Наука сегодня имеет социальный заказ на разработку общих оснований
для частных идей.
Математики предполагают, что секрет обобщений кроется в свойстве
чисел все соизмерять. Изобретателем чисел считают полубога Прометея.
Немецкий математик Кроникер утверждает, что число изобрел Бог, все
остальное, - дело рук человеческих.
Для нас проблема «числа» возникла в 1967 году по поводу проверки
на размерность разрешающих множителей Л.В. Канторовича. В алгоритм
Канторовича я добросовестно внес размерности исходных величин и
выявил, что сложены «литры» плюс «метры» и получены числа.
Я стал искать логический способ избавления от размерностей
реальных явлений. Логика процедур над размерностями реальных явлений
побуждает думать, что «число», - это ускорение, которое получают
реальные явления при объединении ((1), стр. 12-25) .
Предпосылки основательных суждений заложены в способности ЧЕЛОВЕКА
ориентироваться в трех зонах: (А)ближайшего ощущения; (Б)ближайшего восприятия ритмов; (В)ближайшего творчества.
Мы исследовали ориентиры человека в экстремальных условиях на Чернобыльской АЭС
после аварии и выявили, что в стрессовой ситуации работники на сильный раздражитель
откликаются всеми силами, не оставляя в запасе ничего. На следующий раздражитель
сил нет, - человек паникует. Наш вывод, - мало призывать человека к
дружбе и гармонии; надо дать ему инструменты экономного реагирования
на любые сигналы. Особо расточительно люди тратят энергию в зоне
ближайшего ощущения, где «после драки кулаками машут». Все лучшие
навыки этой зоны люди закрепили в нормах аграрного общества.
Зона ближайших совместных ритмов переносит внимание людей на
процессы производства результатов труда, что позволяет исправлять
ошибки, не дожидаясь результатов. Такой режим называют индустриальным.
Зона творчества предполагает полное информирование работников о
будущих ошибках, что именуют информационным обществом.
Мы рассуждали так: если предложить работникам систему показателей
численного измерения ориентиров, то под действием самоорганизации
люди перестанут паниковать. Критерием паники при стрессах является
бессонница от переутомления.
Для трех «зоно – режимов» мы взяли три функции: «контроль»,
«воспитание», «деятельность». Получили девять учетных критериев,
которые можно измерять, анализировать, оптимизировать методом
эквивалентных замещений.
В итоге мы научили работников экономному ориентированию.
Бессонница исчезла, появилась инициатива, выросла трудовая активность.
Представляется, применение координат ориентирования даст людям силы к миролюбию и процветанию.
Конкретно, мы надеемся найти единомышленников в вопросах
защиты подрастающих поколений в системе образования.
« СИСТЕМА МНОГОЦЕЛЕВОЙ ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ »
ВВЕДЕНИЕ.
Каждый человек от природы склонен ориентироваться в трех зонах:
(1) ближайшего ощущения; (2) ближайшего восприятия совместных ритмов;
(3) ближайшего творчества. Зона (1) развита от рождения, здесь организм
реагирует сразу всеми защитными ресурсами на любой сильный внешний
сигнал. При множестве раздражителей зона (1) поглощает все силы
и у организма не остается достаточных ресурсов для ориентирования
в зонах (2) и (3). Получается, что НОВЫЕ предложения ученых часто не
имеют ресурсного потребительского интереса в зонах (2) и (3).
Мы предлагаем сократить затраты энергии на ориентирование в зоне (1)
путем создания девятимерной системы защиты, где каждый стандартный
критерий экономно обслуживает множество внешних воздействий. Далее,
через взаимную распределенность критериев зоны (1) мы научились
направлять ресурсы ориентирования в зоны (2) и (3).
ПРОБЛЕМА. Цель образования - привить подрастающему поколению толерантность,
творчество, социальную и профессиональную компетентность, инициативу, гуманизм.
Система современного образования часто НАСИЛЬСТВЕННО навязывает детям
ориентиры творчества, чем убивает у них задатки талантов.
Наша система инструментально экономит энергию в зоне ближайшего ощущения,
а высвободившуюся энергию направляет на творчество.
Соответственно, в организационную среду образования мы включили функции
контроля, воспитания, деятельности в зонах ближайшего ощущения, ближайшего
восприятия ритмов, ближайшего творчества. Получили три группы критериев:
(А) защиты человека от «уныния» ( контроль текущих ошибок, воспитание
прилежности, закрепление пройденного); (Б) приобщения к ритму ( контроль
выполнения правил учащегося, воспитание послушания, изучение нового материала);
(В) формирования творческого мышления ( контроль использования резервов
творческой инициативы, воспитание глобальной ответственности, компетентное мышление).
После экспертной оценки состояния этих 9-ти критериев, например, в баллах, вычисляют
их взаимные ускорения и намечают стратегию ориентирования. Исходные данные
обрабатываются диагностической технологией IPK, которая вычисляет параметры
возможных подвижек на следующий семестр.
Успеху способствует информация о завышенных и заниженных самооценках;
вычисленные резервы организационно-дидактической среды; резервы роста
успеваемости на следующий семестр и другие сведения.
Продукт имеет стандарты: 1. Экспертиза орг-дидактической среды. 2. Оценка
рейтингов учащихся. 3. План мотивационного развития личности. 4. Интенсивный
педсовет (совещание). 5. Аттестация условий деятельности. 6. Анализ излишеств
документооборота. 7. Анализ успеваемости. 8. Анализ дисциплины в коллективе.
Стандарты можно адаптировать к условиям и задачам любого учебного заведения.
Готовность продукта к внедрению = 100%.
Применение продукта сэкономит до 70% ресурсов заказчика, повысит компетентность,
инициативу, и ответственность подрастающего поколения.
Литература:
1. Банков Г.С. Технология власти 21 века. Минск. 1998.
2. Банков Г.С. Распределение производственной программы
методом эквивалентных замещений. Доклады научно-технич.
конференции по разработке и внедрению АСУ. Секция Y11.
Математическое обеспечение, Н-ск,1969.
3. «Технологические приемы повышения организованности коллектива в
экстремальных условиях в период ликвидации последствий аварии на
Чернобыльской АЭС». Для технических библиотек.
Под редакцией Банкова Г.С. Киев,1986.
С уважением, Банков Геннадий Серафимович, mailto:
bank38@mail.ru