Здравствуйте, Таната.
Цитата:
Борьба за существование невозможна без стремления к существованию.
Нет стремления к существованию - нет борьбы.
Следовательно, стремление к существованию - первично, борьба за
существование - одно из проявлений стремления к существованию.
Вы задали очень хороший вопрос. Я думаю так.
"Быть или не быть". Откуда берется это стремление - БЫТЬ? По моему глубокому убеждению, источник стремления к бытию лежит в НАДиндивидуальной (НАДличностной) области. Человек хочет быть не для того, чтобы удовлетворять свои потребности, а потому что в нем заложено стремление к выполнению некоторой Задачи. Быть - это значит выполнить свою Задачу: посадить дерево, вырастить сына, написать картины, сочинить музыку, открыть новые законы, помочь ближним, спасти страну от узурпаторов власти..... Быть - значит решать некоторые НАДиндивидуальные задачи через свое индивидуальное существование. Христос говорил об этом "Не хлебом единым жив человек". Люди, которым удалось разгадать свою Задачу и выполнить ее с честью, уходят из жизни просветленными, с чувством честно выполненного долга. Люди, которые растратили себя на удовлетворение своих наиболее низких страстей, даже имея замки в пригородах Лондона и миллиарды на зарубежных счетах, в предверии смерти осознают свое полное фиаско и умирают тяжело. Они судорожно цепляются за жизнь и боятся смерти, потому что в глубине души понимают, что жили не так, как должны были бы жить, согласно своему предназначению.
"Борьба за существование" в этом смысле - это борьба за условия, которые позволят индивиду выполнить свою сверхзадачу. С точки зрения теории Сложных Адаптивных Систем (САС) сверхзадача - это индуцированное на уровень индивида системное свойство (как правило, какая-то проблема в развитии САС). Индивид, часто не сознавая этого, работает как орудие, посредством которого эта проблема
системного уровня через него решается (по Гегелю "хитрость духа"). Классический пример тут - Жанна ДАрк. Индивид становится носителем (выразителем, проводником) каких-то задач или проблем целостной Системы (семьи, класса, общества,...), частью которой он является. И чем крепче эта связь "индивид-Система", чем в большей степени он работает как представитель Целого, тем более мужественные и сильные его поступки, тем успешнее его "борьба за существование". Вспомните фильм "Свой среди чужих":
"Господи, но почему же Ты помогаешь этому кретину, а не мне" - говорит белогвардейский офицер и совершенно точно говорит.
В "борьбе за существование" побеждает в конечном итоге тот, кто движим не сиюминутными шкурными интересами, а тот, кто выполняет некоторую сверхзадачу развития Системы как Целого.
Григорий.