроевцами, забытых и заброшенных ремонтными бригадами, где на глубинах, сдавливающих сознание самых отчаянных смельчаков тисками иррационального ужаса, нечто страшное начало зарождаться ещё когда метро было просто средством передвижения..."

Но не только потусторонняя жуть угрожает жителям метро. Главная опасность - это всё же сами люди. Даже в таких экстремальных обстоятельствах они продолжают враждовать (и воевать) друг с другом. Передвигаясь от одной станции до другой, даже вроде бы дружественной, никогда нельзя быть уверенным, что в пункте назначения тебя не встретят автоматным огнём. Вот почему по туннелям нельзя путешествовать без оружия, и вот почему универсальной "валютой" всего метро стали патроны. На них можно обменивать еду, разные полезные вещи, принесённые с поверхности сталкерами или же произведённые разными умельцами в самом метро, ими же расплачиваются за услуги. Коммерсанты-"челноки" с риском для жизни путешествуют по метро, с выгодой для себя покупая за патроны одни товары и продавая другие.

Между станциями идёт постоянная борьба. "<...> Метрополитен из комплексного объекта гражданской обороны, огромного противоатомного бомбоубежища, предназначенного для спасения части населения в случае ядерной атаки, превратился во множество не связанных единой властью станций, погрузился в хаос и анархию. Станции стали независимыми и самостоятельными, своеобразными карликовыми государствами, со своими идеологиями и режимами, лидерами и армиями. Они воевали друг с другом, объединялись в федерации и конфедерации, сегодня становясь метрополиями
воздвигаемых империй, чтобы завтра быть поверженными и колонизированными вчерашними друзьями или рабами".

В романе описаны, либо только упоминаются, несколько объединений людей в метро, существующие на момент, когда разворачиваются события книги:
1. "Ганза" - союз станций Кольцевой линии, через которую проходит большинство торговых путей. Здесь господствует капитализм и поддерживается относительно высокий по сравнению с остальным метро уровень жизни. Ганза - это сообщество людей, разбогатевших на коммерции, людей практичных, расчётливых, можно даже сказать -
циничных. Превыше всего для них - материальная выгода. Они почитают Адама Смита и Дейла Карнеги.
2. Коммунисты-сталинисты ("красные") - занимают станции красной (Сокольнической) линии, поэтому кратко их называют просто "Красная линия". Стремятся воссоздать у себя уклад жизни в СССР времён Сталина. Мировоззрение - марксизм-ленинизм. Красная линия управляется, как когда-то Советский Союз, Коммунистической партией. Генеральный секретарь Коммунистической партии Московского метрополитена товарищ
Москвин диалектически доказал возможность построения коммунизма на одной отдельно взятой линии метро. По сравнению с сытой Ганзой люди на Красной линии живут очень бедно, зато верят в светлые идеалы. Тех своих сограждан, кто не верит, красные отправляют в лагерь имени Берии - Берилаг.
3. Революционные коммунисты - приверженцы троцкистских идей. Своей целью провозглашают "всеметрополитеновскую революцию",а Москвина считают ренегатом и соглашателем. Представлены "Первой Интернациональной Красной Боевой Бригадой имени товарища Эрнесто Че Гевары". Командир бригады - товарищ Русаков. Их база - на станции Автозаводская.
4. "Четвёртый Рейх" - объединение неонацистов, последователей Гитлера (в книге называются "фашистами"). Занимают станции Пушкинская, Тверская и Чеховская. Сообщество организовано по-военному. Их лозунги: "Каждый мужчина - солдат, каждая женщина - мать солдата", "Метро - для русских", "В здоровом теле - здоровый дух". Убивают людей по расовому и национальному признакам, а также больных и умственно-отсталых.
5. "Сторожевая башня" - христианская секта, вероучение которой построено на своеобразной интерпретации Библии. А именно, они полагают, что прошедшая ядерная война - это и был Армагеддон, последняя битва добра и зла, предсказанная в Священном Писании. Зло было испепелено, а выжившие в метро люди - это народ Божий, и вскоре для них наступит обещанное Библией тысячелетнее царство Христа, когда не будет ни старости, ни болезней, ни смерти. Все члены сообщества называют друг друга братьями. Их духовный руководитель - старейшина Иоанн. Секта базируется в поезде, стоящем в туннеле между станциями Серпуховской и Тульской.
6. Сатанисты - секта, адепты которой полагают, что метро - это преддверие ада. Заставляют рабов копать глубокую яму, чтобы добраться до преисподней. Точное местонахождение секты не указывается.
7. "Полис" - наиболее высокоразвитое, наиболее культурное сообщество метрополитена. Занимает станции Арбатская, Александровский сад, Библиотека имени Ленина, Боровицкая, которые в совокупности тоже называются Полисом, как и само сообщество. Полис характеризуется как неформальная столица метро, единственное место, где "люди живут как люди". Здесь стремятся сохранить знания, оставшиеся от эпохи до
катастрофы, а также пытаются обеспечить защиту от опасностей, грозящих всему населению метро, а не только непосредственно Полису. Сообщество имеет кастовую структуру, в частности, там есть учёные-брамины и воины-кшатрии, представители которых образуют Совет, управляющий Полисом.

Помимо этого, есть ещё организованная преступность, анархисты, кавказская и среднеазиатская общины, союзы ремесленников, людоеды-червепоклонники и др. Многие станции вообще ни к каким объединениям не примыкают.

Остались ли где-либо ещё на Земле другие выжившие после постигшей человечество катастрофы, обитатели метро не знают. Перемещаться по поверхности на более-менее далёкие расстояния нельзя из-за угрозы получить смертельную дозу радиации или попасть на обед к какому-нибудь мутанту, а всё попытки поймать хоть какой-то радиосигнал от других выживших окончились безрезультатно.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Глуховский: забытое "Метро", марксизм и безголовые мутанты
СообщениеДобавлено: Пн сен 05, 2016 2:31 am 
Не в сети
Администратор форума
Администратор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср авг 25, 2004 12:26 am
Сообщения: 1041
Откуда: Москва
Вот тот мир, созданный воображением писателя, или, как принято говорить, сеттинг, в декорациях которого развиваются события романа. Сам же сюжет прост. Главный герой книги, Артём - молодой человек, живущий вместе с приёмным отцом на станции ВДНХ. Станции угрожает страшная опасность - нашествие огромных человекоподобных мутантов с поверхности. У них совершенно чёрная кожа (поэтому их называют "чёрные"), они издают жуткий кладбищенский вой, способны вызывать у людей панический страх и обладают даром гипноза. На Артёма возложена важная миссия - добраться до Полиса и сообщить о постигшей станцию ВДНХ беде, которая в дальнейшем может стать угрозой и для всего метро. И герой в одиночку, вооружённый автоматом, отправляется в путь, конечно же, полный всевозможных опасностей. По ходу своего путешествия он встречается с людьми разных мировоззрений, получает представление об идеях, в которые верят представители разных сообществ метро. Миновав множество станций и туннелей, в том числе, страшных, зловещих мест, и несколько раз чудом избежав смерти, как от всяких таинственных сверхъестественных сил, так и от рук людей, Артём всё же попадает в Полис. Там он находит себе верных друзей среди военных. С их помощью, пройдя через многие новые испытания и приключения, спасшись от нескольких новых разновидностей монстров, Артём, наконец, побеждает "чёрных" (впрочем, особой радости ему это не приносит). Сюжет развивается линейно, без всяких отступлений и побочных направлений. Нет в книге ни злодея - антагониста главного героя, ни любовной истории. Артём просто переходит от одной станции к другой, преодолевая различные препятствия.

Такая вот книга, напоминающая то ли боевик для подростков, то ли страшную сказку на ночь, то ли сценарий компьютерной игры типа "ходилка-стрелялка", то ли странную пародию на человеческое общество. Есть ли во всём этом какой-то глубокий смысл, какая-то идея? Наверное, автору виднее.

Вышеизложенный сюжет содержится в опубликованном варианте книги, а был ещё вариант, никогда не издававшийся в печатном виде, а когда-то выкладывавшийся автором на созданном им сайте в Интернете. Между этими вариантами есть существенные отличия. В частности, тот, первоначальный, вариант был намного короче, охватывал события только до того момента, когда Артём доходит до Полиса (конкретно, станции Боровицкой), и эта глава была последней. Кроме того, если в опубликованном варианте Артём в туннеле от Полянки до Боровицкой сталкивается с какой-то очередной паранормальщиной, то в первоначальном варианте в этом туннеле ничего сверхъестественного не происходило. Герой просто предавался размышлениям, как бы подводившими итог всему тому, что он узнал во время своего путешествия. Эти размышления Артёма по дороге от Полянки до Боровицкой содержались в предпоследней главе, и именно из-за неё, похоже, и писалась книга. Герой сравнивал разные мировоззрения людей в метро, и с удивлением констатировал, что каждое из этих мировоззрений пытается по-своему объяснить мир и дать какой-то смысл человеческому существованию. Но поскольку все эти ответы на вопросы бытия противоречили друг другу, они не могли быть истинными, потому что истина предполагает окончательный и исчерпывающий ответ. Тогда теряла всякий смысл и миссия самого Артёма, ради которой он отправился в трудный и опасный путь. "Надо просто перестать идти вперёд, потому что, идя вперёд, он подчиняется законам чужого мира и играет по чужим правилам, верит в заведомое заблуждение" - рассуждал герой. И тут он вспоминал о теории про "судьбу" и "сюжет", услышанной им на заброшенной станции Полянка от странного существа, то ли человека, то ли привидения. Суть этой теории в том, что если человек принял в своей жизни какие-то важные решения, то все последующие события будут обусловлены этими решениями, и выстроятся в некоторую логическую цепочку, наподобие сюжета в книгах, и это уже и будет то, что люди называют судьбой. То есть изначально заданной судьбы не бывает, к ней надо прийти, но если уж пришёл, то жизнь превратится как бы в книжный сюжет. Тогда вроде бы случайные события, происходящие с человеком, начинают выглядеть как совсем не случайные, что рационально необъяснимо, но зато хорошо вписывается в логику развития некоторой сюжетной линии, как это бывает в художественных произведениях. И Артём решил, что, раз уж он выбрал свою судьбу, отправившись в Полис, то его жизнь теперь - это не просто цепь случайностей. Он следует определённому сюжету, себе он уже не принадлежит, и поэтому должен идти вперёд. Раз уж дошёл до сюда, значит, в этом есть какой-то смысл, и надо двигаться дальше. И после этих выводов главного героя следовала последняя глава, очень короткая, где Артём совершенно нелепо погибал от случайной пули у пограничного поста Полиса, и на этом всё повествование и заканчивалось, со словами "всякое бывает".
Таким образом, в первоначальном варианте романа некий смысл всё же был, а именно: ничего не имеет смысла. Что ж, в принципе, мысль о нелепости и суетности человеческого существования не нова. Об этом говорили многие: от Экклезиаста до сказочных персонажей из детских книг Туве Янссон. Хемуль что-то там говорил муми-троллям о тщетности всего сущего.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Глуховский: забытое "Метро", марксизм и безголовые мутанты
СообщениеДобавлено: Пн сен 05, 2016 2:50 am 
Не в сети
Администратор форума
Администратор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср авг 25, 2004 12:26 am
Сообщения: 1041
Откуда: Москва
Однако, не всё так просто. В первоначальном варианте романа итоговому выводу (отнюдь не новому и не оригинальному) предшествовало, как уже говорилось, сравнение Артёмом (в предпоследней главе, во время перехода героя от Полянки до Боровицкой) разных мировоззрений, с которыми он успел познакомиться . И вот тут-то и начинается самое интересное. Артём не просто вспоминает каждую систему ценностей ("веру" или "идею", или "философию", как это названо в романе). Герой, следовательно, и автор, дают весьма глубокий анализ того, что представляет собой вера (совсем не обязательно религиозная), каковы закономерности её самоподдержания среди своих адептов, каким образом она руководит их поведением. И это уже фактически не художественный, а настоящий научный текст, просто для иллюстрации того или иного положения используются определённые моменты из того, что узнал Артём во время своего путешествия. Формулируемые в книге тезисы можно свести к следующему (цитаты даны с сайта
http://wasteland.ag.ru/biblioteka/lyubi ... WOHFNLtkoI).

1. Все люди испытывают потребность во что-то безоговорочно верить. "Если каждый из встреченных им на его пути отстаивал истинность именно своего верования, отрицая ценность остальных, это могло указывать только на одно. Наблюдая за ними отстранённо, можно было заметить какую-то странную, болезненную склонность, обобщающую всех их, несмотря на видимые различия. Все они стремились верить во что-то". "Вера — это просто душевная потребность человека".

2. В основе любой веры лежит какая-то базовая идея, и это может быть, вообще говоря, всё что угодно. "Стремление <верить> было настолько настойчивым, целиком поглощающим любого, что выбор объекта или идеи для веры становился второстепенным. Это была некая жажда, присущая всем людям, и каждый утолял её как мог".

3. Важное с точки зрения одной базовой идеи является совершенно несущественным с точки зрения другой. Например, для "фашистов" Четвёртого рейха "быть <...> означало бороться, но противником в этом случае был призрак, они пытались уничтожить собственные страхи, удовлетворить инстинкты ценой жизни десятков людей с другим оттенком волос и кожи, которые даже и не подозревали, что являются кому-то врагами". Революционные коммунисты же "верили в противоположное. Для них цвет кожи и национальность не имела ни малейшей важности. Напротив, они гордились тем, что их отряд был интернационален, тем что их объединяет не принадлежность к одному биологическому подвиду, а идея, делающая их похожими не телесно, а душевно".

4. Всякая базовая идея должна определённым образом объяснять мир, таким образом, чтобы объяснение как бы подтверждало правоту идеи, причём разные идеи предполагают совершенно разные объяснения одних и тех же фактов и событий. "Всё, что братья в Сторожевой Башне видели вокруг себя, подтверждало слова их наставника. Иначе и быть не могло. Вся история человечества, как бы она не повернулась, была бы сразу же воспринята ими в нужном ключе, любые происшествия укладывались в предначертанное свыше, нужно было только посмотреть на них под правильным углом. Свято веря в своего
Бога, они видели в гибели мира Армагеддон, «Божью войну по истреблению зла», хотя вряд ли кто из них решался задуматься, было ли злом всё уничтоженное в этой войне. Случившееся как нельзя лучше доказывало им правоту священных книг". "Для них произошедшее было не гибелью мира, а сладостным преддверием царствия Бога на земле. Себя они видели избранным народом, который удостоился выжить в последней битве и будет допущен в рай при жизни. Артёму вспомнился рассказ сбежавшего от
сатанистов. Те тоже говорили о последней битве, но считали, что победила в ней как раз противоположная сторона, и видели в метро вовсе не ковчег, в котором остатки человечества несутся к райским вратам и вечной жизни, а начало спуска в Преисподнюю, и нельзя было сразу рассудить, чьё восприятие убеждало более. Как это могло быть, что одно и то же реальное событие может быть настолько по-разному понято и осознано разными людьми? Для одних метро было преддверием рая, для других— ада".

5. Всякая базовая идея должна придавать определённый смысл существованию как отдельного человека, так и сообщества людей, построенного на её основе. Так, "фашисты" видели смысл своего существования в борьбе с людьми других национальностей и рас. Значит, надо "постоянно готовиться к войне, не расслабляться ни на миг, бдительно высматривать врагов в каждом проходящем через их территорию". "Расовая вражда жила только в их сознании, внешний и внутренний враг нужны были только чтобы оправдать жёсткость режима, извечная грустная история опять повторялась. Когда весь мир против тебя, и никому нельзя верить, это рождает озлобленность и отчаяние, а то в свою очередь дарит новые силы". В то же время у коммунистов троцкистского толка смыслом жизни была революция. "И насколько Артём успел разобраться за свою жизнь в этой идеологии, главным её моментом было не достижение цели, а сам процесс. Упоительно было именно поджигать метро революционным пламенем, создавать динамику, изменять мир. Смысл был не в установлении другого строя, а в самой революции. Без движения идея хирела, вырождалась, теряла свою привлекательность". Для сектантов из "Сторожевой башни" смысл существования был в достижении Царствия Божия и вечной жизни непосредственно в метро.

6. Базовая идея должна чётко делить мир на хорошее и плохое, своих и чужих, белое и чёрное, без всяких полутонов, причём приверженцы данной конкретной идеи считаются хорошими, а все остальные люди - плохими. "Фашисты, безраздельно властвовавшие на Пушкинской, Чеховской и Тверской, <...> различали только <...> два цвета, и были слепы ко всем другим. Разделяя оставшихся в метро людей на две категории, ведомые своей звериной ненавистью к инородцам, они видели полную черноту в смугловатой коже и тёмных волосах. Эти для них олицетворяли чёрное — угрозу, чужое, смерть. Себя и себе подобных они считали белыми — чистыми, избранными, заслуживающими право жить". Коммунисты "не так уж отличались от своих врагов, только уничтожали они по принципу внутренней несхожести, а не физических отличий". "Либо гордый, алый, как кровь павших товарищей, цвет нашего знамени, либо мутный, неразборчивый, неприятный, которым можно описать всё остальное". Сектанты "видели в гибели мира Армагеддон, «Божью войну по истреблению зла», хотя вряд ли кто из них решался задуматься, было ли злом всё уничтоженное в этой войне". "Себя они видели избранным народом, который удостоился выжить в последней битве и будет допущен в рай при жизни".

7. Идея санкционирует убийство людей, которые расходятся во взглядах с её приверженцами. "Для того, чтобы двигатель заработал и бесконечный крестовый поход против чужого начался, восприятие мира у крестоносцев должно быть упрощено до предела, потому что когда жизнь превращается в бесконечное поле брани, в ней уже не остаётся места и времени для самокопания и колебаний. Критерием <...> служила безоговорочная готовность убивать живущих — если ты достаточно убеждён в верности идеи, которая движет тобою, ты не поступишься и уничтожением других, которые расходятся с тобой во взглядах. Так во все времена человечество доказывало свою веру". "Что превращало грабительскую добычу — в трофей, и заурядное убийство — в подвиг? Идея. Она освящала преступление, меняла его значение, переворачивала с ног на голову привычные понятия и разрешала одним людям без угрызений совести стрелять в других, а потом раздевать трупы и оставлять себе понравившиеся вещи. Стоило поверить в неё, раскрасить мир в два цвета, и многое становилось дозволенным, многие вопросы обретали ответ".

8. Вера не разрешает своим приверженцам сомневаться ни в одном из своих аспектов. "Никакая вера не терпит сомнений, она требует решительно определиться: с нами или с ними. Если с нами, не смей ставить под вопрос ни одну частицу из того, что составляет нашу философию. Если ты усомнился — ты не с нами, а значит, против нас". "Сотни людей, которых Артём видел в Сторожевой Башне, раскрыв рот, ловили каждое слово своего старейшины, и каждое его слово было для них истинным".

9. Базовая идея вместе с построенными на её основе объяснениями мира образует весьма сложную систему, понять все аспекты которой могут далеко не все её приверженцы, а лишь немногие из них, наиболее развитые (как правило, но не всегда, это предводители сообщества людей, основанного на той или иной идее). Несмотря на то, что большинство приверженцев какого-либо мировоззрения не понимают всех его аспектов, они, тем не менее, безоговорочно принимают его целиком, и предпочитают не задумываться о всяких тонкостях. "Мало кто из исповедовавших свою идею до конца понимал её смысл и разбирался во всех тонкостях её построения. Охранявшие его фашисты не знали толком, что означает их главный символ, бойцы революционной бригады обращались к своему гуру за разъяснениями, потому что не могли дать ответ на несложные Артёмовы вопросы. Выходило, что для того чтобы верить во что-то вовсе не было необходимым понимать как следует, во что ты собственно веришь. Это настораживало. Вера есть убеждённость, но о какой убеждённости может вообще идти речь, если не знаешь всего о том, во что хочешь верить? Может, на самом деле всё было ровно наоборот и безоговорочная вера как раз подразумевает незнание? Чтобы искренне верить во что-то, нужно видеть только его сильные стороны, а для этого нужно закрывать глаза на уязвимые моменты и игнорировать явные противоречия. Не знать о слабых местах, и не стремиться к тому, чтобы о них узнать. Там, где нет однозначности, нет места и для веры".

10. Для того чтобы привлекать интеллектуально развитых адептов, в рамках веры существует и сложная часть, для познания которой нужно не просто верить, но и уметь мыслить логически. "Многое из того, что Артём услышал в Сторожевой Башне, показалось ему ошибочным или лживым. Чтобы всё услышанное им вместо беспорядочной груды кирпичей образовало стройное здание, необходим был скрепляющий раствор. И он знал, что послужило бы цементом для строения религии, которое наспех возводил старейшина Иоанн на своих уроках. Это были слова, которые, единственные из сказанного братьями, нашли в нём настоящий отклик. Брат Тимофей с завидной лёгкостью отвергал бессмысленность и хаотичность существования с той же лёгкостью, с какой обещал он вечную жизнь. <...> Но именно оттого, что даваемые ответы были настолько легки и приятны, они и насторожили Артёма. Это были ответы для слабых, это были ответы для тех, кто был не в силах и не имел смелости услышать другие. Впрочем, неважно, насколько всеобъемлюща, правдива и убедительна была вера брата Тимофея и старейшины Иоанна, наверняка у них нашлись бы и более изощрённые доводы, и тайные логические построения, которые они создавали для обращения духовно развитых, и которые позволяли им скрыть древние противоречия".

11. Вера даёт людям некоторые обещания, которые в принципе никогда не могут быть выполнены. "Вера немедленно потеряла бы свою мощь и свою привлекательность, потому что удерживать людей можно было только обещанием, а не его исполнением".

12. Всякая вера объясняет мир лишь в его определённой части, в определённых аспектах, а то, что не объяснено, подменяется фантазиями, иллюзорной частью веры. "Вера — это неизбежное упрощение бесконечно сложного мира, лежащего перед каждым из нас. С ней легче жить, но она превращает человека в зашоренную лошадь, которая не пугается происходящего вокруг, потому что ей доступна только малая его часть — лежащая прямо перед ней. <...> Если любая вера позволяет видеть лишь небольшой кусочек мира, потому что остальная картина способна полностью перевернуть убеждённость в её правоте, то что же приходит её на смену?

Как человек достраивает остальное строение, чем заполняет огромные зияющие провалы в картине реальности, предлагаемой верой? Мир, лишённый какой-либо из своих частей, искалечен, и люди пытаются восстановить его целостность искусственными конструкциями. Но этим нельзя излечить рану и заживить вырванную плоть мира. Люди не умеют вырастить руку взамен отрезанной, и они крепят к культе протез. Протез помогает им существовать, но он не является частью тела. Он — ложь, он — фальшивка, подделка под человеческое тело. Так же безыскусно они поступают и с действительностью. Взамен вырванных конечностей становятся грубо выструганные детали, и поверив в какую-либо идею, человек поселяется в протезированном мире. Хуже того, они достраивают делающуюся незримой действительность, исходя из логики крошечного её фрагмента, видимого каждому из них. Но вся совокупность была заведомо лишена всякой логики и системы, так что любые попытки представить её в упорядоченном виде были изначально обречены. Глупо, увидев человеческий палец, считать, что и весь человек, должно быть, являет собой один огромный палец.

Чем достраивают свою ущербную реальность фашисты, захватившие три станции в самой середине метро? Тот её участок, что породил их идею и поддерживает её, так мал, что нужна поистине градиозная фантазия, позволяющая наполнить вакуум подходящим содержанием. Они населили мир своими врагами, они внушили себе, что ненависть их врагов к ним — первична, они внушили себе собственное превосходство над ними. Но их противники ничего не знали о вражде, пока не попадали в их владения. Вражда была выдумана. Враг — иллюзорен. Как иллюзорен был и весь их мир, построенный на ненависти и национальном отличии. Иллюзии помогали им заполнить пустоту, послушно образуя пугающие фантомы, они создавали столь необходимое чувство постоянной угрозы, они поддерживали их в их вере, наделяли жизнью их идею. Без иллюзий их мир постиг бы крах. То же происходило и с революционерами, спасшими Артёма от смерти. Разве соответствовал мир, в котором они существовали, миру самого Артёма <...> ? Ничуть. В нём не было места ни для чёрных, ни для безголовых мутантов, ни для постигшей землю катастрофы. Всё это просто не укладывалось в ясную и чёткую схему, которой подкупала их идея. Соответственно это оставалось за пределами их действительности. Взамен вырванных кусков они строили свои собственные иллюзии. Они до сих пор делили землю на два лагеря, как столетие назад, они нашли себе врага и заставили себя поверить в него, потому что история развития их идеи требовала присутствия подобного противника.

То, что старейшина Иоанн называл Армагеддоном и считал главным свидетельством своей правоты и истинности своей веры, просто не существовало в глазах товарища Русакова и его бойцов. Гигантский кусок реальности должен был быть изъят и уничтожен, а образовавшийся провал — занят соответствующими иллюзиями, чтобы они смогли продолжать верить в свою идею. И это было с лёгкостью проделано. В иллюзорном мире, населённом призрачными противниками и воображаемыми друзьями, им было
намного спокойнее и проще, чем в действительности, например, Артёма".

13. Религия имеет два важных преимущества перед остальными верами: она помогает преодолеть страх смерти, а её иллюзорная часть лежит за пределами человеческого опыта, и поэтому не может быть проверена. "Но религия тоже могла дать ответы на многие вопросы, тревожащие беспокойное человеческое сознание, и прежде всего она помогала преодолеть страх смерти, обещая вечное существование души. Ни одна из двух идеологий <коммунизм и нацизм>, с которыми Артём успел столкнуться, не утешала умирающих, она только пыталась внушить им, что их смерть будет не напрасной. Но кому это поможет смириться со своей участью?" "Было ли игрой воображения то, что предрекали и сулили братья Сторожевой Башни, не поддавалось проверке. Иллюзорная часть их мира лежала за пределами человеческого опыта, и поэтому оставалась неуязвимой. Но что отличало эту веру ото всех других? Она стояла наравне с ними, и недосягаемость её иллюзий не означала их реальность".

14. Отказ от какой-либо веры вообще делает существование человека бессмысленным, лишённым надежд. "Имеет ли смысл селиться в мире чужих иллюзий? Стоит ли принимать чью-либо веру, поднимать на свой флаг какую-либо идею? Не важно, достойны ли вера и идея этого, достаточно ли они красивы, можно ли убедиться в них самому и убедить других. Вопрос в том, имеет ли всё это смысл, если заранее известно, что любая идея и вера по своей природе ошибочны и не цельны. Можно выбрать мирок поуютнее, тот, иллюзорная часть которого завораживает или утешает выбирающего наилучшим образом. И можно отказаться от любой попытки упростить мир, ограничить его, подчинить его какой-либо логике, систематизировать и сделать максимально пригодным для своего обитания — и просто наблюдать всё его бесконечное многообразие. Но цена такого выбора высока: пустота бытия, бессмысленность существования, безграничное одиночество, отсутствие надежд. И всё равно всеохватывающая картина настоящего мира не будет ему доступна никогда. Так стоит ли одно другого?"


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Глуховский: забытое "Метро", марксизм и безголовые мутанты
СообщениеДобавлено: Пн сен 05, 2016 3:27 am 
Не в сети
Администратор форума
Администратор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср авг 25, 2004 12:26 am
Сообщения: 1041
Откуда: Москва
Что ж, всё, как говорится, разложено по полочкам. Анализ дан весьма глубокий. Ведь фактически тут детально описано идейное ядро, вокруг которого и формируется тот самый феномен, который обычно называют "цивилизацией"! Но увы, это присутствовало только в первоначальной версии романа, никогда не издававшейся, когда ещё книга называлась просто "Метро". В опубликованной версии под названием "Метро 2033", как уже говорилось, вместо всех этих рассуждений в туннеле между Полянкой и Боровицкой главный герой в который уже раз контактирует с какими-то сверхъестественными силами. Мивоззренческие же размышления Артёма в опубликованной версии вынесены в главу 19, "Последний бой", когда он после многих приключений идёт по туннелю, возвращаясь на свою станцию ВДНХ. И даны они в крайне сжатом и скомканном виде. По сути сказано только следующее: "Всё – от голоса труб в туннеле, через который он шёл, сияния кремлёвских звёзд и до вечных тайн человеческой души имело сразу несколько объяснений. И особенно много ответов было на вопрос «зачем?». Все – от людоедов с Парка Победы до бойцов бригады имени Че Гевары – знали, что ответить". "Что-то подсказывало Артему, что никакого различия между этим не было. Вера была просто палкой, которая поддерживала человека, не давая ему оступиться, и помогая подняться на ноги, если он споткнулся и упал". И затем - рассуждения героя про "судьбу" и "сюжет". Вот и всё. Блестящий и тонкий анализ феноменов идеи и веры был автором просто безжалостно выброшен... Не вернулся Глуховский к этому анализу и в двух продолжениях "Метро 2033" - романах "Метро 2034" и "Метро 2035", опубликованных, соотвенно, в 2009 и 2015 гг. "Метро 2034" продолжает неисчерпаемую тему монстров и мутантов, описания сражений с которыми чередуются с абстрактными "философскими" рассуждениями типа: "Что делает человека человеком". В "Метро 2035" чудищ уже нет (все передохли от радиации), там они и не нужны, потому что это политическая сатира. Например, когда на одной из станций "Красной линии" произошёл взрыв, обитатели Полиса принимают
его за начало революции, причём считают это результатом своего собственного культурного влияния, действия "мягкой силы", несущей "демократические ценности". А одна дама из Полиса даже собирается принести из дома печенье для восставших, потому что она слышала, что "у них там голодомор". Аналогии весьма прозрачны. Но помимо явной политической сатиры в последнем романе серии есть ещё и подтекст, обращённый к её поклонникам, "фанатам": мол, отстаньте уже от меня с этим "Метро", хватит!

Складывается впечатление, что самому автору проблемы общих закономерностей функционирования человеческого общества, его идеологической сферы, стали просто не интересны. Когда-то, ещё очень молодым человеком, почти подростком, он случайно увидел кое-какие скрытые пружины, управляющие человеческой историей, которые не видят другие, и изложил своё видение в виде художественного произведения, которое дальше когда-то существовавшего сайта в Интернете, увы, так и не вышло. А потом писатель, по-видимому, просто забыл о когда-то сделанном им глубоком и весьма искушённом анализе. Поэтому книга "Метро 2033" и не воспринимается как научное прозрение, какой она могла бы быть, не вычеркни из неё автор самое интересное. А жаль, очень жаль.

В реальности же созданный Глуховским сеттинг (вымышленный мир) послужил основой для многотомной эпопеи "Вселенная метро 2033", создаваемой многими разными авторами из разных стран, каждый из которых выдумывает всё новых и новых монстров и даёт свою трактовку фундаментальной философской проблемы поедания людей мутантами. Что ж, кушайте, чудовища, кушайте...

И всё же маленький след, маленький намёк на то, что хотел сказать автор в первоначальном варианте "Метро", остался. Это вопрос, который сначала задаёт один из бойцов революционной бригады своему командиру, а затем его повторяет в изменённом виде уже Артём, обращаясь к сектантам, и который призван показать, что каждое из этих мировоззрений может отразить лишь некоторые аспекты мироздания, а кое-что всегда будет необъяснённым или необъяснимым. Вопрос такой: "А вот скажите, товарищ комиссар, что марксизм-ленинизм говорит о безголовых мутантах?", или "Что говорит Бог наш истинный о безголовых мутантах?" Формулировки разные, суть одна.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron






Powered by phpBB2
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB