С О Ц И Н Т Е Г Р У М

Назад Форум На Главную

Вико - портрет

ВИКО ДЖАМБАТТИСТА (1688 – 1744) – итальянский философ истории. Родился 23 июня 1668 г. в Неаполе. В 1698 – 1708 профессор риторики университета Неаполя, в 1734 –1741 придворный историограф. Основные труды: «Основания новой науки об общей природе наций, благодаря которым обнаруживаются также новые основания естественного права народов» (1725, 1730, 1744), «О древней мудрости итальянцев» (1710).

В «Основании новой науки…» выдвинул циклическую концепцию философии истории, предвосхитившую ряд идей, впоследствии развитых Г. Гегелем, К. Марксом, Г. Риккертом, О. Шпенглером, П. Сорокиным и др. Может быть отнесен к числу основателей философии истории и культурологии. Важнейшими идеями, выдвинутыми Вико, были наличие объективных законов истории, цикличность развития наций, целостность и своеобразие культур.

Объективные законы истории Вико рассматривал как результат действия Провидения. Познание законов истории – проникновение человечества в замыслы Бога. Историческая наука в этой связи – познание человечества о собственных деяниях, так как познать мы можем только то, что мы делаем.

Важнейшая из закономерностей истории – наличие трёх циклически повторяющихся эпох в развитии наций, «века богов», «века героев», «века людей».

«Век богов» характеризуется отсутствием государства, господством жрецов и патриархальной семьи, религиозно-мифологическим отражением представлений людей о мире, и о себе самих. Поэты создавали мифы о богах, в которых находила своё своеобразное представление сама история. Миф таким образом – не вымысел, не результат забавы или развлечения. Это один из способов познания мира, основанный на чувствах, воображении, фантазии, осуществляемый людьми, только вступившими на путь изучения окружающего мира. Не будучи в состоянии понять действительные причины тех или иных явлений, люди для их объяснения создавали богов в своём воображении. В мифах отражается мироощущение народа, они основа любой культуры. Поэтому изучать мифы необходимо для понимания прошлого человечества. Язык века богов – это язык метафор и образов, в которых люди стремились, подобно мифу, передать те или иные явления, например, безобразная Бедность, печальная Старость, бледная Смерть. Мораль «века богов» окрашена религией и благочестием. Хотя государство и отсутствовало, но существовала безграничная власть отцов семейств над своими домочадцами и слугами, которая была самой деспотичной формой господства в истории. В руках отцов семейств находилась неограниченная власть. Они имели право на жизнь и смерть слуг и домочадцев. Страх перед отцами семейств, так же как и страх перед богами, обеспечивал соблюдение морали и норм права.

«Век героев» – суровый и жёсткий. Нравы людей гневливые, гордые, надменные и мстительные. Господствует «право Ахилла», то есть право силы. Рассудок беспомощен, страсти всесильны, речь хвастлива и возвышенна. Язык, соответствующий героическому веку – это язык символов, подобий, сравнений. Представления людей об обществе кристаллизуются в героических поэмах, блестящим образцом которых, выступают, например, поэмы Гомера, особенно «Илиада». Кстати, Вико не считал Гомера реальной исторической личностью, а его поэмы понимал как продукт коллективного творчества поэтов-певцов. Государство героического века – это государство благородного сословия, аристократии, которой противостоит подчинённая масса простого народа, плебеев.

«Век людей» представлен такими атрибутами, как демократическая республика или представительная монархия, главенство не происхождения, а личных качеств людей. На смену религиозно-благочестивым нравам «века богов» и гневливо-щепетильным нравам «века героев» приходит мораль, основанная на совести и долге. На смену «праву силы» приходит «человеческое право», где все равны перед законом», а в основе права лежат установления человеческого разума. Господствует язык простого народа, а не благородного сословия.

Смена эпох происходит в результате борьбы между различными общественными силами – сначала домочадцами и отцами семейств, приводящей к смене «века богов» на «век героев», затем народом и аристократией, приводящей к смене «века героев» на «век людей». В конце каждого трёхфазового цикла наступает упадок и крах общества.

Целостность культуры проявляется у Вико в том, что каждый тип эпохи характеризуется целым рядом взаимосвязанных культурных особенностей. Так, существует три вида языка, три вида характеров, юриспруденции, понимания права, государства, морали, искусства, три вида мышления.

Наличие трёх данных эпох Вико прослеживает в истории Греции и Рима, затем средневековой Европы и современного ему общества.

Первый круг (трёхфазовый цикл) развития охватывает Грецию и Рим. «Век богов» характеризуется эпохой поэтов-теологов, создававших основы языческой мифологии, «век героев» – временем Гомера, «век людей» – демократиями древности. Однако свобода была недолговечной. Частные интересы побеждали общественные, происходило обогащение немногих, и свобода превращалась в рабство. Господство формального права не означало справедливости, которая находила своё выражение только в милости, а не в праве. Тирания законов выгодна для «Могущественных», то есть для знати, а не для народа. (Сам же Вико видел основы справедливой юстиции не в следовании формальным правовым нормам, а в отступлении от них в пользу милостивого правосудия). «Могущественные» стали направлять волю демократических учреждений в своих интересах. Как следствие – начались восстания и гражданские войны, и во взаимном истреблении наций возникла монархия римских императоров. Прекращаются гражданские войны и борьба партий. Монарх выступает как бы гарантией прав простого народа. Но рабство как гарантия свободы приводит к тому, что монарх берёт на себя все общественные дела, а подданным остаётся заботиться прежде всего о своих частных делах, а об общественных – лишь в той мере, в какой им разрешает монарх. В итоге утрачивается всякий интерес граждан к делам государства, исчезает героизм, характерный для более ранних эпох, человечество вновь впадает в варварство, хотя и иное, чем то, что было прежде. Всё это закончилось крахом античного мира. Города превратились в леса, а леса – в человеческие берлоги.

Во втором круге истории в качества «века богов» Вико рассматривает Тёмные века в истории Европы, когда зародилась христианская религия, «времена поистине Божественные», в качестве «века героев» – времена, когда христианские короли основывали свои вооруженные монархии и вели чистые и благочестивые войны героических народов. Аналогом «Илиады» Гомера был описывавший похождения рыцарей эпос Средневековья, воспевавший те же «героические» идеалы. Эпоху, в которую жил сам Вико, он рассматривал как «век людей» и оценивал её весьма оптимистично, как эпоху культурности и изобилия благ. Вико искал и, как он считал, находил, сходные явления между двумя циклами истории Античности – Западной Европы, а также проводил параллели с историей других регионов (Индии, Китая, России, Персии, Турции, Японии). Некоторые же области, по его мнению, такого движения не проделали – это Карфаген, Капуя и Нуманция.

В то же время сходные явления в одинаковых фазах разных циклов не предполагают у Вико простую повторяемость явлений. История человечества не начинается каждый раз сначала, циклы хотя и повторяются, но в другом качестве.

© В.В. Поколодин, 2005

Научным взглядам Дж. Вико посвящены ресурсы:

В.М. Дианова. Концепция циклического развития культуры Джамбаттисты Вико и её последователи:
http://anthropology.ru/ru/texts/dianova/studia02_04.html

В.М. Дианова. Джамбаттиста Вико как культуролог:
http://anthropology.ru/ru/texts/dianova/metatext_05.html

М. Лифшиц. Джамбаттиста Вико:
http://www.philosophy.ru/library/misc/jambattista_viko.html


Назад Форум На Главную