О продовольственной безопасности.
Почему Россия не может себя прокормить?
Источник:
http://news.mail.ru/economics/1611167/
Авторы выделяют следующие угрозы, которые встают перед страной в связи с утратой продовольственной безопасности, благодаря проведению разрушительных для нашего с/х реформ.
Замечательно, что проблема эта, наконец, НАЗВАНА. Наши высокие правители заметили эту проблему и считают, что ее надо решать.
Цитата:
Полки продуктовых магазинов сегодня завалены импортной едой, как в середине 1990-х. И даже купив отечественную колбасу, надо помнить, что она может на 100% состоять из иностранного сырья. Статистика подтверждает, что импорт продуктов быстро растет, а это признак того, что с продовольственной безопасностью в стране не все в порядке. Так и хочется по старинке спросить: а если война?
Цитата:
На днях первый вице-премьер Дмитрий Медведев призвал крестьян сделать все, чтобы мы могли себя прокормить сами.
Цитата:
Угроза первая: импорт губит наших фермеров
Выигрыш на короткой дистанции не гарантирует победу на длинной. Ведь что получилось? Цены осенью росли потому, что наши фермеры производили меньше, чем мы съедали. Чтобы сдержать цены, мы пустили импорт — и он немедленно ударил по тем же фермерам, которые не могут конкурировать со своими европейскими коллегами. Там же государство тратит миллиарды евро на субсидии. Ударили по фермерам — они не могут наращивать производство. А потребление растет, значит, снова надо увеличивать импорт. Скоро мы попадем в такую ситуацию, когда соскочить с «импортной иглы» уже будет нельзя.
Цитата:
Кто-то скажет, что у потребителя появился выбор. Хочешь — покупай импортные продукты, хочешь — отечественные. Однако на самом деле последний вариант непросто воплотить в жизнь. Ведь многие наши продукты делаются из импортного сырья. Причем сомнительного.
Цитата:
Угроза вторая. (Экологическую чистоту и качество импорта трудно контролировать. - Г.).
Беда в том, что в Россию по-прежнему везут в основном некачественные и недорогие продукты. Американские окорочка у нас дешевле российских, а вопрос об их качестве и возрасте можно задать только заокеанским морозильным камерам. А в мороженом импортном мясе, из которого у нас делают колбасу (так называемая блочка), можно обнаружить самые неожиданные части тела, причем разных животных. Бразильская говядина на поверку оказывается мясом неизвестного происхождения.
Наши пельмени на 70% из импортного сырья. При этом речь идет не только о мясе, но и о других ингредиентах. Например, наши производители активно используют импортную сою. Причем далеко не самую качественную — кормовую.
Порою заграничные продукты питания бывают просто опасны для здоровья. Недобросовестные экспортеры поставляют нам продовольствие, зараженное самыми опасными бактериями — от сальмонеллы до кишечной палочки. А иногда, не мудрствуя, сплавляют обычную тухлятину. Конечно, нельзя сказать, что этими нарушениями грешат только заграничные продукты. Но, судя по отчетам Россельхознадзора, их доля — основная.
Наши прилавки завалены китайской рыбой. И хорошо, если это просто переработанный российский продукт. А если эта рыба «приплыла» к нам прямо из китайской реки, где в силу ужасающей экологии давно уже водятся одни мутанты?!
Цитата:
Угроза третья: кругом враги
Как бы ни улыбались сторонники глобализации, зависимость от импортных продуктов делает страну уязвимой для врагов.
......................................................................................
Перечислив угрозы, авторы делают вывод:
Цитата:
Если внимательно посмотреть на все перечисленные угрозы, становится ясно, что защита от них одна — надо наращивать собственное производство. Самая главная угроза нашей продовольственной безопасности в том, что у людей не хватает стимулов заниматься сельским хозяйством.
То есть благодаря глубоко непродуманному реформированию, мы все эти годы уничтожали свой с/х потенциал. Люди умирали, спивались, бросали землю, уезжали жить в город. Почему созданная "трудами" реформаторов система порождает деградацию села? Делает "неконкурентоспособными" наше с/х производство. Ведь речь идет ни о какой-то мелкой недоработке, неучете того или иного фактора.
Деградация нашего села (как и нашей промышленности высокой технологии и глубокой переработки) - это СИСТЕМНЫЙ эффект. Прямой результат того, как организована сейчас наша экономико-социальная система. Саму эту Систему менять надо. Чтобы не наломать новых дров, этим должны заниматься специалисты.
Вытянуть из ямы сельское хозяйство, ничего при этом не меняя во всей остальной экономической системе, нельзя. Чтобы вытащить, необходима комплексная система мер, по экстренному стимулированию с/х. Но этого мало. Нужна государственная защита наших с/х производителей от диктата перекущиков, мафиозных торговых структур, от лоббирования импортеров местными администрациями. А это предполагает весьма глубокие изменения. Чтобы хотя бы иметь информацию, надо чтобы люди не боялись - но значит нужна линия доверия. Нужен канал оперативной обратной связи от наших крестьян к их защитникам. Нужны спецконтингенты таких защитников, выведенные из под контроля местных администраций. .... Нужны новые законы о земле, водных ресурсах, поддержке с/х производителя. Новая банковская политика. Новые меры пресечения тех, кто разоряет крестьян.... И все это - в виде целого пакета продуманных и системно увязанных мер. Институт целый нужен, чтобы все это делать грамотно и с пользой.
Любые нормальные реформы сначала обдумываются. Потом анализируются. Многократно проигрываются. Просчитываются. И только потом (сначала в небольшом масштабе - и далее корректируясь) внедряются. Но вся эта предварительная работа должна выполняться специалистами с применением теории систем (системной динамики, в которой можно, задав функциональные связи, в общих чертах понять, к чему "в длинном периоде" приведут те или иные решения, теории САС - какие эмерджентные свойства появятся в системе после тех или иных претворенных в жизнь решений: например, такое эмерджентное свойство как деградация села, благодаря проведению в жизнь "реформ" сельского хозяйства. Этого ведь никто не хотел Никто не думал, что замечательные такие прогрессивные и освобождающие крестьян формы работы на селе на деле приведут к катастрофе - вырождению села, гибели нашего сельского хозяйства. Получили новое свойство системы сельскохозяйственного производства - так называемое эмерджентное свойство. Почему именно такое? Почему вместо ожидавшегося расцвета сельского хозяйства получился противоположный результат?
Да потому что реформы должны планировать специалисты по таким системам, которым и должно принадлежать решающее слово. Ведь мы же не доверяем почтальону делать себе операцию на сердце. А операция над социально-экономическим организмом - над Системой - почему эти сложнейшие операции должны чем-то отличаться? Реформа - это операция над социально-экономической САС. Каждая операция опасна, но можно максимально предостеречься, задействовав специалистов по теории сложных систем.
Без такой предварительной работы, реформы, какими бы многообещающе-удачными они ни казались, могут провалиться или даже существенно усугубить ситуацию. Потому что свойства реформируемой (и тем более реформированной) САС могут оказаться совсем не те, на которые рассчитывали. Потому что это свойства, которые возникают спонтанно на глобальном уровне Системы как целого и возникают сами по себе, как аггрегированный эффект действий множества агентов. Каким будут свойства реформированной с/х САС? Зависит от того, как, в каком порядке и кто будет проводить реформирование. Способ реформирования очень значим. Последовательность шагов. Информационное обеспечение. Меры защиты..... Сама методология таких операций важна. Нельзя эти сложнейшие вопросы решать "на глазок", исходя из "здравого смысла". Нельзя исходя из неполной информации и не проведя необходимых "проектно-конструкторских системных исследований и экспертиз", пускаться в реформирование. Ленин в свое время любил говорить, "главное - в драку влезть, а там видно будет". И дров наломали столько, что потом десятилетие разгребали. Горбачев - второй пример. Тоже реформатор без "плана" ("царя") в голове - привел Систему к краю хаоса, а удержать в этом состоянии не сумел. Случилась катастрофа. Это все - теория САС, системная динамика.... - это же не просто академические штучки. Это реально работающие закономерности сложных систем - законы их развития. Как в организме есть например законы кровообращения, передачи импульсов по нервным волокнам, биоритмы..... И все это надо знать и учитывать при проведении операций. Так и при реформировании социо-экономических САС надо знать законы таких систем, чтобы минимизировать возможные риски.
Хорошее управление - это когда управляющие сигналы снизу вверх и сверху вниз сбалансированы и не противоречат друг другу. Гигантская централизация и жесткий диктат сверху-вниз так же плох, как и другая крайность - полная автономия на местах до анархии и сепаратизма.
Проблемы построения оптимально-работающей социо-экономической САС должны быть поставлены сейчас на первое место. Если мы хотим сохранить целостность страны. Вернуть ей реальную экономическую независимость. Обеспечить ей внутреннюю стабильность. Активизировать накопленный потенциал.....
Если мы хотим возродить Россию, надо создавать Мозговой Центр изучения САС - отрастить Голову нашей Российской социо-экономической Системы. Ведь не секрет, что вот уже скоро 20 лет, как мы развиваемся подобно организмам, не имеющим головы. Решаем, опираясь скорее на инстинкты, чем на интеллект. А без интеллекта, собранного и многократно усиленного благодаря постоянным контактам в одном месте, прогресс невозможен.
Голова должна думать и принимать решения.
Голова должна находиться выше всех остальных частей социо-экономического организма.
Голова гораздо важнее мускулов и желудка.
Голову нашу - интеллект лучших наших умов - беречь надо как главное богатство страны. Потому что от интеллектуального и человеческого потенциала нации - а не от стабфонда, ценных бумажек и т.п. - зависит сейчас будущее страны.
Самое время сейчас заново перечитать знаменитый монолог Гамлета.
Григорий.