О пагубном влиянии либеральных штампов на углубление кризиса.Мы писали в предыдущих сообщениях:
Цитата:
принцип, которым "наводился порядок" в эпоху Адама Смита ("невидимая рука" или закон свободной конкуренции) утратил свой смысл в НОВЫХ экономических условиях, где рынок монополизирован и контролируется крупными игроками, которые всегда могут в приватном кругу договориться между собой о разделе рынков и ценах. Мелкие конкурирующие производители в нашей стране давно поставлены под контроль крупных сбывающих сетей-монополий, которые торгуют не по законам Адама Смита, а совсем по иным законам, не имеющим ничего общего с законами "невидимой руки".
Правительство, опирающееся на разработки существующих сейчас Центров Либеральной Эконометрии (условно назовём их так), с самого начала дезориентировано в своём видении ситуации в стране и её оценке. Причина - шаблоны либерально-монетаристской доктрины, которыми привыкли мыслить аналитики этих Центров, подготавливающие рекомендации и прогнозы для Правительства. В новых условиях необходим новый свежий взгляд на проблемы, не шаблонное видение ситуации, умение отличить причину от следствия, болезнь от её симптомов, главное от второстепенного.
В рамках либерально-монетаристской доктрины (ЛМД) суть проблем происходящего кризиса будет неизбежно ускользать или искажаться.
Приведём иллюстрацию на данную тему, касающуюся состояния дел со строительством доступного жилья.Николай Сергеевич Санников много лет работает в сфере жилищного строительства и хорошо знает положение в этой отрасли.
http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/09/793/51.htmlЦитата:
Николай САННИКОВ.
Девять лет назад ветхий, то есть непригодный для жилья фонд, в стране был на уровне 40 млн. кв. м. Сегодня он составляет не менее 100 млн. кв. метров.
То есть ситуация резко ухудшилась. И это по официальным, явно приукрашенным данным. В реальной жизни ситуация намного хуже. По моим данным, непригодный для жилья фонд составляет не 100, а 500 млн. кв. метров. Только в трех-четырех российских городах не бросаются в глаза явные атрибуты устарелости и ветхости жилого фона. Во многих городах трущобы видны из окна кабинета главы областной Администрации. И это настоящие трущобы: с обшарпанными стенами, полуразвалившимися подъездами, прогнившими полами, вышедшей из строя канализацией и системой отопления, крысами, шныряющими по подъездам и квартирам.
Цитата:
Н.С. По сравнению с реальными потребностями строится очень мало. А то, что и построено, доходит лишь до незначительной части остро нуждающихся в жилье. За всю историю России в ней было построено 2,9 млрд. кв. метров жилья. Китай построил столько же за последние два года...
У нас в год на человека строится 0,3 кв. м. жилья, в Китае — 1,5 кв. метра.
О стоимости жилья я уже не говорю. В Китае достаточно быстро и успешно решают жилищную проблему, у нас, в России, ее все больше обостряют и загоняют в тупик.
Цитата:
Н.С....
государство по-настоящему не желает решать эту проблему, напротив, всячески устраняется от нее.
Возьмите ту же Москву. Представьте себя частным инвестором — строителем, решившим построить жилой комплекс. 30 процентов жилья ты сразу же должен отдать московской мэрии для тех, по ее утверждению, кто получит жилье бесплатно или по льготным расценкам. Затем множество всяких согласований в различных инстанциях — землеотводы, заключения соответствующих служб и, конечно же, решения властей разных уровней. И везде, помимо и без того высокой официальной таксы, надо "давать на лапу", иначе все затянется на годы. А расходы на подключение света, воды, газа? Их в последнее время сделали просто астрономическими, особенно энергетики. Откуда, спрашивается, может быть доступная стоимость жилья, если везде сплошные накрутки? Самим строителям достается сравнительно немного, основные "сливки" снимают те, кто занимает в строительном бизнесе привилегированные, а то и монопольные позиции, или же всячески "окучивает" его ради собственной наживы, пользуясь прочными и многолетними связями с влиятельными чиновниками московской мэрии.
Почему же государство устраняется? Не потому ли, что так прописано в руководстве к действию - либеральной доктрине, принятой на вооружение? Государство НЕ ДОЛЖНО вмешиваться в экономику - вот и не вмешивается, самоустраняется от кричащих проблем СИСТЕМНОГО уровня, потому что жильё как и коммуникации и инфраструктуры относятся к системным проблемам, а не частным. Отсутствие необходимого объема жилого фонда или его фактическая недоступность для 90% населения создают по мере обветшания старого жилья мощнейший системный дисбаланс, потому что это подрывает сами истоки жизни. Невозможность создать семью и завести детей - это удар в самое сердце народа. А для огромного числа наших граждан эта проблема неразрешима без деятельного участия государства. Самоустраняться в такой ситуации просто преступно. Вся цепочка строительства от создания проекта дома до сдачи его под ключ должна быть взята под контроль государства - с очищением её от многократного дублирования и накручивания "расходов", создаваемых всевозможными согласователями, разрешителями и вымогателями.
Цитата:
Посмотрите, кто выигрывает тендеры и конкурсы на строительные работы в областных столицах и крупных городах. Либо родственники, либо бывшие сослуживцы, либо хорошие знакомые губернатора или приближенных к нему лиц. Строительство жилья в таких условиях неизбежно будет подчинено своекорыстным интересам определенных кланов и групп. Толкуют о борьбе с коррупцией, принимают Указы и Законы. Но она заложена в самой системе нынешней власти. Ее-то как раз и нужно менять. А не плодить по видимости грозные, но по сути своей пустые "антикоррупционные" документы, которые едва ли кто-то будет выполнять.
Цитата:
Возьмите широко разрекламированную национальную программу "Доступное жилье"... Доступного жилья не было и до этой программы, но положение стало намного хуже в результате ее якобы "успешного" выполнения. Первоначально программа называлась "Доступное и комфортное жилье — гражданам России". Она была изложена в пяти толстых томах, каждое направление было изложено так детально и всесторонне, что даже В. Путин, бывший тогда Президентом страны, похвалил разработчиков, отметив, что впервые видит документы, не нуждающиеся в доработке правительством. Президент дал по этой программе семь конкретных поручений со сроком исполнения в три месяца. Ни одно из них не было выполнено. Более того, вскоре программу фактически положили под сукно. Название её урезали, надо, мол, покороче и "попризывней". Но главное — исказили сам замысел: сконцентрировать национальные силы и средства на жилищном строительстве для широких слоев населения, а через него поднять и всю экономику. Однако от первоначальной программы остались, как говорится, рожки да ножки.
Цитата:
"ЗАВТРА". Что, на ваш взгляд, сорвало реализацию намеченной программы?
Н.С. Отчаянное, другого слова нет, сопротивление руководителей финансово-экономического блока тогдашнего правительства, особенно, как говорят, Грефа, Голиковой ( тогда она была заместителем министра финансов) и Кудрина. Греф якобы так и сказал: принять эту программу можно только через его труп.
"ЗАВТРА". А чем объяснить сопротивление руководителей экономического блока правительства жилищной программе?
Н.С. Речь шла об активном и массированном вторжении государства в экономику, о выделении на строительство жилья немалых бюджетных ассигнований. Все это шло вразрез с либеральными убеждениями тогдашних министров и руководителей финансовых учреждений и требовало существенных корректив в проводившийся "стабилизационный" макроэкономический курс.
То есть слепая приверженность букве либеральной доктрины привела к срыву Программы Доступного Жилья. Либерализм в его российском исполнении - идеология лентяев: не вмешиваться и самоустраняться ведь проще всего. Тут не нужен ни ум, ни воля, ни усилия. Просто сиди ровно в кресле и не вмешивайся - чего проще. Идеология либерализма парализует волю и связывает руки. Она действует как наркотик на наших чиновников высшего ранга, ограничивая их инициативы по решению общесистемных задач. Либеральную идеологию следует идентифицировать как опасный системный вирус, разрушающий нашу страну изнутри.
Посмотрите сами, что говорит человек, на своём опыте познавший - каковы они плоды либерального бездействия и самоустранения.
Цитата:
Тогда, да в значительной мере и сейчас, в правительственных верхах доминировал чисто дилетантский, давно опровергнутый реальной практикой высокоразвитых государств подход "рыночную экономику нельзя развивать нерыночными методами". Но в том-то и дело, что
на Западе рынок давно и достаточно эффективно регулируется государством. Особенно это касается строительной сферы.
"ЗАВТРА". Вы сослались на зарубежный опыт государственного регулирования строительной сферы. Можно ли привести его наиболее показательные моменты.
Н.С. Буду опираться на практику США, с которой хорошо знаком. Америку трудней всего обвинить в умалении рыночных рычагов. В других регионах — например, в той же Европе — делается куда больший акцент на государственное регулирование.
Так вот,
в Соединенных Штатах, если ты построил жилой или промышленный объект, инфраструктурное его обеспечение берёт на себя государство. Не надо ломать голову, как у нас, где взять и оплатить электроэнергию, воду, теплоснабжение. Федеральные, штатные или муниципальные власти предоставляют все это автоматически. При этом подключение бесплатно. У нас за это требуют огромные деньги, особенно энергетики.
В США же, если ты, скажем, построил завод, и его не обеспечили электроэнергией, это является грубейшим нарушением закона, за что власти, именно власти, понесут предусмотренную этим законом ответственность.
Точно так же и со строительством жилья. Помимо этого, существует целая система стимулирования и поощрения частной инициативы в сфере строительства. Иными словами, государство всячески помогает строительному бизнесу, а не тормозит его развитие. Такая система в том или ином виде существует не только в США, но и в других высокоразвитых странах. К этому надо добавить реально действующее антимонопольное и антикоррупционное законодательство, действительную независимость судов.
То есть все то, что у нас существует только на словах.
Попробуй в Соединенных Штатах губернатор, мэр или даже сам президент порадеть в строительном или ином бизнесе "родному человечку", сразу же громкие разоблачения в средствах массовой информации и, главное, вполне реальная перспектива лишиться своих постов. Понятно, почему в Америке, да и в Западной Европе люди, принадлежащие к среднему классу, могут без особого напряжения купить, пускай даже и в кредит, просторное и комфортное жилье. По низким процентам и выгодным условиям для заемщика, Ну а те проценты, которые платятся у нас банкам, иначе как грабительскими не назовешь.
Цитата:
нужен кардинальный разворот всей государственной политики, предельная концентрация и мобилизация всех финансовых и экономических ресурсов для решения сложнейшей и кране запущенной проблемы. И, конечно же, эффективная кадровая политика, которой уже давно нет. В строительстве, как и в других сферах, компетентные люди, специалисты сейчас не ценятся, их вытесняют. А вместо них приходят угодливые и услужливые. Они часто не знают своего дела, да и не хотят знать, их ведь поставили не за умение добиваться решения проблем. И так всюду, как в Центре, так и на местах.
Цитата:
Н.С. Стоимость жилья у нас сильно завышена. На этом греют руки сросшиеся с региональной и муниципальной властью разного рода посредники. Кризис, по оценкам ряда экспертов, должен был привести к падению этих цен минимум на 50%, а по моим расчетам — еще больше. В США, например, цены на жильё — там преобладает ипотека — упали обвально. Но в России этого не произошло — цены снизились крайне незначительно, можно сказать, микроскопично. Как федеральная, так и муниципальные власти, особенно в Москве, пришли на помощь этим паразитам своей кредитно-финансовой политикой. В результате они сохранили свои сверхприбыли, пострадали же рядовые потребители, те же коренные москвичи, например, шансы у которых купить современное жилье близки к нулю. Подтвердилась старая истина: рыночные механизмы в России не работают. Преобладает монопольный сговор. С фактической санкции властей, уверяющих на словах, что они заботятся о широких слоях населения
Николай Сергеевич правильно говорит, что строительство в умных руках может стать ещё одним локомотивом выхода страны из кризиса. Это - новые рабочие места, новые заказы, новые технологии. Удивительно, что это мудрый и знающий своё дело практик повторяет наши теоретические выводы - о необходимости инсталляции нового знания (например, в виде нового оборудования) в стране и что делать это надо именно сейчас, во время кризиса - с минимальными расходами на проведение этой операции технологического обновления страны. Вот что он говорит:
Цитата:
Н.С. На Западе кризис привел к удешевлению основных производственных фондов реального сектора. Самое время скупить по недорогой цене, а кое-где и за бесценок, современное промышленное, в том числе строительное, оборудование, а также новейшие строительные технологии, которых у нас пока нет. Например, в Великобритании или Канаде — у них здесь немало перспективного и интересного. Кстати, Сталин в начале 30-х годов прошлого века, осуществляя индустриализацию страны, так и сделал. На Западе тогда бушевал острейший экономический кризис. Советский Союз скупал и вывозил из Соединенных Штатов, Германии, других стран целые заводы и технологические линии, причем самые современные для того времени, по весьма сходной цене — в период массовых банкротств и остановок производства капиталистам было не до торга. Вот бы использовать нынешнюю ситуацию для подъема отечественной индустрии. И не элитного, а массового, но в то же время комфортабельного жилья. Необходимые для этого технологии, подчеркиваю, в той же Великобритании, да и других странах, можно купить сейчас по самой минимальной цене.
Трезвый взгляд на вещи человека-специалиста в своей области. Вот бы нам ТАКИХ министров в правительстве - реальных хозяйственников, радеющих душой о положении дел в стране и умеющих действительно работать а не только говорить красивые слова с телеэкрана. Тогда и ситуация с кризисом могла бы начать выправляться.