Кризис - это реконфигурация = качественное изменение строения Системы.Если кризис локальный, то меняется строение локальных подсистем. Если же кризис принzл глобальный масштаб и охватил многие страны, то выход из кризиса сопровождается ГЛОБАЛЬНОЙ реконфигурацией мировой системы. Это могут быть распады империй, захваты новых территорий военным путём или с использованием современных системных технологий.
Опасность войн во время глобальных кризисов возрастает многократно.
Самое худшее, что можно придумать для ослабления безопасности страны - это начинать глубокие реформы военной машины в период глобального кризиса. Сочетание этих двух факторов - начало глобального кризиса и глубокое реформирование системы безопасности потенциального противника - дают максимальное воздействие, ослабляющее обороноспособность страны. Это не значит, что реформировать систему безопасности вообще не нужно. Это значит лишь, что риски от такой операции в период углублени глобального кризиса многократно выше, чем в периоды безкризисного развития.
Необходимые реформы проводтся в определённые благоприятные периоды, а не когда "гром грянет". Реформы проводимые "когда гром грянет" всегда несовершенны, потому что поспешны, не продуманы, делаются часто под давлением обстоятельств. Даже самая прекрасно продуманная реформа не обходится без временного разрушения сложившихся связей управления, структур соподчинения и механимов мобилизации и подготовки.
Реформирование, опасно влияющее на безопасность страны, в период углубления кризиса - не просто плохой, но ещё и опасный вариант проведения реформ.
Реформы - любые реформы - должны проводиться РАЗУМНО, то есть исходить из предварительного глубоко продуманного и просчитанного ПЛАНА реформирования. Как строительству нового дома предшествует длительный процесс создания проекта, инженерных расчётов и согласования с многочисленными ведомствами, точно так же любая продуманная реформа должна проводиться лишь ПОСЛЕ предварительной глубокой проектной проработки.
Разные аспекты предполагаемой реформы должны быть глубоко исследованы с разных сторон специалистами разных направлений. Проект такой реформы создаётся в результате суммирования всех оценок разных профессиональных групп. Собственно сама реформа начинается именно с такого Проекта.
Заказчики Реформы должны правильно сформулировать основные желаемые результаты проведения реформ, доступные ресурсы и пределы риска проведения реформ. Вторая стадия - подбор профессионалов для создания Проекта реформирования. Качество руководства выражается в умелом решении задач постановки целей и мобилизации ресурсов (человеческих, финансовых, информационных ....) для осуществления реформ.
Проектная группа реформирования осуществляет анализ будущей реформы, рассматривая процесс с разных сторон по его влиянию на все жизненно-значимые стороны жизни общества и выдают свои заключения. На основе заключений экспертных групп формируется сводный предварительный план реформирования, который передаётся в группу формализации и поиска аналогов. Группа формализации перекладывает отчёты экспертных групп на язык математических моделей, используя савременные методы - системную динамику, многоагентное моделирование, САС, сетевые методы.... Группа аналогов ищет - не было ли аналогичных реформ в других странах и если да, то как они протекали и чем закончились. После этого идёт отладка модели реформы и её проигрывание при разных начальных данных и с учётом разных внешних неожиданных воздействий. Отбирается наиболее эффективный вариант. Создаётся группа идеологической поддержки реформы и готовится доклад, где объясняются основные цели реформы, решаемые задачи и пути решения. Возможны доклады разного уровня секретности, предназначенные для специалистов разного уровня. Задача докладов - объяснить ясно и доходчиво смысл реформ и почему их надо делать именно таким способом. Чтобы реформа была успешной, необходима критическая масса её сторонников. Поэтому процесс реформирования начинается с разъяснений и обсуждений тех аспектов реформы, которые доступны для широкого обсуждения. Здесь возможно подключение СМИ и специальные встречи с коллективами, которые должны будут участвовать в реформировании. Одновременно с идеологической работой подготовки реформы могут быть осуществлены предварительные локальные мероприятия реформирования. Эти очаги реформирования становятся своего рода полигонами для обкатки будущей глобальной реформы. Опыт работы системы в этих локальных областях анализируется и вносятся поправки в проект реформирования. Опыт реформирования освещается в СМИ. То есть реформы идут шаг за шагом, через постепенное выведение отживших или деградировавших структур, механизмов и технологий с их заменой новыми БЕЗ существенной потери функциональности на стадии реформирования.
Так ДОЛЖНО быть. Но, к сожалению, у нас в России всё делается иначе - исторический опыт "больших скачков" кажется так ничему и не научил. Как в начале 1990-ых, так и в конце 2000-ых наши реформаторы по-прежнему предпочитают экстремистские методы проведения реформ. Экстремизм состоит во-первых, в том, что реформы готовятся келейно, о них никто не подозревает до самого последнего момента, когда они как снег на голову, вдруг сваливаются на головы наших граждан. Во-вторых, непонятно, КТО готовит эти реформы. Кто те Профессионалы, которые должны были просчитать заранее все последствия реформирования. Есть ли вообще Проект Реформ и кем он подготовлен? Было ли проигрывание этого проекта на компьютерных моделях для выявления его недостатков? Был ли проведён поиск аналогов такой реформы среди других стран? Были ли попытки локального прокатывания реформ на отдельных подразделениях системы с анализом получающихся результатов? Обсуждения тоже не было и не было идеологической подготовки для мобилизации сторонников реформы. То есть, ни одно из условий Умного реформирования - как в начале 1990-ых так и теперь, - по-прежнему не выполняется.
Опять кто-то (непонятно кто) и зачем-то (непонятно зачем) ломает налаженную систему безопасности страны. В 1990-ых - сломали экономический хребет страны, порушив отлаженную систему взаимосвязанных высокотехнологичных комплексов. Теперь принялись за систему безопасности. Та же непродуманность последствий, к которым это "реформирование" может привести. Но сейчас это гораздо опаснее, потому что на дворе глобальный кризис - когда опасность внешних конфликтов увеличивается.
Мир кипит. Надо быть слепым, чтобы этого не видеть. По всем странам прокатываются многотысячные демонстрации, митинги протеста, то тут то там происходят захваты административгных зданий, столкновения с властями. Саммиты следуют один за другим, а решения часто противоречат друг другу или фактически неисполнимы. Эксперты путаются в своих прогнозах, то предсказыая десятилетнюю депрессию, то провозглашая близкий конец кризиса. Растут трения между Старым и Новым Светом, между Западом и Востоком. Новые источники Силы выходят на мировую арену, требуя глубокого изменения статусов и ролей в большой мировой игре.
Это всё - проявления нарастания неустойчивости мировой САС.
Система сложившегося мирового порядка постепенно теряет устойчивость. Кардинальные глубокие изменения системы мирового порядка вполне возможны.
Глобальная ломка системы мирового порядка затронет все страны. Борьба за контроль над ресурсами (сырьевыми, финансовыми, интеллектуальными...) - ляжет в основу новой глобальной реконфигурации мировой САС. Последней такой реконфигурацией была вторая мировая война. Наличие ядерного оружия создало мощный противовес реконфигурациям типа войн, и как следствие, стало одной из причин создания оружия нового типа, которое использует принцип направленных системных воздействий на слабые места системы потенциального противника.
Системные воздействия способны подрывать изнутри защитные функции системы. Это могут быть системные вирусы - например, идеологемы, разрушающие психику и нравственность народа - такие как культивация эгоизма, разврата, насилия, фальсификация прошлого, уничтожение идеалов, которые сплачивают народ в единое целое...
Это могут быть меры контроля над мировыми рынками. Так, например, страны, сильно зависящие от импорта, будут зависеть от поставщиков этого импорта, которые всегда могут извне повлиять нужным образом на ситуацию внутри.
Другой пример - если взвинтить цены на фондовых рынках, и посадить большинство крупных корпораций противника на кредитную иглу банков, а потом резко обвалить фондовые рынки, то таким способом можно приобрести контрольные пакеты основных отраслей экономики противника - и этим фактически поставить экономику страны-противника под свой контроль.
На эту тему - война как возможный вариант реконфигурации мировой САС - статья:
Pentagon Preparing For War With The Enemy: Russia
by Rick Rozofhttp://www.globalresearch.ca/index.php? ... &aid=13614Статья опубликована Центром Глобальных Исследований, который, в частности, занимается научной экспертизой и системной оценкой равития системы международных отношений.
Автор цитирует выдержки из статьи:
Irina Kadzhaev, South Ossetia political scientist, South Ossetia Information Agency, April 2009:
Цитата:
"Today the situation is much more serious than before August 2008....[A] possible recurrence of war will not be limited to the Caucasus.
"Сегодняшняя ситуация более сложная, чем до Августа 2008... Возможное повторение конфликта не ограничится лишь Кавказом.
Цитата:
"The new President of the United States did not bring about any crucial changes in relation to Georgia, but having a dominant role in NATO he still insists on Georgia's soonest joining of the Alliance. If it happens, the world would face a more serious threat than the crises of the Cold War.
Новый Президент США не склонен критически пересматривать позицию США в отношении Грузии и, имея доминирующее влияние на НАТО, продолжает настаивать на присоединении Грузии к Альянсу. Если это случится, то мир столкнётся с гораздо более серьёзной угрозой чем Холодная Война.
Цитата:
"Under the new realities, Georgia's war against South Ossetia may easily turn into NATO's war against Russia. This would be a third world war."
"В этих новых обстоятельствах, война Грузии против Южной Осетии может легко перерасти в войну НАТО против России. А это может стать началом третьей мировой войны".
Автор анализирует - насколько обоснованы эти опасения в свете происходящих событий последнего времени.
Цитата:
On May 12 James Mattis, NATO's Supreme Allied Commander Transformation [ACT] and commander of the U.S. Joint Forces Command, spoke at a three-day symposium called Joint Warfighting 09 in Norfolk, Virginia, where NATO's Allied Command Transformation is based, and stated: "I come with a sense of urgency. The enemy is meeting like this as well." [1]
A local newspaper summarized his speech:
"Mattis outlined a future in which wars will not have clearly defined beginnings and ends. What is needed, he said, is a grand strategy, a political framework that can guide military planning." [2]
Джеймс Мэттис - начальник штаба развития НАТО - выступил на встрече в Норфолке. Местная газета просуммировала основной смысл его выступления так:
"Войны будущего не будут иметь ясно обозначенные начала и концы. Мэттис считает, что то, что сейчас нужно, это - фундаментальная стратегия, которой будет подчинено военное планирование".
Цитата:
He failed, for what passes for diplomatic reasons no doubt, to identify who "the enemy" is, but a series of recent developments, or rather an intensification of ongoing ones, indicate which nation it is.
Хотя Мэттис не уточнил (по дипломатическим соображениям), кто именно потенциальный противник (враг), но серия событий последнего времени или, скорее, их нарастание, укаывают ясно, о какой нации идёт речь.
Цитата:
Last week the head of the U.S. Strategic Command, Gen. Kevin Chilton, told reporters during a Defense Writers Group breakfast on May 7 "that the White House retains the option to respond with physical force - potentially even using nuclear weapons - if a foreign entity conducts a disabling cyber attack against U.S. computer networks...."
"В прошлую неделю глава стратегического руководства США Кевин Хилтон сообщил репортёрам во время завтрака 7 Мая, что Белый Дом сохраняет возможность физического ответа - вплоть до применения ядерного оружия - если против компьютерных сетей США будет предпринята атака со стороны иностранных государств".
Цитата:
An account of his talk added "the general insisted that all strike options, including nuclear, would remain available to the commander in chief in defending the nation from cyber strikes."
Chilton "said he could not rule out the possibility of a military salvo against a nation like China, even though Beijing has nuclear arms," [3] though the likely first target of alleged retaliation against equally alleged cyber attacks would be another nation already identified by US military officials as such: Russia.
Не Китай, а Россия рассматривается "там" как потенциальный источник подобных кибер-атак.
Цитата:
In late April and early May of 2007 the government of Estonia, which was inducted into NATO in 2004 and whose president was and remains Toomas Hendrik Ilves, born in Sweden and raised in the United States (where he worked for Radio Free Europe), reported attacks on websites in the country which were blamed on Russia.
В конце Апреля и начале Мая 2007 правительство Эстонии сообщило об атаках на веб-сайты со стороны России.
Цитата:
Over two years later no evidence has been presented to substantiate the claim that Russian hackers, much less the government itself, were behind the attacks, though it remains an article of faith among US and other Western officials and media that they were.
Но и спустя почти два года это обвинение российских хакеров ничем не было обосновано, но стало рассматриваться уже как факт среди официальных лиц в США, на Западе и СМИ.
Цитата:
Secretary of the Air Force Michael W. Wynne stated, "Russia, our Cold War nemesis, seems to have been the first to engage in cyber warfare."
Россия будет первой, кого это затронет, если кибер-война начнётся.
Цитата:
The US Air Force news source from which the above is quoted added that the events in Estonia days earlier "did start a series of debates within NATO and the EU about the definition of clear military action and it may be the first test of the applicability of Article V of the NATO charter regarding collective self-defense in the non-kinetic realm." [4]
NATO's Article 5 is a collective military defense provision, in fact a war clause, one which first and to date for the only time has been used to support the protracted and escalating war in Afghanistan.
События в Эстонии инициировали обсуждения в НАТО и ЕС о мерах коллективной безопасности от кибер-нападения, вплоть до обсуждения пункта V декларации НАТО - касающегося военных действий - того самого, который был применён при развязывании войны в Афганистане.
Цитата:
On a visit to Estonia last November Pentagon chief Robert Gates met with the country's prime minister, Andrus Ansip, and "discussed Russian behavior and new cooperation on cyber security...."
А в ноябре на встрече в Эстонии с главой Пентагона Робертом Гейтсом обсуждалась тема поведения и сотрудничества Эстонии и НАТО в области защиты от кибер-атак.
Цитата:
It was reported that "Ansip said NATO will operate under the principle of Article 5 of the alliance’s treaty, which states that an attack on one ally is treated as an attack on all," and "We are convinced that Estonia, as a member of NATO, will be very well defended.”[5]
Было сообщено, что кибер-атака на одно из государств будет рассматриваться как атака на всех членов Альянса с соответствующими принципами ответа, заложенными в Пятой статье.
И так далее - полный текст:
http://www.globalresearch.ca/index.php? ... &aid=13614Если бы подобную статью написал кто-нибудь из оппозиции, можно было бы считать всё это преувеличением. Но это пишет человек "со стороны", анализирующий происходящие события и делающий выводы. Если опасность военного конфликта действительно увеличивается в последние годы, - а судя по анализу данному в этой статье - это именно так, то надо тысячу раз всё взвесить прежде чем проводить кардинальные реформы системы защиты страны. Ведь бомбы не разбирают, кто реформатор, а кто нет.